На мой взгляд, ставить вопрос таким образом - это примерно то же, что и спрашивать, был ли у Адама пупок или нет.
Я имею в виду, что писаниям Нового завета присуща некая динамика: вот человек до рождения свыше - и вот тот же человек после рождения свыше. Разве важно, каким человек был до рождения? Зачем на этом сосредотачиваться нарочно?
Нагорная проповедь очень похожа на вот этот ветхозаветный образ:
1 Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его,
2 заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу;
3 послала слуг своих провозгласить
с возвышенностей городских:
4 "кто неразумен, обратись сюда!"
И скудоумному она сказала:
5 "идите, ешьте хлеб мой,
и пейте вино, мною растворенное;
6 оставьте неразумие, и живите,
и ходите путем разума".
Прит. 9
Премудрость по знамению своего имени обращается не к мудрым. Это очевидно и не обсуждается.
Премудрость собирает глупых с целью сделать их мудрыми.
То есть вот он, вполне христианский парадокс: глупый откликается на призыв Премудрости, ходит с ней и перестаёт быть глупым, но становится мудрым, усовершаясь, как и его учитель.
Разве в этих стихах речь идёт о том, чтобы мы устраивали богословский диспут на тему: а кто такие эти глупые и в каком смысле нам следует понимать их глупость? Конечно же нет.
Мы сосредотачиваемся не на их глупости, а на их метанойе, на их обращении из глупости к мудрости.
Почему? Потому что и мы были такими, и мы однажды откликнулись на призыв нашей дорогой Премудрости.
Конечно, если кто не получил святого духа уверовав, ему важно говорить о том, чем нищие отличаются от нищих духом.
Я имею в виду, что писаниям Нового завета присуща некая динамика: вот человек до рождения свыше - и вот тот же человек после рождения свыше. Разве важно, каким человек был до рождения? Зачем на этом сосредотачиваться нарочно?
Нагорная проповедь очень похожа на вот этот ветхозаветный образ:
1 Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его,
2 заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу;
3 послала слуг своих провозгласить
с возвышенностей городских:
4 "кто неразумен, обратись сюда!"
И скудоумному она сказала:
5 "идите, ешьте хлеб мой,
и пейте вино, мною растворенное;
6 оставьте неразумие, и живите,
и ходите путем разума".
Прит. 9
Премудрость по знамению своего имени обращается не к мудрым. Это очевидно и не обсуждается.
Премудрость собирает глупых с целью сделать их мудрыми.
То есть вот он, вполне христианский парадокс: глупый откликается на призыв Премудрости, ходит с ней и перестаёт быть глупым, но становится мудрым, усовершаясь, как и его учитель.
Разве в этих стихах речь идёт о том, чтобы мы устраивали богословский диспут на тему: а кто такие эти глупые и в каком смысле нам следует понимать их глупость? Конечно же нет.
Мы сосредотачиваемся не на их глупости, а на их метанойе, на их обращении из глупости к мудрости.
Почему? Потому что и мы были такими, и мы однажды откликнулись на призыв нашей дорогой Премудрости.
Конечно, если кто не получил святого духа уверовав, ему важно говорить о том, чем нищие отличаются от нищих духом.
Комментарий