Подскажите места Писания, где четко указывается на то, что союз с Праотцами не подлежит изменению во веки вечные. Т.е. Тора никогда не будет пересмотрена и, тем более, отменена. Точнее, меня интересует: те уставы, которые возвестил Моше народу, о соблюдении субботы и другие 612, могут ли быть изменены или отменены?
Благодарю. Михаил
Отвечает: раввин Эльяким Залкинд
Уважаемый Михаил,
Поскольку Вы упомянули две темы союз с праотцами и неизменность Торы и заповедей, коснемся их обеих. Но приведем только некоторые стихи (псуким) и, за небольшим исключением, только из самого Пятикнижия, Торы.
1. Союз с праотцами заключен навеки.
С нашим праотцом Авраамом:
В разделе Лех леха приводятся слова, которые Всевышний сказал Аврааму (Берешит (Бытие) 13, 15): «Ибо всю эту землю (Кнаан), которую ты видишь, тебе Я отдам ее и потомству твоему навеки (ад олам)».
(Берешит 17, 7-8): «И осуществлю союз Мой между Мной и тобой и потомством твоим после тебя, на поколения их, союзом вечным, чтобы быть тебе Б-гом и потомству твоему после тебя. И дам Я тебе и потомству твоему после тебя землю, на которой живешь ты, всю землю Кнаанскую, во владение вечное, и буду Я им Б-гом».
С праотцом Ицхаком:
(Берешит 17, 19): «И сказал Б-г (Аврааму): а жена твоя Сара родит тебе сына, и назовешь его именем Ицхак, и осуществлю Я союз Мой с ним союзом вечным, с его потомством после него».
В разделе Толдот (Берешит 26, 3-5): «Живи в этой земле, и Я буду с тобой и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам Я все земли эти и осуществлю клятву, которой поклялся Я отцу твоему Аврааму. И умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли эти, и благословятся потомством твоим все народы земли. За то, что слушался Авраам голоса Моего и хранил ограждения Мои, заповеди Мои, законы Мои и учения Мои».
С праотцом Яаковом:
(Берешит 28, 3-4, в благословении Ицхака Яакову): «И Б-г Всемогущий благословит тебя и умножит тебя И даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобой, чтобы дать тебе в наследие землю проживания твоего, которую дал Б-г Аврааму».
(Особое значение, придаваемое Стране Израиля в союзе с праотцами, отдельная тема).
Союз с праотцами после изгнаний:
В разделе Бехукотай (Ваикра 26, 42, 44-45): «И вспомню Я завет (союз) Мой с Яаковом, и завет Мой с Ицхаком, и завет Мой с Авраамом, и Страну вспомню. И притом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю их и не возгнушаюсь ими настолько, чтобы нарушить завет Мой с ними, Я Всевышний, Б-г их. И вспомню Я для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египта на глазах народов, чтобы быть им Б-гом, Я Всевышний».
2. Тора и заповеди не будут отменены и изменены.
В разделе Ки тиса (Шмот (Исход) 34, 27): «И сказал Всевышний Моше: напиши себе слова эти, ибо согласно словам этим заключил Я союз с тобой и с Исраэлем».
В разделе Ваэтханан (Дварим (Второзаконие) 4, 1-2) Моше говорит по слову Всевышнего: «А теперь, Исраэль, слушай уставы и законы, которые я учу вас исполнять, чтобы вы были живы, и пришли, и унаследовали эту землю, которую Всевышний, Б-г отцов ваших дает вам. Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от этого, чтобы хранить заповеди Всевышнего, Б-га вашего, которые я заповедую вам».
(Дварим 4, 9-10, 13): «Только берегись и очень береги душу свою, чтобы не забыть тебе того, что видели глаза твои, и чтобы не устранились из сердца твоего все дни твоей жизни, и извести о них сыновей твоих и сынов сыновей твоих. О дне, когда ты стоял перед Всевышним, Б-гом твоим, у Хорева (горы Синай), когда сказал мне Всевышний: собери ко Мне весь народ этот, и возвещу Я им Мои слова И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять А мне повелел Всевышний тогда научить вас уставам и законам»
(Дварим 6, 17): «Бережно храните заповеди Всевышнего, Б-га вашего, и свидетельства и уставы Его, которые заповедал тебе».
И несколько примеров об отдельных заповедях:
Суббота (Шмот 31,12-17): «И говорил Всевышний Моше А ты скажи сынам Исраэля: однако субботы Мои храните, ибо она знак между Мной и вами на поколения ваши, чтобы знали, что Я Всевышний, Освящающий вас. И пусть соблюдают сыны Исраэля субботу, чтобы установить субботу на поколения их заветом вечным. Между Мной и сынами Исраэля она знак навеки, что шесть дней создавал Всевышний небо и землю, а в день седьмой завершил и отдыхал».
Йом-Кипурим (День искупления; Ваикра (Левит) 16, 29-34): «И пусть будет для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души ваши Суббота покоя это для вас, и смиряйте души ваши постановление вечное И будет это для вас постановлением вечным»
Суккот (Ваикра 23, 41): «И празднуйте его, праздник Всевышнему, семь дней в году, уставом вечным на поколения ваши, в седьмой месяц празднуйте его».
В последней книге Пророков пророчестве Малахи (Малахия), в самом конце книги слова, которыми завершилось пророчество (до его возвращения в конце времен): «Помните Тору Моше, слуги Моего, о которой Я заповедал ему на Хореве (Синае) для всего Исраэля, уставы и законы. Вот Я посылаю к вам пророка Элияу, перед приходом дня Всевышнего»
.............................
Где в Новом Завете сказано, что Закон никогда не будет отменен?
От Матфея, гл. 5:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Почему тогда христианам из язычников не вменены заповеди о принесении жертв в Храме и многие другие?
- потому что эти заповеди изначально даны еврейскому народу и пришельцам, а уверовавшие в Йешуа Мессию (Иисуса Христа) из иноземцев спасены (как и уверовавшие евреи) совершенной жертвой Мессии, Его смертью на кресте. И хотя Сам Йешуа говорит:
От Матфея, гл. 23 и
2 ...на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
Но в принесении жертв в Храме им нет ни нужды, ни разрешения по Закону, ибо Жертва принесена. Что же касается уверовавших из евреев, то они согласно заповеди Йешуа продолжали приносить положенные жертвы.
Таким образом:
Система храмовых жертв за грехи исполнена Иисусом, и Он теперь есть Храмовое служение и Жертва. Эта часть Торы устаревает.
Десять Заповедей, а также заповеди о любви к Богу и ближним (и все, что их касается) являются вечными
Благодарю. Михаил
Отвечает: раввин Эльяким Залкинд
Уважаемый Михаил,
Поскольку Вы упомянули две темы союз с праотцами и неизменность Торы и заповедей, коснемся их обеих. Но приведем только некоторые стихи (псуким) и, за небольшим исключением, только из самого Пятикнижия, Торы.
1. Союз с праотцами заключен навеки.
С нашим праотцом Авраамом:
В разделе Лех леха приводятся слова, которые Всевышний сказал Аврааму (Берешит (Бытие) 13, 15): «Ибо всю эту землю (Кнаан), которую ты видишь, тебе Я отдам ее и потомству твоему навеки (ад олам)».
(Берешит 17, 7-8): «И осуществлю союз Мой между Мной и тобой и потомством твоим после тебя, на поколения их, союзом вечным, чтобы быть тебе Б-гом и потомству твоему после тебя. И дам Я тебе и потомству твоему после тебя землю, на которой живешь ты, всю землю Кнаанскую, во владение вечное, и буду Я им Б-гом».
С праотцом Ицхаком:
(Берешит 17, 19): «И сказал Б-г (Аврааму): а жена твоя Сара родит тебе сына, и назовешь его именем Ицхак, и осуществлю Я союз Мой с ним союзом вечным, с его потомством после него».
В разделе Толдот (Берешит 26, 3-5): «Живи в этой земле, и Я буду с тобой и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам Я все земли эти и осуществлю клятву, которой поклялся Я отцу твоему Аврааму. И умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли эти, и благословятся потомством твоим все народы земли. За то, что слушался Авраам голоса Моего и хранил ограждения Мои, заповеди Мои, законы Мои и учения Мои».
С праотцом Яаковом:
(Берешит 28, 3-4, в благословении Ицхака Яакову): «И Б-г Всемогущий благословит тебя и умножит тебя И даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобой, чтобы дать тебе в наследие землю проживания твоего, которую дал Б-г Аврааму».
(Особое значение, придаваемое Стране Израиля в союзе с праотцами, отдельная тема).
Союз с праотцами после изгнаний:
В разделе Бехукотай (Ваикра 26, 42, 44-45): «И вспомню Я завет (союз) Мой с Яаковом, и завет Мой с Ицхаком, и завет Мой с Авраамом, и Страну вспомню. И притом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю их и не возгнушаюсь ими настолько, чтобы нарушить завет Мой с ними, Я Всевышний, Б-г их. И вспомню Я для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египта на глазах народов, чтобы быть им Б-гом, Я Всевышний».
2. Тора и заповеди не будут отменены и изменены.
В разделе Ки тиса (Шмот (Исход) 34, 27): «И сказал Всевышний Моше: напиши себе слова эти, ибо согласно словам этим заключил Я союз с тобой и с Исраэлем».
В разделе Ваэтханан (Дварим (Второзаконие) 4, 1-2) Моше говорит по слову Всевышнего: «А теперь, Исраэль, слушай уставы и законы, которые я учу вас исполнять, чтобы вы были живы, и пришли, и унаследовали эту землю, которую Всевышний, Б-г отцов ваших дает вам. Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от этого, чтобы хранить заповеди Всевышнего, Б-га вашего, которые я заповедую вам».
(Дварим 4, 9-10, 13): «Только берегись и очень береги душу свою, чтобы не забыть тебе того, что видели глаза твои, и чтобы не устранились из сердца твоего все дни твоей жизни, и извести о них сыновей твоих и сынов сыновей твоих. О дне, когда ты стоял перед Всевышним, Б-гом твоим, у Хорева (горы Синай), когда сказал мне Всевышний: собери ко Мне весь народ этот, и возвещу Я им Мои слова И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять А мне повелел Всевышний тогда научить вас уставам и законам»
(Дварим 6, 17): «Бережно храните заповеди Всевышнего, Б-га вашего, и свидетельства и уставы Его, которые заповедал тебе».
И несколько примеров об отдельных заповедях:
Суббота (Шмот 31,12-17): «И говорил Всевышний Моше А ты скажи сынам Исраэля: однако субботы Мои храните, ибо она знак между Мной и вами на поколения ваши, чтобы знали, что Я Всевышний, Освящающий вас. И пусть соблюдают сыны Исраэля субботу, чтобы установить субботу на поколения их заветом вечным. Между Мной и сынами Исраэля она знак навеки, что шесть дней создавал Всевышний небо и землю, а в день седьмой завершил и отдыхал».
Йом-Кипурим (День искупления; Ваикра (Левит) 16, 29-34): «И пусть будет для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души ваши Суббота покоя это для вас, и смиряйте души ваши постановление вечное И будет это для вас постановлением вечным»
Суккот (Ваикра 23, 41): «И празднуйте его, праздник Всевышнему, семь дней в году, уставом вечным на поколения ваши, в седьмой месяц празднуйте его».
В последней книге Пророков пророчестве Малахи (Малахия), в самом конце книги слова, которыми завершилось пророчество (до его возвращения в конце времен): «Помните Тору Моше, слуги Моего, о которой Я заповедал ему на Хореве (Синае) для всего Исраэля, уставы и законы. Вот Я посылаю к вам пророка Элияу, перед приходом дня Всевышнего»
.............................
Где в Новом Завете сказано, что Закон никогда не будет отменен?
От Матфея, гл. 5:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Почему тогда христианам из язычников не вменены заповеди о принесении жертв в Храме и многие другие?
- потому что эти заповеди изначально даны еврейскому народу и пришельцам, а уверовавшие в Йешуа Мессию (Иисуса Христа) из иноземцев спасены (как и уверовавшие евреи) совершенной жертвой Мессии, Его смертью на кресте. И хотя Сам Йешуа говорит:
От Матфея, гл. 23 и
2 ...на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
Но в принесении жертв в Храме им нет ни нужды, ни разрешения по Закону, ибо Жертва принесена. Что же касается уверовавших из евреев, то они согласно заповеди Йешуа продолжали приносить положенные жертвы.
Таким образом:
Система храмовых жертв за грехи исполнена Иисусом, и Он теперь есть Храмовое служение и Жертва. Эта часть Торы устаревает.
Десять Заповедей, а также заповеди о любви к Богу и ближним (и все, что их касается) являются вечными
Комментарий