Какой смысл в целовании?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • shield
    ёжавистка 8го пня

    • 23 April 2011
    • 5996

    #46
    Ещё немного истории

    Третья тема заключение мира между князьями и крестоцелование. Повесть очень эмоционально осуждает нарушение крестного целования. Приведем один пример из записи под 1068 годом: "Всеславъ же седе Кыеве. Се же Богъ яви силу крестную: понеже Изяславъ целовавъ крестъ и я и (и схватил его); темже наведе Богъ поганыя, сего же яве избави крестъ честный. Въ день бо Въздвиженья Всеславъ, вздохнувъ рече:


    "О кресте честный!
    Понеже къ тобе веровахъ,
    избави мя от рва сего".
    Богъ же показа силу крестную

    на показанье земле Русьстей,
    да не преступаютъ честнаго креста,
    целовавше его;
    аще ли преступить кто,
    то и зде прiиметь казнь

    и на придущемь веце
    казнь вечную.
    Понеже велика есть
    сила крестная:
    крестомъ бо побежени бывають
    силы бесовьскыя,
    крестъ бо княземъ
    въ бранехъ пособить,
    въ бранехъ крестомъ согражаеми
    вернiи людье побежають
    супостаты противныя,
    крестъ бо вскоре избавляеть от напастiй
    призывающимъ его съ верою.
    Ничтоже ся боять беси,
    токмо креста.
    Аще бо бывають от бесъ мечтанья,
    знаменавше лице крестомъ,
    прогоними бывають" (Повесть 1978:186).


    Поводом для написания этого отрывка послужил конкретный факт избавления Всеслава из рук нарушившего крестоцелование Изяслава в день двунадесятого православного праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (так звучит полное название праздника). Нельзя не заметить поэтических достоинств этого отрывка и его особую ритмику, поэтому мы и записали его в столбик. Это настоящий гимн кресту: Бог являет силу креста, и через крест Бог являет Свою силу, крест оружие против нечистой силы, крест ведет князей к победе в сражениях, он же охраняет ратников на поле битвы, верующие крестом побеждают любых противников, крест избавляет от всяких напастей, если с верою призывать его на помощь в молитве. Но все это, как подчеркивает летописец, действительно лишь в том случае, если человек верит в божественную силу креста и не нарушает крестоцелования. В противном случае преступившего крестное целование ждет наказание от Бога и в этой и в будущей жизни.



    Владимир Мономах (1053-1125) был воинственным князем. В своем "Поучении" (1117 г.) он сообщает, что совершил 83 больших похода против половцев, ляхов, против других князей, число же малых походов не помнит.[19] Он победил и посек около двухсот лучших половецких мужей, а примерно сто половецких князей взял в плен и отпустил. Но в заслугу себе князь ставит и перемирия, которые он заключал с врагами. Замечательно, что свои походы, свои ратные подвиги князь Владимир несколько раз называет трудом или трудами (Поучение 1978:403,409). Для него поход есть такой же необходимый труд, как и любое мирное занятие: выращивание хлеба или строительство жилья. Мало того, князь считает этот смертельно опасный труд своим главным делом и ставит себе в заслугу, что он "хрестьяныхъ людiй деля (для), колико бо сблюдъ по милости своей и по отчи молитве от всехъ бедъ" (Поучение 1978:392).

    Владимир Мономах. Фрагмент барельефа Храма Христа Спасителя



    И другое, что бросается в глаза в Поучении: князь начинает и заканчивает его изложением христианской мудрости и завещает детям исполнять христианские заповеди. Владимир Мономах особо подчеркивает, не упоминая о других князьях-клятвопреступниках, что он не нарушал крестного целования (Поучение 1978:392).



    ============================

    Т.е. очевидно, что крестное целование было клятвой, которой скрепляли какие либо важные договора и обещания.
    19. потому что участь сынов человеческих и участь животных участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все суета! © Екклесиаст

    теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1-я Царств 15:3)

    Комментарий

    • NUB
      Отключен

      • 06 August 2010
      • 1414

      #47
      Сообщение от shield999

      ============================

      Т.е. очевидно, что крестное целование было клятвой, которой скрепляли какие либо важные договора и обещания.
      Потрудитесь подтвердить свою личную гипотетику аргументацией, хотя-бы, в вашем понимании.

      P.S. Редуцирую. Ответьте на вопрос - "почему?".

      Комментарий

      • shield
        ёжавистка 8го пня

        • 23 April 2011
        • 5996

        #48
        Герберштейн в 1526 г.: Великий князь «глядя на крест, трижды осеняет себя крестным знамением, столько же раз наклоняя голову и опуская правую руку почти до земли; затем, подойдя ближе и шевеля губами, будто произнося молитву, отирает уста полотенцем, сплёвывает на землю и, поцеловав наконец крест, прикасается к нему сперва лбом, потом тем и другим глазом». Между тем, Церковь была против крестного целования. Митр. Фотий в 1427 г. писал, что «христьянину православну не дан честный крест в роту». Духовенству запрещалось присягать на кресте, и до 1917 г. священники были освобождены от присяги в суде. В 1519 г. Василий III уклонился от крестного целования, объяснив, что идёт пост: «Мы в свое говенье правды никому не даем» («правда» - присяга, скреплённая целованием креста).


        Сам обряд целования креста проводился не духовенством. В XVI в. духовник царя вносил в палату крест, предназначенный для присяги, и высылался из палаты. Договор, бывший предметом присяги, клали на блюдо. Лишь при Романовых процедура крестного целования стала более церковной: ставили аналой, свечу, грамоту клали на аналой, священник говорил проповедь. И польские короли в XVII веке стали присягать не во дворце, как ранее, а в костёле.


        Магическое отношение к целованию креста проявлялось в том, что насильное целование всё равно считалось действительным. Смысл обряда единение того, кто целует крест, с договором. Поцелуй символ этого единения, «цельности». На первом месте физический контакт. «Поэтому при крестном целовании в Москве оба экземпляра договора складывались вместе, но сверху, под крестом, лежала грамота, составленная от имени русского государя. Напротив, при совершении той же процедуры за границей иностранный монарх клал «свое слово наверх, а государево на низ». Крест должен был соприкасаться с тем из двух текстов, который составлен от имени присягающего». Послам предписывалось следить, чтобы король целовал «в самой крест прямо губами, а не в подножье и не мимо креста, да и не носом» .


        Когда появились лютеране, им давали для присяги не крест, а Евангелие. Мусульмане целовали Коран.
        Маленькая хитрость: крестное целование как «правда» не считали клятвой («ротой»), потому что в текст договора не включали проклятие. Если бы договор, как встарь (и как в договоре Пскова с Дерптом в 1509 г.) гласил: «А с которой стороны не учнут правити крестное целование, ино на того Бог и крестное целование, и мор, и голод, и огонь, и меч», - вот это была бы «рота» .

        19. потому что участь сынов человеческих и участь животных участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все суета! © Екклесиаст

        теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1-я Царств 15:3)

        Комментарий

        • NUB
          Отключен

          • 06 August 2010
          • 1414

          #49
          Магическое отношение к целованию креста проявлялось в том, что насильное целование всё равно считалось действительным. Смысл обряда единение того, кто целует крест, с договором. Поцелуй символ этого единения, «цельности». На первом месте физический контакт. «Поэтому при крестном целовании в Москве оба экземпляра договора складывались вместе, но сверху, под крестом, лежала грамота, составленная от имени русского государя. Напротив, при совершении той же процедуры за границей иностранный монарх клал «свое слово наверх, а государево на низ». Крест должен был соприкасаться с тем из двух текстов, который составлен от имени присягающего». Послам предписывалось следить, чтобы король целовал «в самой крест прямо губами, а не в подножье и не мимо креста, да и не носом» .
          Кокой ужос..))))! Вы хоть вникайте в цитируемое...))
          Ну, а поскольку вас никто не принуждал к данным действиям, то вполне логичным будет допущение, что вы разделяете смысл цитируемого.
          Исходя из вышеизложенного следует два, вполне очевидных, вопроса:
          - если это "магический ритуал", то каковы его последствия?
          - и если таковые существуют, возникает необходимость свидетельства о таковых фактах. Причем в "интересном контексте" изложенного.

          P.S. Если вы осознанно, не просто согласны с изложенным в цитате, а и разделяете данное утверждение, то у вас возникает необходимость доказать фактами, непреложность утверждения. В противном случае, надеюсь вы знаете, юридическую классификацию таковых действий..)

          Комментарий

          • shield
            ёжавистка 8го пня

            • 23 April 2011
            • 5996

            #50
            Убранство православного храма представлено рядом характерных иконографических типов, которые отличаются по стилистике, технике исполнения и символическому значению. Так, широко распространены небольшие аналойные иконы, предназначенные для возложения на аналой специальную металлическую подставку, стоящую рядом с иконостасом. Традиционно входящие в храм поклоняются и целуют икону, что объясняет второе название «целовальный» образ.


            Целовальная икона связана с определенным событием и выставляется на аналое в честь праздника или святого, празднование которого совершается в данный момент. Спустя некоторое время место одной иконы занимает другая, в то время как первая отправляется на хранение до следующего года. Как правило, в храмах имеются целые циклы, насчитывающие до 24 и более аналойных икон, выполненных в единой стилистике. Наиболее широко распространены «минейные» серии, соответствующие месяцам года, иконы с изображением переходящих, Господских и Богородичных праздников, а также страстного и пятидесятничного циклов. Общее что объединяет их все, это формат и стилистика изображения, схожая с книжной миниатюрой.
            К другому известному типу относятся выносные иконы, предназначенные для обнесения храма во время свершения Крестного хода. Эти иконы больше по размеру и отличаются тем, что имеют две стороны с изображениями Божьей Матери и Николая Святителя.


            Издревле выносная икона Божьей Матери считается символом покровительства и божественного заступничества. Ею обносили крепостные стены во время осад, к ней обращались во время пожаров и эпидемий. Неслучайно, что подавляющее большинство чудотворных и чтимых икон, информация о которых сохранилась до наших дней, были выносными. Хрестоматийный пример предание о новгородском чуде, повествующее об одном из первых известных сегодня случаев миротечения.
            В зависимости от размера храма количество находящихся в нем икон может варьироваться от десятка до нескольких тысяч. Среди них обязательно будет представлена пара икон Богоматери и Иисуса Христа, которые располагаются за алтарем и, в некоторых случаях, выполняются в непривычной для православия технике витража.

            Храмовые иконы
            ==================================
            Понятия и термины из истории России с древнейших времен до 1861 г.


            Запись целовальная письменный документ с присягой (целованием креста, иконы) об исполнении обязанностей или поручения.
            История России. Понятия и термины. Слова, начинающиеся на З
            =====================================

            Русские документы до XVIII века
            Одним из распространенных типов делового письма в это время были духовные распоряжения, называвшиеся Рукописаниями. Выражая предсмертную волю, автор такого текста сообщал условия передачи своего имущества монастырю, церкви или иному религиозному учреждению. Подобен по содержанию и текст Душевных грамот.


            В этот период совершенствуются дипломатический документы, появляются их разновидности: Крестное целованиё (1436 г.), Целовальная запись (1480 г.). Мирное докончание. Заметен рост числа документов, связанных с организационно-распорядительной деятельностью. Например, вызов на суд производился в ХV в. специальным документом Позовницей, причем такой порядок был принят для разных территорий Русского государства, а не только для Пскова, как считали раньше.


            Русские документы до XVIII века
            19. потому что участь сынов человеческих и участь животных участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все суета! © Екклесиаст

            теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1-я Царств 15:3)

            Комментарий

            • NUB
              Отключен

              • 06 August 2010
              • 1414

              #51
              Дааа, это "безусловно" свидетельствует о "магической онтологии указанного обряда"...) Ну да ладно..)

              P.S. В "правовом понимании" - довольно эклектичный элемент "непротивления сторон", свидетельствующий о личном понимании фиксации (статус кво) чистоты намерений, при использовании знаковых атрибутов ...)) И не более.
              Последний раз редактировалось NUB; 11 September 2011, 10:13 AM. Причина: Удалено дополнение.

              Комментарий

              • Сестра Аллачка
                вот это лето ОО))))Оо

                • 08 February 2011
                • 16434

                #52
                ЭЭ..а куда заточили топикстартера Юпитера? За что провинился то?
                Ну а целование всего подряд-дело каждого!хочет хай целует мне не жалко !ОО
                Если вас незаслуженно обидели, вернитесь и заслужите ооо)))
                оооо Наш религиозный форум "Свобода"от Аллачки имеет сразу 4 админа(креатив))
                Идеальных людей нет просто найдите такого же сумасшедшего, как вы сами.
                Верьте в Бога...ведь у вас еще есть шанс уверовать,чтоб потом не сказать " А мы и не знали"! оо

                Комментарий

                • JSH
                  Ветеран

                  • 27 July 2011
                  • 3711

                  #53
                  Сообщение от Сестра Аллачка
                  ЭЭ..а куда заточили топикстартера Юпитера? За что провинился то?
                  Ну а целование всего подряд-дело каждого!хочет хай целует мне не жалко !ОО
                  Тебя уже выпустили в народ? ^__^
                  А его заточили видать туда же, куда всех неугодных.
                  Своею жизнью, жизнь увековечь! (с)
                  *********************************************
                  - Мне скучно, Демон!
                  - Что делать, Фауст. Все скучают... (с)
                  *********************************************
                  Баллады пишут не для того, чтобы им верили. Их пишут для того, чтобы волновать сердца.(с)
                  *********************************************
                  Быть эгоистом это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе бы хотелось. (с)

                  Комментарий

                  • Ingreyt
                    У Бога нет религии

                    • 08 August 2011
                    • 844

                    #54
                    Целование-есть признак любви.
                    -Господи , к тебе атеисты!
                    - Передай им , что меня нет

                    Комментарий

                    • shield
                      ёжавистка 8го пня

                      • 23 April 2011
                      • 5996

                      #55
                      Здравствуй многострадальная целовальная темка! Совсем я тебя забросила. Никто в тебя не пишет. Ну, ничего.



                      19. потому что участь сынов человеческих и участь животных участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все суета! © Екклесиаст

                      теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1-я Царств 15:3)

                      Комментарий

                      • live4God
                        R.I.P.

                        • 02 March 2011
                        • 4431

                        #56
                        Сообщение от shield999
                        Здравствуй многострадальная целовальная темка! Совсем я тебя забросила. Никто в тебя не пишет. Ну, ничего.
                        а чойт Вы с неодушевлённым предметом разговариваете?

                        Комментарий

                        • Фокс
                          Ветеран

                          • 01 November 2010
                          • 8322

                          #57
                          Сравните.
                          Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	1301983272_dsc00285.jpg
Просмотров:	1
Размер:	39.5 Кб
ID:	10120822Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	vatutin5.jpg
Просмотров:	1
Размер:	50.2 Кб
ID:	10120823

                          Слева в гробу - архиеп. Георгий, справа - генерал армии Ватутин.
                          Соответственно, слева - похороны церковные, справа - светские (атеистические).
                          Однако целование мы видим в обоих случаях. О чем нам это говорит? Это говорит о том, что целование покойного - это общечеловеческий, надрелигиозный, знак почтения к умершему.
                          "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

                          Комментарий

                          • JSH
                            Ветеран

                            • 27 July 2011
                            • 3711

                            #58
                            Сообщение от Фокс
                            Сравните.
                            Слева в гробу - архиеп. Георгий, справа - генерал армии Ватутин.
                            Соответственно, слева - похороны церковные, справа - светские (атеистические).
                            Однако целование мы видим в обоих случаях. О чем нам это говорит? Это говорит о том, что целование покойного - это общечеловеческий, надрелигиозный, знак почтения к умершему.
                            На светских похоронах, лоб покойного целуют только близкие люди. И это не является обязательным.
                            К тому же, речь в теме несколько о другом.
                            Своею жизнью, жизнь увековечь! (с)
                            *********************************************
                            - Мне скучно, Демон!
                            - Что делать, Фауст. Все скучают... (с)
                            *********************************************
                            Баллады пишут не для того, чтобы им верили. Их пишут для того, чтобы волновать сердца.(с)
                            *********************************************
                            Быть эгоистом это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе бы хотелось. (с)

                            Комментарий

                            • Фокс
                              Ветеран

                              • 01 November 2010
                              • 8322

                              #59
                              Сообщение от JSH
                              На светских похоронах, лоб покойного целуют только близкие люди. И это не является обязательным.
                              К тому же, речь в теме несколько о другом.
                              В последнем сообщении Шилд какие фото привела? Целования мощей. Вот и я привел фото целования мощей - в контексте церковной и светской церемонии.
                              Тем более, что светская церемония в любом случае имеет корни в церковной: в чине погребения предполагается, что все верные, присутствующие на похоронах, дают целование усопшему брату или сестре ("приветствуйте друг друга лобзанием святым").
                              "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

                              Комментарий

                              • JSH
                                Ветеран

                                • 27 July 2011
                                • 3711

                                #60
                                Сообщение от Фокс
                                В последнем сообщении Шилд какие фото привела? Целования мощей. Вот и я привел фото целования мощей - в контексте церковной и светской церемонии.
                                Тем более, что светская церемония в любом случае имеет корни в церковной: в чине погребения предполагается, что все верные, присутствующие на похоронах, дают целование усопшему брату или сестре ("приветствуйте друг друга лобзанием святым").
                                Согласитесь, что свежий туп, отличается от мощей.
                                И, что с того, что светские похороны имеют корни в церковном? Я же говорю - теперь мало кто так поступает. Только из большой любви к человеку при жизни.
                                Последний раз редактировалось JSH; 22 September 2011, 12:51 PM.
                                Своею жизнью, жизнь увековечь! (с)
                                *********************************************
                                - Мне скучно, Демон!
                                - Что делать, Фауст. Все скучают... (с)
                                *********************************************
                                Баллады пишут не для того, чтобы им верили. Их пишут для того, чтобы волновать сердца.(с)
                                *********************************************
                                Быть эгоистом это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе бы хотелось. (с)

                                Комментарий

                                Обработка...