Ещё немного истории
Третья тема заключение мира между князьями и крестоцелование. Повесть очень эмоционально осуждает нарушение крестного целования. Приведем один пример из записи под 1068 годом: "Всеславъ же седе Кыеве. Се же Богъ яви силу крестную: понеже Изяславъ целовавъ крестъ и я и (и схватил его); темже наведе Богъ поганыя, сего же яве избави крестъ честный. Въ день бо Въздвиженья Всеславъ, вздохнувъ рече:
"О кресте честный!
Понеже къ тобе веровахъ,
избави мя от рва сего".
Богъ же показа силу крестную
на показанье земле Русьстей,
да не преступаютъ честнаго креста,
целовавше его;
аще ли преступить кто,
то и зде прiиметь казнь
и на придущемь веце
казнь вечную.
Понеже велика есть
сила крестная:
крестомъ бо побежени бывають
силы бесовьскыя,
крестъ бо княземъ
въ бранехъ пособить,
въ бранехъ крестомъ согражаеми
вернiи людье побежають
супостаты противныя,
крестъ бо вскоре избавляеть от напастiй
призывающимъ его съ верою.
Ничтоже ся боять беси,
токмо креста.
Аще бо бывають от бесъ мечтанья,
знаменавше лице крестомъ,
прогоними бывають" (Повесть 1978:186).
Поводом для написания этого отрывка послужил конкретный факт избавления Всеслава из рук нарушившего крестоцелование Изяслава в день двунадесятого православного праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (так звучит полное название праздника). Нельзя не заметить поэтических достоинств этого отрывка и его особую ритмику, поэтому мы и записали его в столбик. Это настоящий гимн кресту: Бог являет силу креста, и через крест Бог являет Свою силу, крест оружие против нечистой силы, крест ведет князей к победе в сражениях, он же охраняет ратников на поле битвы, верующие крестом побеждают любых противников, крест избавляет от всяких напастей, если с верою призывать его на помощь в молитве. Но все это, как подчеркивает летописец, действительно лишь в том случае, если человек верит в божественную силу креста и не нарушает крестоцелования. В противном случае преступившего крестное целование ждет наказание от Бога и в этой и в будущей жизни.
Владимир Мономах (1053-1125) был воинственным князем. В своем "Поучении" (1117 г.) он сообщает, что совершил 83 больших похода против половцев, ляхов, против других князей, число же малых походов не помнит.[19] Он победил и посек около двухсот лучших половецких мужей, а примерно сто половецких князей взял в плен и отпустил. Но в заслугу себе князь ставит и перемирия, которые он заключал с врагами. Замечательно, что свои походы, свои ратные подвиги князь Владимир несколько раз называет трудом или трудами (Поучение 1978:403,409). Для него поход есть такой же необходимый труд, как и любое мирное занятие: выращивание хлеба или строительство жилья. Мало того, князь считает этот смертельно опасный труд своим главным делом и ставит себе в заслугу, что он "хрестьяныхъ людiй деля (для), колико бо сблюдъ по милости своей и по отчи молитве от всехъ бедъ" (Поучение 1978:392).
И другое, что бросается в глаза в Поучении: князь начинает и заканчивает его изложением христианской мудрости и завещает детям исполнять христианские заповеди. Владимир Мономах особо подчеркивает, не упоминая о других князьях-клятвопреступниках, что он не нарушал крестного целования (Поучение 1978:392).
============================
Т.е. очевидно, что крестное целование было клятвой, которой скрепляли какие либо важные договора и обещания.
Третья тема заключение мира между князьями и крестоцелование. Повесть очень эмоционально осуждает нарушение крестного целования. Приведем один пример из записи под 1068 годом: "Всеславъ же седе Кыеве. Се же Богъ яви силу крестную: понеже Изяславъ целовавъ крестъ и я и (и схватил его); темже наведе Богъ поганыя, сего же яве избави крестъ честный. Въ день бо Въздвиженья Всеславъ, вздохнувъ рече:
"О кресте честный!
Понеже къ тобе веровахъ,
избави мя от рва сего".
Богъ же показа силу крестную
на показанье земле Русьстей,
да не преступаютъ честнаго креста,
целовавше его;
аще ли преступить кто,
то и зде прiиметь казнь
и на придущемь веце
казнь вечную.
Понеже велика есть
сила крестная:
крестомъ бо побежени бывають
силы бесовьскыя,
крестъ бо княземъ
въ бранехъ пособить,
въ бранехъ крестомъ согражаеми
вернiи людье побежають
супостаты противныя,
крестъ бо вскоре избавляеть от напастiй
призывающимъ его съ верою.
Ничтоже ся боять беси,
токмо креста.
Аще бо бывають от бесъ мечтанья,
знаменавше лице крестомъ,
прогоними бывають" (Повесть 1978:186).
Поводом для написания этого отрывка послужил конкретный факт избавления Всеслава из рук нарушившего крестоцелование Изяслава в день двунадесятого православного праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (так звучит полное название праздника). Нельзя не заметить поэтических достоинств этого отрывка и его особую ритмику, поэтому мы и записали его в столбик. Это настоящий гимн кресту: Бог являет силу креста, и через крест Бог являет Свою силу, крест оружие против нечистой силы, крест ведет князей к победе в сражениях, он же охраняет ратников на поле битвы, верующие крестом побеждают любых противников, крест избавляет от всяких напастей, если с верою призывать его на помощь в молитве. Но все это, как подчеркивает летописец, действительно лишь в том случае, если человек верит в божественную силу креста и не нарушает крестоцелования. В противном случае преступившего крестное целование ждет наказание от Бога и в этой и в будущей жизни.
Владимир Мономах (1053-1125) был воинственным князем. В своем "Поучении" (1117 г.) он сообщает, что совершил 83 больших похода против половцев, ляхов, против других князей, число же малых походов не помнит.[19] Он победил и посек около двухсот лучших половецких мужей, а примерно сто половецких князей взял в плен и отпустил. Но в заслугу себе князь ставит и перемирия, которые он заключал с врагами. Замечательно, что свои походы, свои ратные подвиги князь Владимир несколько раз называет трудом или трудами (Поучение 1978:403,409). Для него поход есть такой же необходимый труд, как и любое мирное занятие: выращивание хлеба или строительство жилья. Мало того, князь считает этот смертельно опасный труд своим главным делом и ставит себе в заслугу, что он "хрестьяныхъ людiй деля (для), колико бо сблюдъ по милости своей и по отчи молитве от всехъ бедъ" (Поучение 1978:392).
![]() |
Владимир Мономах. Фрагмент барельефа Храма Христа Спасителя |
И другое, что бросается в глаза в Поучении: князь начинает и заканчивает его изложением христианской мудрости и завещает детям исполнять христианские заповеди. Владимир Мономах особо подчеркивает, не упоминая о других князьях-клятвопреступниках, что он не нарушал крестного целования (Поучение 1978:392).
============================
Т.е. очевидно, что крестное целование было клятвой, которой скрепляли какие либо важные договора и обещания.
Комментарий