Сандерс об определении Царства у Павла и Иисуса.
Царство у Павла понимается как будущее, это показывает глагол
«унаследуют» (1 Кор. 6:9 ел.; 15:50; Гал. 5:21). Далее, «плоть и кровь»
не унаследуют его (1 Кор. 15:50), и свою власть в нем Христос
передаст Богу (1 Кор. 15:24). Следовательно, оно не от мира сего.
С другой стороны, 1 Кор. 4:20 показывает, что оно присутствует:
«Ибо не в слове Царство Божие, но в силе». Отсюда мы можем
заключить, что «царство» присутствует там и тогда, где и
когда Бог проявляет свою силу. Это определение более
расплывчатое, чем то, которое подразумевается в 1 Кор. 15, где
имеется в виду будущая реальность, которая возникнет после
полного уничтожения враждебных сил. Таким образом, мы видим,
что точное определение понятия «царство» сопряжено с
некоторыми трудностями даже на том материале, работать с
которым намного легче, чем с материалом синоптических евангелий.
Из этого, однако, не следует, что в слове «царство» нет
никакого концептуального содержания.
По моему мнению, значение слова «царство» в учении
Иисуса мы можем понять примерно с той же степенью
определенности, которая возможна в случае Павла. Иными словами, мы
можем в общем понять, что оно означает, хотя и не можем быть
уверены, что понимаем его во всех нюансах и знаем весь
диапазон его значений. Разногласия ученых, к которым
апеллирует Скотт, на самом деле касаются именно нюансов и
диапазона значений. Мы все должны согласиться, что «царство»
это понятие, основной смысл которого известен: правление
Бога, «сфера» (будь то географическая, временная или
духовная), в которой Бог проявляет свою власть18. Если царство
«приходит», а именно этого просят в молитве Господней,
противодействие Богу уничтожается. Для Павла это будет
космическим событием: Христос передаст царство, и Бог будет все во
всем (1 Кор. 15:2428). Следовательно, Павел ожидает
реального будущего события, события, которое может быть названо
«царством», но он не определяет этот термин явным образом
и использует его не всегда одинаково. И если отсутствие
явного определения и разнообразие значений не дают основания утверждать, что «царство» у Павла это символ, не
имеющий концептуального содержания, точно так же нельзя этого
утверждать и в случае Иисуса. Так или иначе, мы уже собрали
достаточно данных для того, чтобы сказать, что у Иисуса были
идеи. Можно предположить, что некоторые из них определяли
смысл одного из главных слов в его словаре.
В учении Иисуса мы не находим ничего столь же
определенного, как 1 Кор. 15:2428, 50 чего мы бы не имели, если бы
у коринфян не возникла проблема с воскресением.
Ближайшее приближение к этому в евангелиях ответ саддукеям
(Мк. 12:1827 пар.). Мы не можем просто взять и использовать
этот отрывок для более точного определения понятия «царство»
у Иисуса, так как не знаем, аутентичен ли он. Однако наше
постоянное беспокойство относительно аутентичности не
доказывает, что у Иисуса не было концепции царства. Напротив,
я полагаю, что мы очень хорошо знаем в общих чертах, что он
имел в виду: правление, осуществляемое властью Бога. В этой
части нашего исследования мы попытаемся это
продемонстрировать, но нас будут интересовать главным образом проблемы
нюансов, диапазона значений и точности.
Сандерс «Иисус и Иудаизм» стр.167-168
Царство у Павла понимается как будущее, это показывает глагол
«унаследуют» (1 Кор. 6:9 ел.; 15:50; Гал. 5:21). Далее, «плоть и кровь»
не унаследуют его (1 Кор. 15:50), и свою власть в нем Христос
передаст Богу (1 Кор. 15:24). Следовательно, оно не от мира сего.
С другой стороны, 1 Кор. 4:20 показывает, что оно присутствует:
«Ибо не в слове Царство Божие, но в силе». Отсюда мы можем
заключить, что «царство» присутствует там и тогда, где и
когда Бог проявляет свою силу. Это определение более
расплывчатое, чем то, которое подразумевается в 1 Кор. 15, где
имеется в виду будущая реальность, которая возникнет после
полного уничтожения враждебных сил. Таким образом, мы видим,
что точное определение понятия «царство» сопряжено с
некоторыми трудностями даже на том материале, работать с
которым намного легче, чем с материалом синоптических евангелий.
Из этого, однако, не следует, что в слове «царство» нет
никакого концептуального содержания.
По моему мнению, значение слова «царство» в учении
Иисуса мы можем понять примерно с той же степенью
определенности, которая возможна в случае Павла. Иными словами, мы
можем в общем понять, что оно означает, хотя и не можем быть
уверены, что понимаем его во всех нюансах и знаем весь
диапазон его значений. Разногласия ученых, к которым
апеллирует Скотт, на самом деле касаются именно нюансов и
диапазона значений. Мы все должны согласиться, что «царство»
это понятие, основной смысл которого известен: правление
Бога, «сфера» (будь то географическая, временная или
духовная), в которой Бог проявляет свою власть18. Если царство
«приходит», а именно этого просят в молитве Господней,
противодействие Богу уничтожается. Для Павла это будет
космическим событием: Христос передаст царство, и Бог будет все во
всем (1 Кор. 15:2428). Следовательно, Павел ожидает
реального будущего события, события, которое может быть названо
«царством», но он не определяет этот термин явным образом
и использует его не всегда одинаково. И если отсутствие
явного определения и разнообразие значений не дают основания утверждать, что «царство» у Павла это символ, не
имеющий концептуального содержания, точно так же нельзя этого
утверждать и в случае Иисуса. Так или иначе, мы уже собрали
достаточно данных для того, чтобы сказать, что у Иисуса были
идеи. Можно предположить, что некоторые из них определяли
смысл одного из главных слов в его словаре.
В учении Иисуса мы не находим ничего столь же
определенного, как 1 Кор. 15:2428, 50 чего мы бы не имели, если бы
у коринфян не возникла проблема с воскресением.
Ближайшее приближение к этому в евангелиях ответ саддукеям
(Мк. 12:1827 пар.). Мы не можем просто взять и использовать
этот отрывок для более точного определения понятия «царство»
у Иисуса, так как не знаем, аутентичен ли он. Однако наше
постоянное беспокойство относительно аутентичности не
доказывает, что у Иисуса не было концепции царства. Напротив,
я полагаю, что мы очень хорошо знаем в общих чертах, что он
имел в виду: правление, осуществляемое властью Бога. В этой
части нашего исследования мы попытаемся это
продемонстрировать, но нас будут интересовать главным образом проблемы
нюансов, диапазона значений и точности.
Сандерс «Иисус и Иудаизм» стр.167-168
Комментарий