Это - тоже не более, чем конструкция. С точки зрения рассудка, в общем-то, ничем не лучше и не хуже других. И даже со своими изъянами. Дело в том, что в подобных радикально-субъективных системах проблемой становится обосновать существование самого воспринимающего субъекта. Если нет ничего объективного, все есть лишь в сознании, то как же может объективно существовать само сознание? Основатель европейского солипсизма тов. Беркли (
) обосновал это тем путем, что мир существует лишь в сознании Бога. Откуда вывод - мы тоже существуем лишь в Его сознании. То есть, получается, просто Ему "снимся". Далее лучше, наверное, см. индийский пантеизм, гораздо дольше размышлявший на эту тему. Хотя, европейский оккультизм, возможно, и не так уж ему уступает.
Есть, впрочем,и еще более радикальный вариант, самый последовательный субъективизм, довденный до конца - в буддизме. Ничего объективно не существует,в том числе и воспринимабщий субъект. Все, включая себя самого - иллюзия.
Но любом случае, рационально доказать здесь также ничего невозможно. В этом смысле все варианты равноценны.

Есть, впрочем,и еще более радикальный вариант, самый последовательный субъективизм, довденный до конца - в буддизме. Ничего объективно не существует,в том числе и воспринимабщий субъект. Все, включая себя самого - иллюзия.
Но любом случае, рационально доказать здесь также ничего невозможно. В этом смысле все варианты равноценны.
Комментарий