Быт.1.2.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • vlek
    Ветеран

    • 26 January 2004
    • 4234

    #1

    Быт.1.2.

    «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою».
    Откуда и что за вода? Ведь были сотворены только небо и земля, но земля была «безвидна», а вода - вид, означает ли это, что «вода» с небес?
  • Amicabile
    Ветеран

    • 28 December 2003
    • 4050

    #2
    Это связано с представлениями очень многих древних народов о том, что существует некий условно-вечный причинный океан, на водах которого держится вселенная. Очевидно, автор книги Бытия позаимствовал этот образ в вавилонских сказаниях. У индоевропейских народов также существовали похожие мифы (вспомним, что у славян мир появляется из яйца, которое всплывает на поверхности океана, у финнов из яйца, высиженного птицей на теле матери Ильматар, которая некогда также упала в океан, а у индусов вообще изначальная личность Господь Маха-Вишну вечно возлежит на водах причинного океана Гарбходаки и из его тела исходят вселенные). В Коране есть стих, гдже утверждается, что Аллах утвердил Своё Трон на водах. Так что это очень распространённый образ.

    Кстати, этот образ не так уж и ненаучен. Большинство учёных считают, что земля некогда была покрыта океаном и суши не было.
    "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

    Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

    Христианская медитация в Москве :groupray:

    Комментарий

    • Ex nihilo
      R.I.P.

      • 09 January 2001
      • 8810

      #3
      Сообщение от vlek
      «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою».
      Откуда и что за вода? Ведь были сотворены только небо и земля, но земля была «безвидна», а вода - вид, означает ли это, что «вода» с небес?
      Тьма над бездною - имеется в виду вода. Бездна и есть вода. Земля была
      хаосом. С небом тоже не все так просто. Слово гашамаим интересное. Оно состоит из двух корней: огонь и вода. Вот вам и небо.

      Комментарий

      • vlek
        Ветеран

        • 26 January 2004
        • 4234

        #4
        =Amicabile Это связано с представлениями очень многих древних народов о том, что существует некий условно-вечный причинный океан, на водах которого держится вселенная.
        Кстати, этот образ не так уж и ненаучен. Большинство учёных считают, что земля некогда была покрыта океаном и суши не было.

        Куда же нам «пристроить» Гераклита? Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым ОГНЕМ мерами разгорающимся и мерами погасающим.
        Все обменивается на огонь, и огонь на все, подобно тому, как золото обменивается на товары, а товары на золото.

        Комментарий

        • Amicabile
          Ветеран

          • 28 December 2003
          • 4050

          #5
          Сообщение от vlek
          =Куда же нам «пристроить» Гераклита? Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым ОГНЕМ мерами разгорающимся и мерами погасающим.
          Все обменивается на огонь, и огонь на все, подобно тому, как золото обменивается на товары, а товары на золото.
          А причём здесь Гераклит? Разве я сказал о всех народах? Я говорю о многих, о том, что эта точка зрения была очень распространена в древнем мире. У греческих философов на этот счёт были свои мысли.
          "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

          Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

          Христианская медитация в Москве :groupray:

          Комментарий

          • vlek
            Ветеран

            • 26 January 2004
            • 4234

            #6
            =Ex nihilo Тьма над бездною - имеется в виду вода. Бездна и есть вода. Земля была хаосом. С небом тоже не все так просто. Слово гашамаим интересное. Оно состоит из двух корней: огонь и вода. Вот вам и небо.

            А как теперь быть?
            «Не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды водою. Поэтому тогдашний мир погиб, был потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». 2 Пе.3.5-7.

            Комментарий

            • Amicabile
              Ветеран

              • 28 December 2003
              • 4050

              #7
              Сообщение от vlek
              «Не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды водою. Поэтому тогдашний мир погиб, был потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». 2 Пе.3.5-7.
              Когда имеешь дело с мифологией не нужно зацикливаться на каких-то деталях - цель этих тектов иная - показать, что Вселенная развивается под воздействием некого Высшего Разума, Бога. Здесь нет и не может быть точного научного описания происхождения неба и земли. Например, в той же книге бытия говорится, что "Бог поставил светильники на тверди небесной." Если мы предположим. что твердь небесная (ракия, о которой идёт речь в начале 1ой главы) это атмосфера, то получится, что солнце и луна прикреплены к ней. А если предположим, что это дальний космос, солнечная система, то непонятно что это за "воды небесные", которые отделены этой твердью - в космосе. как известно, никаких вод нет. Совершенно очевидно, что здесь речь идёт о мифологических представлениях семитских народов об устройстве мира - небо - это твёржый купол, к которому прикреплены звёзды и планеты, движущиеся вместе с небосводом вокруг земли. Само слово "твердь" - значит в оригинале "ракиа" - "твёрдая стена".
              "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

              Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

              Христианская медитация в Москве :groupray:

              Комментарий

              • Ex nihilo
                R.I.P.

                • 09 January 2001
                • 8810

                #8
                Сообщение от vlek
                =Ex nihilo Тьма над бездною - имеется в виду вода. Бездна и есть вода. Земля была хаосом. С небом тоже не все так просто. Слово гашамаим интересное. Оно состоит из двух корней: огонь и вода. Вот вам и небо.

                А как теперь быть?
                «Не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды водою. Поэтому тогдашний мир погиб, был потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». 2 Пе.3.5-7.
                Я чего-то не понял: что значит, как теперь быть? Вам что, легче станет жить, если устройство мироздания поймете? Мне вообще с некоторых пор это стало малоинтересным. Что мне с того? Меня вообще веселит идея, что с первых двух глав Берешит можно составить ясную картину. Особенно смешно это выглядит в синодальной версии. Я вам сказал этимологию слова "небеса"? Сказал. Все. Остальное фантазируйте сами.
                Если интересно. К чему вы мне Петра привели?

                Комментарий

                • vlek
                  Ветеран

                  • 26 January 2004
                  • 4234

                  #9
                  =Amicabile А причём здесь Гераклит? Разве я сказал о всех народах? Я говорю о многих, о том, что эта точка зрения была очень распространена в древнем мире. У греческих философов на этот счёт были свои мысли.

                  Не только, например в Ригведе, огонь "раньше" океана.
                  Закон и истина родились
                  Из воспламенившегося ЖАРА.
                  Отсюда родилась ночь.
                  Отсюда - волнующийся ОКЕАН..
                  Мрак был сокрыт мраком вначале.
                  Неразличимая пучина - все это.
                  То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту.
                  Оно Одно было порождено силою жара.
                  Пуруша, носитель Тапаса космического жара, от которого произошли и рита (универсальная закономерность, порядок, у греков соответствовало тео, в Китае дао, Иране аса, в Египте маад, Шумере ме, Аккаде парцу) и мир.

                  Т.е., имеются и другие точки зрения, для объективности.

                  Комментарий

                  • vlek
                    Ветеран

                    • 26 January 2004
                    • 4234

                    #10
                    =Amicabile Когда имеешь дело с мифологией не нужно зацикливаться на каких-то деталях - цель этих тектов иная - показать, что Вселенная развивается под воздействием некого Высшего Разума, Бога.

                    Согласен, тексты необходимо рассматривать концептуально, проводить параллели с другими мифологиями, в данном случае просматривается пара (вода и огонь), которая обща всем народам. А вот желание, стремление привязать развитие Вселенной под некую заранее поставленную цель, может исказить понимание картины Творения, а именно, сущность огня (эш) трансформируется в руах (женского рода) и творение из nihil, а в чем роль "воды" ?

                    Комментарий

                    • vlek
                      Ветеран

                      • 26 January 2004
                      • 4234

                      #11
                      =Ex nihilo интересно. К чему вы мне Петра привели?

                      Мне показалось, что вас интересует больше игра в терминологию -
                      "Тьма над бездною - имеется в виду вода. Бездна и есть вода. Земля была хаосом" и т.д.
                      Слова эти не являются синонимами, каждое из них несет свою определенную смысловую "нагрузку", если просто менять их местами, то не означает приблизиться к пониманию роли "воды" в Творении. Поэтому Петра и привел, может игра в слова станет по-интереснее.
                      А с гашамаим все нормально, принимается.

                      Комментарий

                      • Amicabile
                        Ветеран

                        • 28 December 2003
                        • 4050

                        #12
                        Сообщение от vlek
                        Сущность огня (эш) трансформируется в руах (женского рода) и творение из nihil, а в чем роль "воды" ?
                        Наверно, это вопрос к учёным, хотя вряд ли у них есть единое мнение на этот счёт. Лично я считаю, что если огонь (руах, шакти, инь) это женское начало, то вода мужское. На даром Пуруша возлежит на Океане (Он мужское начало и у него соответствующее ложе). Хотя, с другой стороны, всё же это комплексный образ, он возник из нескольких мифов, которые могли совместиться довольно хаотически и утратить первоначальный смысл. Ведь книга Бытия с мифологической точки зрения довольно примитивна (прошу не воспринимать в штыки это высказывание - это не оскорбление, а скорее лингвистический анализ) по сравнению с мифами других народов. Очевидно, её автор просто пересказал как мог ассиро-вавилонский рассказ о сотворении, подогнав под него свои представления о Божестве и не вдаваясь в значение его символов.
                        "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                        Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                        Христианская медитация в Москве :groupray:

                        Комментарий

                        • Priestess
                          Участник с неподтвержденным email

                          • 17 November 2004
                          • 7350

                          #13
                          Сообщение от Ex nihilo
                          Тьма над бездною - имеется в виду вода. Бездна и есть вода. Земля была
                          хаосом. С небом тоже не все так просто. Слово гашамаим интересное. Оно состоит из двух корней: огонь и вода. Вот вам и небо.
                          Четыре стихии налицо.

                          Комментарий

                          • Ex nihilo
                            R.I.P.

                            • 09 January 2001
                            • 8810

                            #14
                            Сообщение от Priestess
                            Четыре стихии налицо.
                            Кстати, а действительно... Я не думал даже об этом. Руах - это же ветер.
                            Огонь, вода, земля, ветер. Комплект.

                            Комментарий

                            • vlek
                              Ветеран

                              • 26 January 2004
                              • 4234

                              #15
                              =Amicabile Очевидно, её автор просто пересказал как мог ассиро-вавилонский рассказ о сотворении, подогнав под него свои представления о Божестве и не вдаваясь в значение его символов.

                              На мой взгляд, «корни» находятся в Египте,
                              1. с "ними" мог ознакомится Моисей, т.к. воспитывался в окружении фараона, поэтому и (откуда) непоследовательность библейских текстов, «начинает» творение Элохим, а Яхве (иудеев) «вступает» только со второй главы (У Элохим, божья гора Хореев, доизраильское население Палестины амореи, с народом непосредственно не общается, а в сновидениях, через ангелов или говорит с небес. У Яхве «обитель» на Синае, доизр.население Палестины кенааниты, является им в человеческом облике и пр. антропоморфизм). Косвенно
                              2. Свойственное семитским религиям сиро-палестинского региона обозначение Элохим (угаритское Илу и Илум, фикийское Эль и Элим) огласовано по парадигме имен множ. числа муж.рода. т.е. они имеет более общий корень и который должен находится еще «глубже».
                              2. Бегство семьи в Египет (почему именно туда?)
                              3. Отсутствие данных о жизни Христа с 12 до 30 лет.
                              4. Сведения Платона о Египте.

                              Комментарий

                              Обработка...