Я уверен, что все проблемы и вопросы связанные с понятием души, её "бессмертия" или смертности, кроются в непонимании библейского языка. Я не буду прибегать ни к каким обвинениям или упрёкам в адрес какой либо конфессии, утверждающей ту или иную концепцию состояния души после смерти, предлагаю прочитать этот пост и может быть это поможет лучше понять тему.
Еврейская энциклопедия. Д-р. Каценельсон. Д. Гинцбург. 1991г. Т. 7,стр. 395.
Древними семитами не сознавалось представление о душе, как об отдельном духовном существе (слово нефеш является общим для всех семитских языков, ср. арамейское «нафша», ассирийское «напишту», арабское «нефус» и т.д.). Слова «нефеш» и «нешама» буквально означают «ДЫХАНИЕ» и соответствует названиям души в арийских языках, вроде греч. «псюхе», «пневма» - дыхание, дуновение.
Известный греческий богослов 19 века Христос Яннарас «Вера церкви, Введение в Православное Богословие» 1992г.
Слово «душа» (psyche)-одно из самых сложных слов, существующих в языке Библии и христианской литературы. К этому добавляется путаница на семантическом уровне, так как древние греки употребляли это же слово в совершенно ином значении. Сегодня большинство людей понимают слово «душа» скорее в эллинском (прежде всего платоновском), нежели в библейском смысле.
Им представляется, что наряду с кровью, лимфой, костным мозгом в человеке присутствует еще один элемент нематериальный, духовный, отличный по своей сути от всех материальных составляющих тела. Он-то и есть душа нечто тонкое и неопределенное, покидающее тело в момент смерти и отлетающее с последним вздохом «в мир иной».
Но это не библейское понимание души.
Переводчики Ветхого Завета на греческий язык передали словом psyche (душа) стоящее в оригинале еврейское nephesch, имеющее несколько значений. «Душой» по-еврейски называлось любое живое существо, любое животное, хотя в основном Священное Писание употребляет это слово применительно к человеку. Здесь понятие души выражает способ проявления жизни в человеке; оно не относится к одной лишь духовной части человеческого существа в противоположность материальной, но обозначает человека как целое, как уникальную живую ипостась.
Душа не просто обитает в теле, но выражает себя через тело, ибо оно его плоть, сердце, другие органы также соотнесено с нашим «я», с нашим образом бытия. «Душа» означает то же, что и «человек», «некто», поскольку она есть печать жизни как во внешних, так и внутренних ее проявлениях.
Однако если душа является признаком жизни, из этого вовсе не следует, что она представляет собой исток или причину жизни, как верили древние греки, Она скорее носитель жизни. Вот почему в Ветхом Завете душа очень часто отождествляется с проявлением земной жизни (она умирает, предается во власть смерти, но воскресает, когда жизнь (дух) вновь возвращается в мертвое тело).
Представления о душе как о бессмертной постепенно вошли в вероучительное изложение восточной церкви. Однако, как ни странно, они не нашли отражения в вероучительных положениях Вселенских соборов.
Никео-Константинопольский Символ веры в своих завершающих словах сосредотачивает надежду и веру христиан на грядущее воскрешение мертвых и жизнь будущего века.
Не менее интересной в этом отношении является точка зрения другого современного богослова Б. Бакулина. «С православно-богословской точки зрения, отмечает исследователь, церковным Преданиям обладающим характером непогрешимости и общеобязательности являются единственно догматы, определенные на Вселенских Соборах, а никак не святоотеческие учения, не личные мнения и системы святых отцов» [204]. И далее: "критерий истинности в православии состоит в рецепции (принятии) тех или иных положений Соборным Разумом Вселенской Церкви, всем Телом церковным".
"Несмотря на то, что обсуждаемое вероучение входит в догматические «системы святых отцов», их «личные мнения» и «святоотеческие учения», вероучение о бессмертии души не обладает «характером непогрешимости и общеобязательности".
Следовательно, вероучение о бессмертии души является «некоторого рода усовершаемостью в развитии содержания» одиннадцатого и двенадцатого члена Никео-Константинопольского Символа веры. Каким образом в словах «воскресение мертвых и жизнь будущего века» обнаруживается бессмертие души» нам остается лишь догадываться.
Иоанн Дамаскин и его «Точное изложение православной веры» [210] о бессмертии души
Современное православное понимание отвергает строгое определение человека как двусоставного или трехсоставного по своей природе. Известный богослов С. Булгаков считает, что "само противопоставление трихотомического и дихотомического строения человека «в значительной мере покоится на недоразумении".
В то же время, этот богослов признает онтологическую двусоставность человека: «Важно отметить, пишет он, что онтологически человек действительно двусоставен, имеет в себе нетварное, божественное начало, дух (душу) и тварное тело, воодушевленное душей, плоть».
Греко-философский взгляд. Согласно Платону душа, бессмертна благодаря причастности «бессмертному» эйдосу, с которым она находится в нерасторжимой связи. И эта нерасторжимость предопределяет бессмертие души. Афанасий Великий не говорит «учение Господа нашего Иисуса Христа» или, по примеру Христа «Так написано», но «учение церкви». После слов «учение церкви» следует обоснование бессмертия души, которое Афанасий строит на теориях и аргументах Платона. В связи с этим уместно задать вопрос: в какой степени мнение Платона представляет собой учение церкви?
Еврейская энциклопедия. Д-р. Каценельсон. Д. Гинцбург. 1991г. Т. 7,стр. 395.
Древними семитами не сознавалось представление о душе, как об отдельном духовном существе (слово нефеш является общим для всех семитских языков, ср. арамейское «нафша», ассирийское «напишту», арабское «нефус» и т.д.). Слова «нефеш» и «нешама» буквально означают «ДЫХАНИЕ» и соответствует названиям души в арийских языках, вроде греч. «псюхе», «пневма» - дыхание, дуновение.
Известный греческий богослов 19 века Христос Яннарас «Вера церкви, Введение в Православное Богословие» 1992г.
Слово «душа» (psyche)-одно из самых сложных слов, существующих в языке Библии и христианской литературы. К этому добавляется путаница на семантическом уровне, так как древние греки употребляли это же слово в совершенно ином значении. Сегодня большинство людей понимают слово «душа» скорее в эллинском (прежде всего платоновском), нежели в библейском смысле.
Им представляется, что наряду с кровью, лимфой, костным мозгом в человеке присутствует еще один элемент нематериальный, духовный, отличный по своей сути от всех материальных составляющих тела. Он-то и есть душа нечто тонкое и неопределенное, покидающее тело в момент смерти и отлетающее с последним вздохом «в мир иной».
Но это не библейское понимание души.
Переводчики Ветхого Завета на греческий язык передали словом psyche (душа) стоящее в оригинале еврейское nephesch, имеющее несколько значений. «Душой» по-еврейски называлось любое живое существо, любое животное, хотя в основном Священное Писание употребляет это слово применительно к человеку. Здесь понятие души выражает способ проявления жизни в человеке; оно не относится к одной лишь духовной части человеческого существа в противоположность материальной, но обозначает человека как целое, как уникальную живую ипостась.
Душа не просто обитает в теле, но выражает себя через тело, ибо оно его плоть, сердце, другие органы также соотнесено с нашим «я», с нашим образом бытия. «Душа» означает то же, что и «человек», «некто», поскольку она есть печать жизни как во внешних, так и внутренних ее проявлениях.
Однако если душа является признаком жизни, из этого вовсе не следует, что она представляет собой исток или причину жизни, как верили древние греки, Она скорее носитель жизни. Вот почему в Ветхом Завете душа очень часто отождествляется с проявлением земной жизни (она умирает, предается во власть смерти, но воскресает, когда жизнь (дух) вновь возвращается в мертвое тело).
Представления о душе как о бессмертной постепенно вошли в вероучительное изложение восточной церкви. Однако, как ни странно, они не нашли отражения в вероучительных положениях Вселенских соборов.
Никео-Константинопольский Символ веры в своих завершающих словах сосредотачивает надежду и веру христиан на грядущее воскрешение мертвых и жизнь будущего века.
Не менее интересной в этом отношении является точка зрения другого современного богослова Б. Бакулина. «С православно-богословской точки зрения, отмечает исследователь, церковным Преданиям обладающим характером непогрешимости и общеобязательности являются единственно догматы, определенные на Вселенских Соборах, а никак не святоотеческие учения, не личные мнения и системы святых отцов» [204]. И далее: "критерий истинности в православии состоит в рецепции (принятии) тех или иных положений Соборным Разумом Вселенской Церкви, всем Телом церковным".
"Несмотря на то, что обсуждаемое вероучение входит в догматические «системы святых отцов», их «личные мнения» и «святоотеческие учения», вероучение о бессмертии души не обладает «характером непогрешимости и общеобязательности".
Следовательно, вероучение о бессмертии души является «некоторого рода усовершаемостью в развитии содержания» одиннадцатого и двенадцатого члена Никео-Константинопольского Символа веры. Каким образом в словах «воскресение мертвых и жизнь будущего века» обнаруживается бессмертие души» нам остается лишь догадываться.
Иоанн Дамаскин и его «Точное изложение православной веры» [210] о бессмертии души
Современное православное понимание отвергает строгое определение человека как двусоставного или трехсоставного по своей природе. Известный богослов С. Булгаков считает, что "само противопоставление трихотомического и дихотомического строения человека «в значительной мере покоится на недоразумении".
В то же время, этот богослов признает онтологическую двусоставность человека: «Важно отметить, пишет он, что онтологически человек действительно двусоставен, имеет в себе нетварное, божественное начало, дух (душу) и тварное тело, воодушевленное душей, плоть».
Греко-философский взгляд. Согласно Платону душа, бессмертна благодаря причастности «бессмертному» эйдосу, с которым она находится в нерасторжимой связи. И эта нерасторжимость предопределяет бессмертие души. Афанасий Великий не говорит «учение Господа нашего Иисуса Христа» или, по примеру Христа «Так написано», но «учение церкви». После слов «учение церкви» следует обоснование бессмертия души, которое Афанасий строит на теориях и аргументах Платона. В связи с этим уместно задать вопрос: в какой степени мнение Платона представляет собой учение церкви?
Комментарий