Христианство и творчество

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Лапоть
    выбыл

    • 14 October 2005
    • 2771

    #166
    Сообщение от St.Paul
    Чтобы определиться, нужно искусство или нет, давайте на мгновение представим, что оно исчезло из нашей жизни.

    У меня тут стишок сочинился по теме.

    Истребление искусства


    Как-то раз Король-Вандал,
    Чтобы было чисто пусто
    Верным стражам приказал
    В корне истребить искусство....
    Самое интересное, что стишок соответствует исторической действительности. Ариане-вандалы, вторгшись в православную тогда Африку, действительно рушили все подчистую. И похоже было в Женеве времен правления там одного из столпов Реформации Жана Кальвина.
    "Библейский фундаментализм", порождающий варварство. Интересная тема.
    "Быть русским - это перестать ненавидеть свой народ" (Ф.М. Достоевский).

    Комментарий

    • Лапоть
      выбыл

      • 14 October 2005
      • 2771

      #167
      Сообщение от Евлампия
      Всякое искусство классическое ли оно, китайское, или индийское - может стать для некоторого круга людей предметом восторга как художественная форма подготовки к принятию Благой Вести
      Вот тут на днях перечитвал Стругацких. Из раннего. Задумался: это можно назвать христианским искусством, или нет? С одной стороны, это, конечно, сказка, утопия в фантастических одеждах. Такого мира нет, не было и не будет никогда. При этом там нет ни слова о Боге. Мир, где не верят в Бога. Но и греха в этом мире нет. То есть он, если и есть, то в форме ошибок и заблуждений, но не в виде алчности, злобы и лжи. Вот такой вот мир. Нереальный и прекрасный по-своему.
      Вопрос: нужно ли такое искусство христианину, или нет? А ответ не может сформулирован для всех и навсегда. В каком состоянии находится человек, взявший в руки эту книгу? Какой у него культурный опыт? Духовный опыт? Психологическое состояние? Пол? Возраст? Национальность? И т.д. и т.п. Все эти факторы и масса других влияют на восприятие произведения искусства. И в зависимости от них результат может быть с христианской точки зрения и негативным, и позитивным.
      Скажем в том же случае со Стругацкими, человек может по прочтении подумать: "да, какой это был бы замечательный мир, в котором не было бы лжи, подлости, зависти. Где жили бы просто хоршоие, честные, умные и добрые люди." Это приблизило бы человека к Богу? Думаю, да. Но другой человек после той же книги мог бы подумать: "Вот какой мир мы могли бы построить! Но этому мешает классовая отсталость и религиозные бредни." Эффект прямо противоположный.
      Так что зависит еще и от каждого конкретного случая и человека.


      А еще важно, с какими целями, зачем, собственно, человек приходит к тому или иному произведению. Вот зачем я читал Стругацких? Пожалуй, чтобы просто отвлечься. Бывают, думаю, такие моменты в жизни, когда надо просто отвлечься. Вопрос: может ли христианин вообще отвлекаться/развлекаться? Однозначного ответа, думаю, опять же, нет. Может ли жизнь христианина сводиться только к аскетике - служению, преодолению и т.д.? С древности и по этому вопросу существуют два мнения. Одно сугубо аскетичное (Скажем, Тертуллиан и Ориген учили в этом духе): все, что отвлечает от Бога - грех, и должно быть исключено из жизни христианина. Другое (его высказывал, например, св. Климент Александрийский) заключается в том, что все, что в мире есть доброго и хорошего, происходит от Бога, и не должно отвергаться христианином. Здесь опять же каждый может решить только сам для себя.
      "Быть русским - это перестать ненавидеть свой народ" (Ф.М. Достоевский).

      Комментарий

      • St.Paul
        Завсегдатай

        • 30 May 2007
        • 794

        #168
        Сообщение от Фазер
        Что же будет тогда отвлекать и занимать мысли людские!?
        Занимать, чтобы увлечь всеми способами от размышлений о Боге!
        Именно забить мозги мишурой и бутафорией, подменяя истину искусственностью, ненастоящестью, тем что ничего общего не имеет с царством божьим.
        Музыка, стихи, песни, художество и т.д. всё это направляет на ложный путь познания, на трату сил и времени, драгоценных для прохождения тяжкого пути познания божественной истины!
        Фазер, да Вы просто аскет какой-то, стоик. Ну хоть частушки-то поёте в конце застолья или, там, "Ой, мороз, мороз..."?
        Хотя, это по большому счёту, нельзя назвать искусством. Но народный фольклор, опять же.

        Комментарий

        • St.Paul
          Завсегдатай

          • 30 May 2007
          • 794

          #169
          Сообщение от Лапоть
          "Библейский фундаментализм", порождающий варварство. Интересная тема.
          Вот как? А мне казалось, что, наоборот, библейский фундаментализм должен содействовать развитию искусства, т.к. "всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов".
          Музыка, как гармония звука, стихи, как совершенство прозы, изобразительное искусство, как отражение красоты, думаю, все они являются даром Божьим. Разве нет?

          Комментарий

          • Евлампия
            Гражданка Неба
            Модератор Форума

            • 27 April 2005
            • 33923

            #170
            Сообщение от Фазер
            Евлампия сформулируйте, пожалуйста вашу мысль по другому
            Наверное не сумею, дорогой Фазер. У меня с формулировками всегда была напряженка. Я даже математические формулы всю жизнь не запоминала, а выводила... Ну вот такая я. И другой уже не стану. Хотите - принимайте. Хотите - пинайте. В любом случае Евлампия Евлампистее от этого не станет.
            "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

            Комментарий

            • Евлампия
              Гражданка Неба
              Модератор Форума

              • 27 April 2005
              • 33923

              #171
              [QUOTE]
              Сообщение от Лапоть
              Вот тут на днях перечитвал Стругацких. Из раннего. Задумался: это можно назвать христианским искусством, или нет?
              Вот и я вчера... На сон грядущий... Взяла, да и перечитала некоторые русские народные сказки. Зачем мне, довольно зрелой тетушке, все это? Оказывается нужно было. Как говорил Александр Сергеевич: сказка ложь, да в ней намек... А сказка-то про крошечку-Хаврошечку самая что ни на есть пасхальная...

              Вы правы, Лапоть. Все зависит от человека. И его восприятия мира, который сотворил Господь.
              "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

              Комментарий

              • Лапоть
                выбыл

                • 14 October 2005
                • 2771

                #172
                Сообщение от St.Paul
                "всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов".
                Музыка, как гармония звука, стихи, как совершенство прозы, изобразительное искусство, как отражение красоты, думаю, все они являются даром Божьим. Разве нет?
                Думаю, что да. Так и есть. Но сторонники этого самого фундмаентализма почему-то полагают, что, если есть Библия, все остальное уже не нужно.
                "Быть русским - это перестать ненавидеть свой народ" (Ф.М. Достоевский).

                Комментарий

                • svetham
                  оливковый

                  • 15 February 2006
                  • 8566

                  #173
                  Сообщение от St.Paul
                  Музыка, как гармония звука, стихи, как совершенство прозы, изобразительное искусство, как отражение красоты, думаю, все они являются даром Божьим. Разве нет?
                  Когда читала эту тему вспомнился один старый христианский гимн:

                  Великий Бог, когда на мир смотрю я
                  на все, что Ты создал рукой Творца
                  На всех существ, кому свой свет даруя,
                  Питаешь Ты любовию Отца.

                  Тогда поет мой дух, Господь Тебе
                  Как Ты велик, как Ты велик!
                  Тогда поет мой дух, Господь Тебе
                  Как Ты велик, как Ты велик!

                  ЗЫ Разве можно не петь, когда вокруг тебя такая красота?

                  Комментарий

                  • Евлампия
                    Гражданка Неба
                    Модератор Форума

                    • 27 April 2005
                    • 33923

                    #174
                    Сообщение от Лапоть
                    Думаю, что да. Так и есть. Но сторонники этого самого фундмаентализма почему-то полагают, что, если есть Библия, все остальное уже не нужно.
                    Ну а мы то с Вами считаем, что на Библии все не заканчивается. С нее все только начинается... Не так ли?
                    "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                    Комментарий

                    • Евлампия
                      Гражданка Неба
                      Модератор Форума

                      • 27 April 2005
                      • 33923

                      #175
                      Сообщение от svetham

                      ЗЫ Разве можно не петь, когда вокруг тебя такая красота?
                      Вот именно! И не читать высокую поэзию, которая еще больше взгревает дух, стремящийся к Богу как лань к потоку вод...
                      "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                      Комментарий

                      • Фазер
                        Ветеран

                        • 05 April 2008
                        • 1157

                        #176
                        Сообщение от St.Paul
                        Фазер, да Вы просто аскет какой-то, стоик. Ну хоть частушки-то поёте в конце застолья или, там, "Ой, мороз, мороз..."?
                        Хотя, это по большому счёту, нельзя назвать искусством. Но народный фольклор, опять же.
                        Аскет и стоик это из другой оперы.
                        Частушки с народными песнями меня не греют.
                        Псалмы пою с удовольствием, такие как Светам привела в пример.
                        А застолье со спиртным ушло в далёкое прошлое.

                        Я вот какой бы ещё привёл пример, в городе полно казино, домов так называемого отдыха с набором услуг, бани , ресторация, продажные женщины.
                        Все эти "предприятия" развлечений словно расставленные ловушки для проверки слабостей индивида. И склонности не заставляют долго ждать, ноги сами топают в злачные места, при всём том что негативные последствия посещений широко известны.
                        В каждой сфере, в том числе и искусстве есть такие ловушки.
                        Основа их хозяйчиков -нажива.
                        Должен сказать, что выше эгрегора искусства стоит эгрегор священства, его представители - работники конфессиональных образований и только после всех эгрегоров(земных, разделений уровня духовности) челу открывается абсолют - непосредственная связь с Богом.
                        Вот где настоящий восторг Уважаемая Евлампия!

                        Комментарий

                        • Евлампия
                          Гражданка Неба
                          Модератор Форума

                          • 27 April 2005
                          • 33923

                          #177
                          Сообщение от Фазер
                          Должен сказать, что выше эгрегора искусства стоит эгрегор священства, его представители - работники конфессиональных образований и только после всех эгрегоров(земных, разделений уровня духовности) челу открывается абсолют - непосредственная связь с Богом.
                          Вот где настоящий восторг Уважаемая Евлампия!
                          Не спорю. Я и работаю среди этого священства. Но почему-то мое восприятие мира не мешает мне дружить и с ректором теологического института, и со многими преподавателями... Может потому, что желаю и могу во всем соблюдать меру?.. И наверное научилось уже отделять главное от второстепенного...
                          "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                          Комментарий

                          • St.Paul
                            Завсегдатай

                            • 30 May 2007
                            • 794

                            #178
                            Сообщение от Фазер
                            Я вот какой бы ещё привёл пример, в городе полно казино, домов так называемого отдыха с набором услуг, бани , ресторация, продажные женщины.
                            Все эти "предприятия" развлечений словно расставленные ловушки для проверки слабостей индивида. И склонности не заставляют долго ждать, ноги сами топают в злачные места, при всём том что негативные последствия посещений широко известны.
                            В каждой сфере, в том числе и искусстве есть такие ловушки.
                            Основа их хозяйчиков -нажива.
                            Хозяйчиков искусства? По-моему, Фазер, те примеры, что Вы привели, к искусству никакого отношения не имеют. Я согласен, что есть "творения", претендующие называться искусством, но не являющимися таковыми, потому что не выполняют предназначения искусства. А его предназначение - способствовать духовному пробуждению человека.
                            Сообщение от Фазер
                            Должен сказать, что выше эгрегора искусства стоит эгрегор священства, его представители - работники конфессиональных образований и только после всех эгрегоров(земных, разделений уровня духовности) челу открывается абсолют - непосредственная связь с Богом.
                            А разве не может священник быть поэтом или композитор быть священником? Любой талант - это дар Божий, который можно и нужно употребить на Божьи цели.

                            Комментарий

                            • St.Paul
                              Завсегдатай

                              • 30 May 2007
                              • 794

                              #179
                              Сообщение от Лапоть
                              Думаю, что да. Так и есть. Но сторонники этого самого фундмаентализма почему-то полагают, что, если есть Библия, все остальное уже не нужно.
                              Это были какие-то неправильные сторонники.

                              Комментарий

                              • Фазер
                                Ветеран

                                • 05 April 2008
                                • 1157

                                #180
                                Сообщение от Евлампия
                                Не спорю. Я и работаю среди этого священства. Но почему-то мое восприятие мира не мешает мне дружить и с ректором теологического института, и со многими преподавателями... Может потому, что желаю и могу во всем соблюдать меру?.. И наверное научилось уже отделять главное от второстепенного...
                                Здесь нет никакого секрета, соответствие своему уровню несёт спокойствие и удовлетворение. Тем более что открываются пути совершенствования в нём и идёт соответствующая стимуляция от достигнутых результатов. В этом суть так называемой ловушки, удовлетворяясь всякий раз вы тратите усилие для достижения сверхцели и тем самым вносите свой вклад в развитие эгрегора.

                                Комментарий

                                Обработка...