Мессия - царь из дома Давидова. Развитие мессианской идеи
Свернуть
X
-
Догмат о непорочном зачатии ,означающий, что Иисус Христос свободен от первородного греха, согласно которому Дева Мария чудесным образом зачала Иисуса Христа от Святого Духа, при этом оставаясь девственницей , был утвержден в 431 году на 3-м Вселенском соборе в Эфесе и разделяется всеми христианскими конфессиями.
Этот Догмат основан на тексте Ев. от Матфея ( 1:22-23):
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.»
Другими словами, догмат о непорочном зачатии обоснован ссылкой на книгу пророка Исайи: Ис. 7:14, а именно, на « утверждении» о том, что Исайя «предсказал» непорочное зачатие Иисуса .
Т.о. «Библейское обоснование» девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Деве Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына».
Поскольку именно Текст Ис 7:14 лег в основу новозаветного представления о «рождении Иисуса девственницей», очень важно рассмотреть основные направления его истолкования христианами
В собственном его контексте стих 7:14 представляет собой слова Исайи, обращенные к царю Ахазу в момент вполне конкретного политического кризиса.-Пророк говорит царю о том, что через два года, когда младенец, рожденный определенной «молодой женщиной», начнет отличать худое от доброго, угроза Иерусалиму с севера исчезнет. В этом контексте слова пророка о «молодой женщине» и младенце не вызывают особого интереса. Важен только возраст младенца, свидетельствующий о прохождении определенного срока.
Опустим все эти бесконечные споры о том, «альма» или «бетула» была ТА женщина, - они по существу совершенно не принципиальны . «Бетула» в момент произнесения пророчества наверняка стала «альмой», родив сына.
И тем не менее, определяющим моментом использования фразы из Ис 7-10 в Евангелии Матфея было то , что при переводе текста на греческий язык (осуществленном еще до появления христианства) еврейское слово «алма» было переведено как «партхенос», то есть однозначно как «девушка». На основании греческого перевода древняя «девушка», родившая ребёнка, стала прообразом рождающей «девственницы». Переход от ветхозаветного чтения к новозаветному через греческую версию показывает, как именно текст получил новый христологический смысл, совершенно чуждый пророку 8 века до н. э. В итоге этот фрагмент приобрел совершенно новое «второе значение», очень важное для Церкви, но далекое от еврейского текста Книги Исайи. «Вторичное», историческое , непосредственное значение текста Исайи было забыто, уступив место доктринальным интересам. Представление о девственном рождении Иисуса прекрасно вписывалось в богословское вИдение рождения Мессии-Сына Божьего.
Но вернёмся к тексту Исайи . Он интересен не только тем, что этот исторический эпизод был притянут к «истории» Христа, но и тем, что это пример одного из удивительных осуществлённых пророчеств (или мудрых прогнозов ) пророка.
Итак:
Бог говорит Исаие:
«Выйди ты и сын твой Шеарясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда... и скажи ему» (7:34)...Земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее (7:16), а через шестьдесят пять лет Ефрем (т. е. Израиль.) перестанет быть народом» (7:8).
Исаия предлагает Ахазу: «Проси себе знамения у Яхве», и хотя царь отказывается: «Не буду искушать Яхве», пророк настаивает на своем, предлагает это «знамение» :
« Сам Яхве даст вам знамение: се, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему: Еммануил . Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (7:1416).
Исаия решил поднять дух напугавшегося царя, у которого от страха «всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу» (7:2). Он убеждает Ахаза, что вражеские цари сами будут изгнаны из своих стран, имея в виду, конечно, что сделает это ассирийский царь. И это произойдет в самом скором времени, не успеет, новорожденный младенец вырасти настолько, чтобы суметь отличить хорошее от плохого, как все это состоится.
Но дальше выясняется, что Исаия не ограничился словесным предсказанием. По-видимому, чтобы сильнее подействовать на воображение царя и народа, он сам осуществляет то самое «знамение», о котором он перед этим говорил Ахазу:
«И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Яхве: нареки ему имя: Магер шелал-хаш-баз (евр. «спешит грабеж, ускоряет добыча».). Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, богатства Дамаска и добычи самарийские понесут перед царем ассирийским» (8:24).
То есть пророк не только привел пример с младенцем, но и позаботился о том, чтобы с помощью «пророчицы», очевидно своей жены, произвести на свет реального ребенка, которому, правда, наречено было другое, тоже «знаменательное» имя.Итак, в роли «Девы» представлена пророчица, а в роли «Духа Святого» Исайя. Итак, мы видим, что пророчество было сказано про пророчицу, которая от Исайи родила сына при свидетелях верных, и когда сын стал называть пророчицу: мама, а Исайю: папа, Ассирийское войско поразило Самарию, столицу Израиля и Дамаск, столицу Сирии.Именно это место в тексте Книги Исаии впоследствии и было использовано как «верное» пророчество о непорочном зачатии и чудесном рождении Христа. По Евангелию от Матфея это засвидетельствовал «Ангел господень». Явившись во сне Иосифу, мужу Марии, и заверив, что «родившееся в ней есть от духа святаго», ангел добавил: «А все сие произошло, да сбудется реченное господом через пророка, который говорит: се, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит: с нами бог» (Мф. 1:2022).
Ясно, что сам пророк Исаия, выступая перед царем Ахазом, вовсе не помышлял ни о непорочном зачатии, ни о Христе, Сыне Божием.
От имени Бога он предсказал падение Дамасского и Израильского царств приблизительно через три-четыре года (когда ребенок начинает произносить свои первые слова). И действительно, уже вскоре после описанной встречи Исаии с царем Ахазом произошло завоевание Дамасского царства и Израиля Ассирией, хотя и не точно в те сроки, которые назначил бог устами пророка: Дамаск пал в 732 г., т. е. через два года после встречи Исаии с Ахазом, а Израильское царство перестало существовать не через 65 лет, а гораздо раньше, в 722 г., когда оно было завоевано ассирийским царем и население его было переселено за Евфрат.
Но всему этому еще только предстояло произойти. А в 734 г., когда состоялась описанная выше встреча Исаии с Ахазом, у иудейского царя было достаточно оснований испытывать страх
Комментарий
-
Еврейская мессианская идея сосредоточилась на образе царя-Мессии из дома Давида,наделённого сверхъестественной силой, обладающего исключителной мудростью, твёрдостью и силой духа, который принесёт полное физич. и духовное избавление народу , после чего установит на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.
Разрушает ли проклятие Иехонии клятву Господа , сказанную Давиду : "...Всевышний восстановит Сам падший Дом Давида. "?
Об этом говорит и пророк Захария:
"это время настанет, когда Машиах Израиля, как потомок царя Давида воссядет на престоле отца своего Даvida»
И все бы хорошо, но как быть с пророчеством о Иехонии, ведь он последний царь, и от него и только от него по родословной должен прийти в мир царь Машиах?Комментарий
Комментарий