Без водного крещения невозможно было спастись до определенного момента истории Церкви, а именно до того времени, как Бог дал евангелие благодати апостолу Павлу. А до этого действовало благовествовование или евангелие Петра, согласно которому, чтобы спастись, нужно было покаяться и креститься: "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян. 2:38).
О том, что в начале Церкви действовало два благовествования, говорит сам ап. Павел: "Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных" (Гал. 2:7).
Петр проповедовал евангелие "для обрезанных" евреям, которым, чтобы получить Дар Святого Духа, нужно было покаяться и креститься. Затем, после того, как "обрезанные" отвергли проповедь Стефана, который предлагал руководителям "обрезанных" Иисуса Христа, а те Его отвергли, Бог отвернулся от евреев и направил Свой взор на язычников: "Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их... Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников" (Рим.11:11,12,25).
Сразу после проповеди Стефана в Деян. 9 Бог призывает ап. Павла: "Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать... Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми" (Деян. 9:4-6,15).
Обратившись к Богу, Павел не идет в Иерусалим, а направляется в Аравию, где он получает евангелие благодати: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск" (Гал. 1:15-17).
Что находится в Аравии? Правильно. Гора Синай: "Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве" (Гал. 4:25).
В Аравии ап. Павел получает евангелие благодати, согласно которому Бог спасает людей абсолютно без каких либо дел, в т.ч. и без водного крещения: "Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова" (1Кор. 1:17). "Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования" (Еф. 3:2-6).
Пока ап. Павел был в Аравии и Дамаске, ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Бог свидетельствует о евангелии благодати и спасении БЕЗ исполнения каких либо дел праведности (в т.ч. и крещения) не кому-то, а самому Петру: "И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?" (Деян. 10:45-47).
Затем сошествие Святого Духа, которое случилось до крещения, ап. Петр подтверждает братьям в Иерусалиме: "Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие... Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым". Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь" (Деян.11:1,15-18).
После этих событий, когда Господь уже подготовил почву для утверждения апостолами евангелия благодати, ап. Павел пришел в Иерусалим, чтобы предложить его братьям: "Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался" (Гал. 2:1,2). "Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим... По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам." (Деян. 15:2,4).
Так вот, согласно евангелия благодати, чтобы спастись водное крещение не нужно. Спасение исключительно по вере. "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8,9).
Водное крещение - это дело праведности, ибо Иисус сказал: "Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (праведность). Тогда [Иоанн] допускает Его" (Мат. 3:14,15). Однако после призвания ап. Павла на арену проповеди, Бог дал человечеству евангелие благодати, и теперь для того, чтобы спастись НИЧЕГО делать не нужно: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3:5). "Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова" (1Кор. 1:17).
О том, что в начале Церкви действовало два благовествования, говорит сам ап. Павел: "Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных" (Гал. 2:7).
Петр проповедовал евангелие "для обрезанных" евреям, которым, чтобы получить Дар Святого Духа, нужно было покаяться и креститься. Затем, после того, как "обрезанные" отвергли проповедь Стефана, который предлагал руководителям "обрезанных" Иисуса Христа, а те Его отвергли, Бог отвернулся от евреев и направил Свой взор на язычников: "Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их... Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников" (Рим.11:11,12,25).
Сразу после проповеди Стефана в Деян. 9 Бог призывает ап. Павла: "Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать... Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми" (Деян. 9:4-6,15).
Обратившись к Богу, Павел не идет в Иерусалим, а направляется в Аравию, где он получает евангелие благодати: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск" (Гал. 1:15-17).
Что находится в Аравии? Правильно. Гора Синай: "Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве" (Гал. 4:25).
В Аравии ап. Павел получает евангелие благодати, согласно которому Бог спасает людей абсолютно без каких либо дел, в т.ч. и без водного крещения: "Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова" (1Кор. 1:17). "Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования" (Еф. 3:2-6).
Пока ап. Павел был в Аравии и Дамаске, ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Бог свидетельствует о евангелии благодати и спасении БЕЗ исполнения каких либо дел праведности (в т.ч. и крещения) не кому-то, а самому Петру: "И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?" (Деян. 10:45-47).
Затем сошествие Святого Духа, которое случилось до крещения, ап. Петр подтверждает братьям в Иерусалиме: "Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие... Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым". Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь" (Деян.11:1,15-18).
После этих событий, когда Господь уже подготовил почву для утверждения апостолами евангелия благодати, ап. Павел пришел в Иерусалим, чтобы предложить его братьям: "Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался" (Гал. 2:1,2). "Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим... По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам." (Деян. 15:2,4).
Так вот, согласно евангелия благодати, чтобы спастись водное крещение не нужно. Спасение исключительно по вере. "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8,9).
Водное крещение - это дело праведности, ибо Иисус сказал: "Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (праведность). Тогда [Иоанн] допускает Его" (Мат. 3:14,15). Однако после призвания ап. Павла на арену проповеди, Бог дал человечеству евангелие благодати, и теперь для того, чтобы спастись НИЧЕГО делать не нужно: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3:5). "Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова" (1Кор. 1:17).
Комментарий