2.6 «Карма»
Мы уже говорили о том, что фактором, который объяснят характер мгновенной комбинации дхарм, является карма. Слово «карма» буквально переводится как «акт», «действие». Так как «неодушевленные» предметы являются асантана (вследствие того, что в них действуют силы прапти и апрапти), т.е. «не-континуумами», то они не могут быть самостоятельными целыми, они имеют бытие только как часть потока сознательной жизни. На этом основании мы можем заключить, что предметный мир есть результат действия кармы. Самостоятельного внешнего мира нет, не солнца самого по себе, а есть только человек, видящий солнце. Т. о., предметы внешнего мира лишь временные иллюзии. Впрочем, субъект также является иллюзией, и только вместе объект и субъект восходят к потоку дхарм, т.е. к реальному.Закон кармы и силы прапти и апрапти управляют всеми дхармами. Карма это дхарма, которая выражает тот факт, что дхармы как-то расположены. Вследствие того, что существует одинаковость схем, по которым формируются элементы каждого комплекса дхарм, все видят как будто одинаковый мир, одинаковые предметы внешнего мира: «одинаковость предметных миров объясняется общей кармой».Выше мы говорили о связи четана («активность сознания») с понятием кармы. «Карма определяется как «четана» и ее производное». Четана это то, что существует в сознании до слов и действий, т.е. «помыслы», которые проявляются затем в виде содеянного. «с точки зрения теории дхарм «четана» указывает не на отдельные эмпирические акты волевые, а на мгновенный, доэмпирический акт распределениядхарм в моменте».Буддисты говорят о четырех разновидностях производной кармы: «видимая» и «невидимая», каждая из которых подразделяется на «телесную» и «словесную». Видимая карма (телесная и словесная) обусловливает расположение рупа-дхарм, кроме авиджняпти. Она есть «форма, принимаемая в каждом моменте мгновенной комбинацией дхарм; смена таких определенных форм выражается в эмпирической иллюзии внутреннего и внешнего мира». Невидимая карма (телесная и словесная) связана с невидимым элементом авиджняпти, который придает слову или действию определенный нравственный оттенок.
Итак, если мы определим «дхарму» безотносительно сознания, то дхарма «субстанциальный носитель своего специфического, единичного качества». В отношении же к сознанию дхармы «истинно-сущие, трансцендентные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием».Несмотря на то, что «дхарма» определяется через свой признак, Розенберг допускает некую оппозицию между дхармойносителем и дхармойнесомым (качеством), говоря о том, что в эмпирическом бытии проявляется только качество дхармы, но не она сама по себе. Подобное различение не принимают современные русские буддологи Ермакова и Рудой. Он подчеркивают, что «признак по объему и содержанию совпадает с сущностью определяемого понятия» и, что термин «дхарма» «функционирует на всем протяжении ... не как оппозиция носителю свойств, но абсолютно самостоятельно». «Свойство (дхарма) не является чем-то внутренне присущим носителю, поскольку не существует носителя, свободного от любых свойств. Свойство, таким образом, субстантивируется, приобретает онтологические характеристики свабхава (обладающее собственным бытием), свалакшана (обладающее собственным признаком)».
Комментарий