Перевод фрагмента интервью Ричарда Фейнмана о религии:
"Начав сомневаться, вы можете спросить, истинна ли наука? Нет, мы не знаем что истинно, мы лишь пытаемся узнать. И, возможно, все неверно. Но попробуйте понять религию с точки зрения "возможно, все неверно" - и посмотрим, что получится. Как только вы это сделаете, то начнете скатываться к краю, и будет очень трудно вернуться.
Сомневаться и задавать вопросы - это фундаментальная часть моего естества, верить при этом несколько сложнее. Я могу жить с сомнением, неопределенностью и неведением. Я считаю, что намного интереснее жить с неведением, чем с ответами, которые могут оказаться ложными. У меня есть приблизительные ответы, примерные представления и разные степени вероятности относительно разных вещей - но у меня нет абсолютной убежденности в чем-либо. Относительно многих вещей я вообще не имею понятия... Но мне и не обязательно знать ответ, неведение меня не пугает."
Это великолепно. В этом весь контраст отношения ученого и отношения верующего. А ведь сколько верующих в Бога веруют и в то, что наука это тоже форма религии, со своей слепой верой в догматы и своим абсолютизмом. Но думающие так лишь проецируют свою ментальность на других, будучи неспособны мыслить иначе. Увы, не всякому дано жить с сомнениями и открытыми вопросами без страха; кому-то непременно нужно дорисовывать слепые пятна знания лубочными картинами - и верить в их непреложную истинность...
"Начав сомневаться, вы можете спросить, истинна ли наука? Нет, мы не знаем что истинно, мы лишь пытаемся узнать. И, возможно, все неверно. Но попробуйте понять религию с точки зрения "возможно, все неверно" - и посмотрим, что получится. Как только вы это сделаете, то начнете скатываться к краю, и будет очень трудно вернуться.
Сомневаться и задавать вопросы - это фундаментальная часть моего естества, верить при этом несколько сложнее. Я могу жить с сомнением, неопределенностью и неведением. Я считаю, что намного интереснее жить с неведением, чем с ответами, которые могут оказаться ложными. У меня есть приблизительные ответы, примерные представления и разные степени вероятности относительно разных вещей - но у меня нет абсолютной убежденности в чем-либо. Относительно многих вещей я вообще не имею понятия... Но мне и не обязательно знать ответ, неведение меня не пугает."
Это великолепно. В этом весь контраст отношения ученого и отношения верующего. А ведь сколько верующих в Бога веруют и в то, что наука это тоже форма религии, со своей слепой верой в догматы и своим абсолютизмом. Но думающие так лишь проецируют свою ментальность на других, будучи неспособны мыслить иначе. Увы, не всякому дано жить с сомнениями и открытыми вопросами без страха; кому-то непременно нужно дорисовывать слепые пятна знания лубочными картинами - и верить в их непреложную истинность...
Комментарий