Относительно того, кем является великая блудница из Откровения, есть несколько соображений.
Главным женским божеством в Ханаане являлась Астарта (евр. "Ашера"), богиня любви (чувственного вожделения) и плодородия (иногда изображалась с двумя рогами). С поклонением Астарте была связана повсеместная культовая проституция, кроме культовых проституток женского и мужского рода, блудом в храмах занимались и другие женщины [Л.43, стр.60].В финикийском городе Угарит эта богиня обозначалась как "владычица моря", жена бога Эля, у которой было 70 детей, в том числе, бог Ваал. "Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение её идолам проникло также в среду народа Божьего" [там же, стр.60] .
Например, из 4 Цар.23:4-7 следует, что при иерусалимском храме находились дома блудников, где женщины ткали одежды для Астарты (Ашэйры), стоявшей на территории храма (см. также Суд.2:11-13, 3:7, 10:6, 1Цар.7:3, 3Цар.11:5, 4Цар.17:10, 21:7, Иер.7:9; израильтяне, временами, считали Астарту женой Яхве [Л.16, стр.417]).
Хананейская Астарта это вавилоно-ассирийская богиня Иштар. В Вавилоне, главном центре язычества, она была дочерью бога луны Сина и женой верховного бога Ану, а сам город отождествлялся евреями с духовными силами зла [Л.26].
Поэтому Иоанн называет "жену" (очевидно, великую языческую богиню Астарту-Иштар-Афродиту-Юнону), сидящую над многими водами (народами), "великой блудницей" (17:1) и "Вавилоном" (ст.5, в древних клинописных табличках и греч. языке слово "Вавилон" женского рода).
"На лбу у неё было начертано имя с тайным значением: "Великий город Вавилон, мать блудниц и всяческой мерзости на земле" (17:5, совр. пер. [Л.25]).
Древний Вавилон давно пришёл в запустение и заброшен, однако вТретьей книге Ездры предсказано, что город будет уничтожен в конце времён. Его разрушит гигантское цунами, вызванное падением "звезды", отчего в атмосферу поднимутся пыль и дым:
"и пройдут (воды) безостановочно до Вавилона и сокрушат его; соберутся к нему и окружат его; прольют звезду и ярость на него. И поднимется пыль и дым до самого неба ..." (3Ездр.15:43, 44). По-видимому, эту "звезду" Иоанн, в стихе 18:21, называет "камнем".
Оттого некоторые толкователи полагают, что город Вавилон будет восстановлен и станет международным торговым (и/или политическим) центром (столицей) антихриста. Другие считают, что Иоанн имел в виду Рим, третьи - Иерусалим.
Все три версии небезосновательны, однако великая блудница выглядит гораздо значительнее и величественнее древних Вавилона (17:2, 4-6, 15, Иер.51:12, 13), Иерусалима (Иез. гл.16, Ис.1:21), Тира (Ис.23:15-17) или Ниневии (Наум.3:4-7), а слово "тайна" указывает на более глубокое значение этого явления.
Вероятнее всего, в главе 17 речь идёт об обобщённом персонифицированном образе, воплощающем мерзости городов мира (17:5), отражающем противные Богу силы (18:4-8), олицетворяющем всю планету (14:8). Ибо "в нём найдена (пролилась) кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (18:24), чего нельзя полностью отнести ни к Вавилону, ни к Иерусалиму или Риму, ни к другому конкретному городу (Константинополю, Афинам, Москве или Киеву).
Сегодня это символическая столица мира, "великий город, царствующий над земными царями" (17:18), управляющий людьми и народами, племенами и языками (ст.15), но осуждённый Богом на гибель (17:1, 18:8-10, 19:2).
Главным женским божеством в Ханаане являлась Астарта (евр. "Ашера"), богиня любви (чувственного вожделения) и плодородия (иногда изображалась с двумя рогами). С поклонением Астарте была связана повсеместная культовая проституция, кроме культовых проституток женского и мужского рода, блудом в храмах занимались и другие женщины [Л.43, стр.60].В финикийском городе Угарит эта богиня обозначалась как "владычица моря", жена бога Эля, у которой было 70 детей, в том числе, бог Ваал. "Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение её идолам проникло также в среду народа Божьего" [там же, стр.60] .
Например, из 4 Цар.23:4-7 следует, что при иерусалимском храме находились дома блудников, где женщины ткали одежды для Астарты (Ашэйры), стоявшей на территории храма (см. также Суд.2:11-13, 3:7, 10:6, 1Цар.7:3, 3Цар.11:5, 4Цар.17:10, 21:7, Иер.7:9; израильтяне, временами, считали Астарту женой Яхве [Л.16, стр.417]).
Хананейская Астарта это вавилоно-ассирийская богиня Иштар. В Вавилоне, главном центре язычества, она была дочерью бога луны Сина и женой верховного бога Ану, а сам город отождествлялся евреями с духовными силами зла [Л.26].
Поэтому Иоанн называет "жену" (очевидно, великую языческую богиню Астарту-Иштар-Афродиту-Юнону), сидящую над многими водами (народами), "великой блудницей" (17:1) и "Вавилоном" (ст.5, в древних клинописных табличках и греч. языке слово "Вавилон" женского рода).
"На лбу у неё было начертано имя с тайным значением: "Великий город Вавилон, мать блудниц и всяческой мерзости на земле" (17:5, совр. пер. [Л.25]).
Древний Вавилон давно пришёл в запустение и заброшен, однако вТретьей книге Ездры предсказано, что город будет уничтожен в конце времён. Его разрушит гигантское цунами, вызванное падением "звезды", отчего в атмосферу поднимутся пыль и дым:
"и пройдут (воды) безостановочно до Вавилона и сокрушат его; соберутся к нему и окружат его; прольют звезду и ярость на него. И поднимется пыль и дым до самого неба ..." (3Ездр.15:43, 44). По-видимому, эту "звезду" Иоанн, в стихе 18:21, называет "камнем".
Оттого некоторые толкователи полагают, что город Вавилон будет восстановлен и станет международным торговым (и/или политическим) центром (столицей) антихриста. Другие считают, что Иоанн имел в виду Рим, третьи - Иерусалим.
Все три версии небезосновательны, однако великая блудница выглядит гораздо значительнее и величественнее древних Вавилона (17:2, 4-6, 15, Иер.51:12, 13), Иерусалима (Иез. гл.16, Ис.1:21), Тира (Ис.23:15-17) или Ниневии (Наум.3:4-7), а слово "тайна" указывает на более глубокое значение этого явления.
Вероятнее всего, в главе 17 речь идёт об обобщённом персонифицированном образе, воплощающем мерзости городов мира (17:5), отражающем противные Богу силы (18:4-8), олицетворяющем всю планету (14:8). Ибо "в нём найдена (пролилась) кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (18:24), чего нельзя полностью отнести ни к Вавилону, ни к Иерусалиму или Риму, ни к другому конкретному городу (Константинополю, Афинам, Москве или Киеву).
Сегодня это символическая столица мира, "великий город, царствующий над земными царями" (17:18), управляющий людьми и народами, племенами и языками (ст.15), но осуждённый Богом на гибель (17:1, 18:8-10, 19:2).
Комментарий