ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ.
Я - Единый, Бог твой, выведший тебя из страны Египет, из дома рабства. Пусть не будет у тебя иного бога, кроме Меня!
Не сказано - "Я, Единый, сотворивший всё сущее"; "Я, Единый, источник бытия". Бог определяет Себя через локальное действие, которое только что произошло с Его партнерами по договору. Творец как бы ставит себя по Своей воле на один уровень с "богами народов" - олицетворениями стихий или сил природы: у такого-то народа такой-то бог, у другого - другой, а у вас - Я. Почему?
Человеку трудно разделять высокие инстанции. Какие дела, например, разбирает окружной судья, а какие - мировой? Если закон, устанавливающий авторитет судьи, будет начинаться с объяснения этой разницы, кто дочитает его до конца, кто будет слушаться судей вообще?
Сейчас, тридцать пять столетий спустя, мы все кажемся себе большими специалистами в области метафизики, и с умным видом можем сказать, что Зевс, мол - бог-с-маленькой-буквы, а Всевышний - с большой. И что мы верим, что Всевышний, может быть, и есть, а вот Зевса в природе не бывает. Да? А не обманываем ли мы себя? Допустим на минуту, что Зевс существует. Или, может быть, не совсем Зевс, но невероятно могучее существо, умеющее создавать и разрушать солнечные системы, владеющее генной инженерией на уровне чудотворства, живущее так долго, что за время его жизни меняются очертания галактик. Все ли из нас смогут понять с ходу разницу между таким "божественным" существом - и Самим Творцом?
Вряд ли. Я очень часто слышал от своих знакомых (интеллигентных, образованных) сентенции такого рода: "я верю в Бога. Бог - это высший разум внеземной цивилизации". Или даже яснее: "я верю, что нас создали пришельцы. Они - Бог".
Впрочем, какие там пришельцы! Многим крайне трудно отделить слова Бога от постановлений традиции, или от слов своего духовного наставника. И такие ошибки чаще всего встречаются у людей верующих.
Короче, мы до сих пор, за три с половиной тысяч лет монотеизма, не смогли почувствовать разницу между Единым - Сверх-Источником Всего, неделимым Сущим, Которому полностью подвластны все явления макро- и микро-уровня любой возможной вселенной, и просто чем-то очень сильным и авторитетным. Если бы не вера в Бога, а полное метафизическое осознание было условием принятия заповедей, мы бы до сих пор не поставили бы нашу подпись под Синайским договором.
Итак, Единый по собственной воле сравнивает себя с силами, сотворенными Им же (а то и просто придуманными суеверными людьми), и аргументирует Первую заповедь, заповедь "веруйте в Меня, служите Мне", доступным и простым соображением: "Я вывел вас из египетского рабства (читай: Я создал вас как общность), поэтому служите Мне". Соображение "экономического" плана.
Заметим еще, что эту заповедь, как и большинство остальных, Единый не дает "просто так": Он ее аргументирует. Это - признак уважения Творца к Его созданиям. Они - Его образ и подобие. Он не приказывает им "повинуйтесь, и всё тут", а объясняет, почему.
Слово элоhим, которое используется в этой заповеди, означает не только "бог, божество", но и "суд, судья"[9]. Окончание заповеди можно перевести и как "Пусть не будет у тебя иного судьи, кроме Меня". Никто не определяет законы моего существования, кроме Единого.[10]
Я - Единый, Бог твой, выведший тебя из страны Египет, из дома рабства. Пусть не будет у тебя иного бога, кроме Меня!
Не сказано - "Я, Единый, сотворивший всё сущее"; "Я, Единый, источник бытия". Бог определяет Себя через локальное действие, которое только что произошло с Его партнерами по договору. Творец как бы ставит себя по Своей воле на один уровень с "богами народов" - олицетворениями стихий или сил природы: у такого-то народа такой-то бог, у другого - другой, а у вас - Я. Почему?
Человеку трудно разделять высокие инстанции. Какие дела, например, разбирает окружной судья, а какие - мировой? Если закон, устанавливающий авторитет судьи, будет начинаться с объяснения этой разницы, кто дочитает его до конца, кто будет слушаться судей вообще?
Сейчас, тридцать пять столетий спустя, мы все кажемся себе большими специалистами в области метафизики, и с умным видом можем сказать, что Зевс, мол - бог-с-маленькой-буквы, а Всевышний - с большой. И что мы верим, что Всевышний, может быть, и есть, а вот Зевса в природе не бывает. Да? А не обманываем ли мы себя? Допустим на минуту, что Зевс существует. Или, может быть, не совсем Зевс, но невероятно могучее существо, умеющее создавать и разрушать солнечные системы, владеющее генной инженерией на уровне чудотворства, живущее так долго, что за время его жизни меняются очертания галактик. Все ли из нас смогут понять с ходу разницу между таким "божественным" существом - и Самим Творцом?
Вряд ли. Я очень часто слышал от своих знакомых (интеллигентных, образованных) сентенции такого рода: "я верю в Бога. Бог - это высший разум внеземной цивилизации". Или даже яснее: "я верю, что нас создали пришельцы. Они - Бог".
Впрочем, какие там пришельцы! Многим крайне трудно отделить слова Бога от постановлений традиции, или от слов своего духовного наставника. И такие ошибки чаще всего встречаются у людей верующих.
Короче, мы до сих пор, за три с половиной тысяч лет монотеизма, не смогли почувствовать разницу между Единым - Сверх-Источником Всего, неделимым Сущим, Которому полностью подвластны все явления макро- и микро-уровня любой возможной вселенной, и просто чем-то очень сильным и авторитетным. Если бы не вера в Бога, а полное метафизическое осознание было условием принятия заповедей, мы бы до сих пор не поставили бы нашу подпись под Синайским договором.
Итак, Единый по собственной воле сравнивает себя с силами, сотворенными Им же (а то и просто придуманными суеверными людьми), и аргументирует Первую заповедь, заповедь "веруйте в Меня, служите Мне", доступным и простым соображением: "Я вывел вас из египетского рабства (читай: Я создал вас как общность), поэтому служите Мне". Соображение "экономического" плана.
Заметим еще, что эту заповедь, как и большинство остальных, Единый не дает "просто так": Он ее аргументирует. Это - признак уважения Творца к Его созданиям. Они - Его образ и подобие. Он не приказывает им "повинуйтесь, и всё тут", а объясняет, почему.
Слово элоhим, которое используется в этой заповеди, означает не только "бог, божество", но и "суд, судья"[9]. Окончание заповеди можно перевести и как "Пусть не будет у тебя иного судьи, кроме Меня". Никто не определяет законы моего существования, кроме Единого.[10]
Это не Евангельская вера.
Христос дал заповедь: покайтесь и веруйте в Евангелие.
И каждому нужно обратится к тому, чтобы знать, что есть Евангелие и что есть Евангельская вера.
В мире много не Евангельских верований, которые пытаются соединить со Христом.
Евангельская вера берет свои корне в простоте.
Евангельская вера начинается с того, что Христос искупил от власти закона.
Если верующие во Христа начинают смешивать Евангельскую веру с законом, то они на самом деле будут исповедовать не Евангелие, а иудейскую веру, которая основывалась на законе Моисеевом.
Христа распяли за то, что Он разрушал в народе веру в закон Моисеев и делал эту веру бесполезной.
Апостола Павла гнали свои же христиане, которые не отошли от закона.
Если бы и Христос и апостол Павел проповедовали закон Моисеев, то их бы не гнали.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
(Гал.5:11)
Комментарий