вот например как описывает ту проблему ЭЕЭ
ЖИДО́ВСТВУЮЩИЕ, принятое в православной церкви название ряда религиозных групп, существовавших в России начиная со второй половины 15 в. и обвиняемых церковниками в склонности к иудаизму. Аналогичное обозначение («иудействующие») часто применялось христианской церковью (особенно в Византии) по отношению к различным еретическим течениям, в которых усматривали близость к иудаизму.В русской исторической литературе, а также в советской до конца 1960-х гг. термин «жидовствующие» относится к еретическому движению, которое зародилось в Новгороде в конце 15 в. Возникновение этой ереси в Новгороде, по словам летописца, связано с тем, что Схария Жидовин, прибывший в город из Киева в свите князя Михаила Олельковича (Александровича) в 1471 г., «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, которые, по-видимому, стали главными распространителями ереси в городе. Великий князь московский Иван III (Васильевич) назначил этих священников на высокие церковные посты в Москве. Таким образом, в Москве возник новый центр ереси, к которой примкнула невестка великого князя Елена и влиятельный придворный дьяк Федор Курицын.
Новгородский архиепископ Геннадий, стремясь искоренить ересь, начал преследование еретиков. У арестованных были обнаружены тетради, по которым они «молились по-жидовски» (возможно, «Псалтырь Федора Жидовина», которая была, по существу, русским переводом махзора). Часть еретиков под пытками отреклась от ереси, часть бежала в Москву, где нашла покровительство великого князя. Состоявшийся в 1490 г. церковный собор осудил жидовствующих, вменив им в вину осквернение икон и надругательство над крестом, а также то, что они «хулы изрекали на Иисуса и Марию» и «чли субботу паче воскресения Христова». По свидетельству летописца, жидовствующие праздновали также еврейскую Пасху.
Влияние ереси жидовствующих достигло вершины в 90-х гг. 15 в. В начале 16 в. борьба против жидовствующих тесно переплеталась с политической борьбой различных группировок вокруг кандидата на наследование престола. Жидовствующие поддерживали Дмитрия, сына княгини Елены, однако Иван III в 1502 г. назначил наследником своего сына Василия. После смерти Курицына в 1504 г. Иван III санкционировал преследование жидовствующих. Некоторые из еретиков были сожжены на кострах, некоторые бежали в Литву, где формально приняли иудаизм. В результате этих событий ересь жидовствующих исчезла с политического и культурного горизонта Руси.
Распространение ереси жидовствующих сопровождалось появлением переводов с иврита на русский некоторых библейских книг и сочинений еврейских писателей по логике (например, труда Маймонида, известного в переводе на иврит под названием «Миллот ха-хигайон» или «Шмот ха-хигайон» «Слова логики» или «Термины логики»), астрологии и астрономии («Шестокрыл» «Шеш кнафаим», 1365 г., Иммануэля бен Яакова Бонфиса) и другим наукам, главным образом с целью доказать правильность еврейского летосчисления и исторической традиции в сравнении с византийскими. Полемика между жидовствующими и православной церковью обогатила духовную жизнь России конца 15 в. начала 16 в. Существует предположение, что резко отрицательное отношение к иудаизму и евреям в Московской Руси, неизвестное там до начала 16 в., имеет своим истоком борьбу официальных властей и церкви с жидовствующими.
- - - Добавлено - - -
жидовствующие: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ
ЖИДО́ВСТВУЮЩИЕ, принятое в православной церкви название ряда религиозных групп, существовавших в России начиная со второй половины 15 в. и обвиняемых церковниками в склонности к иудаизму. Аналогичное обозначение («иудействующие») часто применялось христианской церковью (особенно в Византии) по отношению к различным еретическим течениям, в которых усматривали близость к иудаизму.В русской исторической литературе, а также в советской до конца 1960-х гг. термин «жидовствующие» относится к еретическому движению, которое зародилось в Новгороде в конце 15 в. Возникновение этой ереси в Новгороде, по словам летописца, связано с тем, что Схария Жидовин, прибывший в город из Киева в свите князя Михаила Олельковича (Александровича) в 1471 г., «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, которые, по-видимому, стали главными распространителями ереси в городе. Великий князь московский Иван III (Васильевич) назначил этих священников на высокие церковные посты в Москве. Таким образом, в Москве возник новый центр ереси, к которой примкнула невестка великого князя Елена и влиятельный придворный дьяк Федор Курицын.
Новгородский архиепископ Геннадий, стремясь искоренить ересь, начал преследование еретиков. У арестованных были обнаружены тетради, по которым они «молились по-жидовски» (возможно, «Псалтырь Федора Жидовина», которая была, по существу, русским переводом махзора). Часть еретиков под пытками отреклась от ереси, часть бежала в Москву, где нашла покровительство великого князя. Состоявшийся в 1490 г. церковный собор осудил жидовствующих, вменив им в вину осквернение икон и надругательство над крестом, а также то, что они «хулы изрекали на Иисуса и Марию» и «чли субботу паче воскресения Христова». По свидетельству летописца, жидовствующие праздновали также еврейскую Пасху.
Влияние ереси жидовствующих достигло вершины в 90-х гг. 15 в. В начале 16 в. борьба против жидовствующих тесно переплеталась с политической борьбой различных группировок вокруг кандидата на наследование престола. Жидовствующие поддерживали Дмитрия, сына княгини Елены, однако Иван III в 1502 г. назначил наследником своего сына Василия. После смерти Курицына в 1504 г. Иван III санкционировал преследование жидовствующих. Некоторые из еретиков были сожжены на кострах, некоторые бежали в Литву, где формально приняли иудаизм. В результате этих событий ересь жидовствующих исчезла с политического и культурного горизонта Руси.
Распространение ереси жидовствующих сопровождалось появлением переводов с иврита на русский некоторых библейских книг и сочинений еврейских писателей по логике (например, труда Маймонида, известного в переводе на иврит под названием «Миллот ха-хигайон» или «Шмот ха-хигайон» «Слова логики» или «Термины логики»), астрологии и астрономии («Шестокрыл» «Шеш кнафаим», 1365 г., Иммануэля бен Яакова Бонфиса) и другим наукам, главным образом с целью доказать правильность еврейского летосчисления и исторической традиции в сравнении с византийскими. Полемика между жидовствующими и православной церковью обогатила духовную жизнь России конца 15 в. начала 16 в. Существует предположение, что резко отрицательное отношение к иудаизму и евреям в Московской Руси, неизвестное там до начала 16 в., имеет своим истоком борьбу официальных властей и церкви с жидовствующими.
- - - Добавлено - - -
жидовствующие: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ
Комментарий