7. Левиафан Ийова
Первое описание горы губительной с использованием существовавших образов, терминов, понятий содержится в книге Иова (40:20-41:26). Обычно полагают, в этих стихах говорится о нильском крокодиле, как о символе царской власти и могущества древнего Египта [Л.3, 6, 30, 31].
Однако такая экзегеза не учитывает физические свойства водного пресмыкающегося, "его описание, не похожее на описание крокодила" [Л.3, стр. 1318]. Более того, характеристики жуткого сверхъестественного существа не совпадают с чертами ни одного реального животного, по крайней мере в 41:10-26. Так Иов утверждает. "Нет на земле подобного ему (создания) " (41:25).
Для правильного понимания стихов 40:20 - 41:26 необходимо учесть следующее обстоятельство. "В трёхчастной модели космоса древние различали небо, землю и подземное царство. Подобные космологические воззрения были распространены на древнем Ближнем Востоке повсюду. Небо представляли в виде круга (или купола), который перекрывает земной диск, помещённый на водах первозданного океана" [Л.32, стр. 577].
Очевидно в тексте 41-й главы речь идёт о левиафане (40:20, [Л.3]) - существе из первозданного океана-бездны. Этот архетип является, по-видимому, развитием архаических прототипов из космогонии древнейшей шумерской цивилизации.
Например, в вавилонском гимне богу солнца Шамашу говорится о страшных морских чудовищах, олицетворявших силы хаоса [Л.32, стр. 18]. Библейский левиафан, "изображаемый не только в виде дракона, но и в виде рыбы", служил "олицетворением смерти, тьмы, водного хаоса" ([Л.27, стр. 392], хаос с др. греч.,- "зияющая бездна").
Евреи считали левиафана, раав, таннина, нахаша похожими на гигантского дракона (змея) хтоническими чудовищами первоначальной бездны, противниками Яхве Элохим. Он заключил их в морские воды для ограничения хаоса и торжества порядка [Л.3, 31, 32, 39]. Таких "морских чудищ" сотворил Бог (Быт.1:21, пер. [Л.56]).
Характерными особенностями хтонических существ, воплощавших нижний мир (водный, подземный или потусторонний), являются: звероподобие, наличие нескольких голов, сверхъестественные способности, отсутствие созидающего начала.
В Септуагинте словом "дракон" часто переводятся еврейские наименования "таннин", "нахаш", "левиафан", относящиеся к сатане [Л.33, стр. 1116]. В Новом Завете "древний змий" (нахаш, что означает "сияющий"), он же большой красный дракон на небе, также называется "диаволом и сатаною" (Отк.12:3, 9).
Фольклорные представления о левиафане как о небесном (космическом) драконе, вызывающим затмения, проглатывая солнце да луну, вероятно отражены в Иов.3:8, по мнению авторов [Л.6, стр. 525]. Его архетипом мог служить огромный змей Апоп (Апофис), олицетворявший мрак и зло, мифологический глава всех врагов египетского бога солнца Ра [Л.34, 38]. Ра вынужден "отражать постоянные атаки дракона Апофиса, чтобы завершить своё круговое движение по небу" [Л.32, стр. 897].
"В семитской мифологической литературе то же слово (таннин) употребляется при описании чудища, олицетворявшего космический хаос ..." [Л.47, стр. 298].
Комментарий