5. Знак пришествия
О каком конкретном природном явлении, видимом на небе знаке Своего пришествия и конце лукавого рода, говорил Учитель?
Многие христиане полагают, грядущий на облаках небесных Сын Человеческий Сам есть такое знамение [Л.10-13, 31], как пророк Иезекииль, Исаия и его дети, дева Мария или Иона.
Однако написано, сначала грядет не Господь с небес, а нечто природное, "явится знамение ... на небе" (Мт.24:30, а), лишь затем жители земли увидят Сына Человеческого (ст.30, в). Знамение пришествия ещё НЕ сама парусия, Иисус ясно говорит о следующей очерёдности событий:
1) возникнет знамение, астрономический знак от Бога;
2) при виде знака на небе зарыдают все племена, заплачут явно не от образа Христа;
3) затем все народы увидят Сына Человеческого.
Данная последовательность событий во времени ещё более чётко прослеживается в 3-х стихах подряд Евангелия от Луки (Лк.21:25-27).
а) "И будут (грозные) знамения в солнце и луне и звёздах" (ст. 25, а);
б) "Люди будут издыхать (падать бездыханными, терять сознание) от страха и ожидания бедствий" (ст. 26,
а);
в) "И тогда (они) увидят Сына Человеческого" (ст. 27, а).
Стихи Лк.21:28 и Мт.24:33 подтверждают сказанное выше об очерёдности событий, "когда вы увидите, что всё это сбывается",- солнце померкнет, луна не даст света, упадут звёзды, возникнет знак на небе, зарыдают народы (24:29, 30),- "знайте, что Он уже близко, у самых дверей" (ст.33, пер. [Л.37]).
Сначала одно за другим 3-и знамения, затем пришествие Христа, утверждается в наиболее раннем (конец I - начало II века от Р.Х.) христианском вероучении Дидахе [Л.36], "Учение Господа переданное язычникам через 12 апостолов" (Дид.16:6-8).
"И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом, знамение звука трубного и третье - воскресение мёртвых" (Дид.16:6). По окончании знамений, "увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (ст.8).
Верно. Астрономическое знамение "отверстия" в небе (Дид.16:6, рис.2), через него будут падать "звезды" (Мк.13:24, 25), и последующее триумфальное возвращение Господа (Дид.16:8, Мк.13:26) отделяет некоторый промежуток времени (ст. 29, "Он близко" пер. [Л.35]). Что подтверждается анализом стиха Лк.21:28, пройдёт всего 3,5 года времени Великой скорби.
Одни толкователи, за знамение на небе принимают ярко горящий крест (Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ориген) или лик Христа. Другие, думают, на небосводе возникнет изображение Небесного Иерусалима или огромной светящейся фигуры Сына Человеческого, идущего по облакам.
Третьи, выдвигают иные версии: знамя, молния, необыкновенная звезда, воскресение мёртвых, Божья слава в «чёрной дыре», необычайно яркий свет, авангард ангелов с трубами и огненным мечом, прочее [Л.3, 10-19, 34].
Каждое предположение по-своему интересно, не лишено логики, всё-таки, опираясь на авторитет Библии, обосновать их весьма трудно, если вообще возможно.
Комментарий