Будет несколько частей в один пост не влезет.
Сначала предисловие.
Фетишизм религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов и икон.
(Википедия)
Исус учил, что истинные поклонники будут поклонятся в духе и истине, а теперь для поклонения обязательно нужны разного рода фетиши в виде икон и мощей?
Исус учил молится "Отче Наш", т.е. обращаться только к Богу, это говорит Писание, и это говорит Предание:
Киприан Карфагенский "КНИГА О МОЛИТВЕ"
Ипполит Римский "Апостольское предание"
Писание и Предание учат поклоняться и молиться только Богу, а разрешения молится святым, в т.ч. на иконах нет, кто из святых Отцов Церкви учил молится не Богу, а кому то еще?
Да и вообще молитва может быть только божеству. Язычники молились своим многочисленным богам, христиане молятся только Богу.
Почему речь постоянно об "Отцах Церкви"? Мы хотим получать свидетельства первых веков - потому что чем дальше от них, тем больше несуразность учения.
Но если вы молитесь не Богу, то вы обожествляете того кому молитесь, и автоматически переводите его в рязряд кумира и идолопоклонствуете.
На каком Соборе дано было разрешение молиться еще кому-либо кроме Бога?
Собором всего-лишь разрешено, если хотите почтить святого или Марию просто подойдя к иконе поклониться, поцеловать, вот и все что было разрешено на 7-ом Никейском Соборе.
А кто надоумил молиться святым и иконам и Марии? И не говорите что православные не молятся иконам, наберите в любом поисковике: "Какой иконе молится?"
И постепенно переходим к основной теме: к слову "образ", которое обожают использовать православные в своих диспутах.
Православное учение об иконопочитании идёт от основателя и защитника этого учения - Иоанна Дамаскина, вот его цитаты:
Согласно этому учению, благодатью Св. Духа исполнены иконы (изображения) и трупы умерших христиан:
Вот так предметы и изображения становятся фетишами.
До Иоанна Дамаскина богословского учения о иконопочитании не существовало.
Основанием учения Иоанна Дамаскина и современного Богословия иконопочитания православной и католической церквям являются вырванные из контекста фразы Отцов Церкви. Но при рассмотрении эта ложь обнаруживается, и оказывается что Отцы хотели сказать другое, а не то, что пытается доказать Дамаскин.
Самый главный аргумент в пользу икон который был выдвинут, как на Соборе Никейском, как и в учении Иоанна Дамаскина гласит:
"Честь воздаваемая образу переходит на первообраз"
Продолжение ниже...
- - - Добавлено - - -
Авторство этих слов ( "Честь воздаваемая образу переходит на первообраз") принадлежит Василию Великому, в своем труде О СВЯТОМ ДУХЕ. К АМФИЛОХИЮ, ЕПИСКОПУ ИКОНИЙСКОМУ в 18 главе: "чествование образа переходит к первообразу" но эти слова не имеют к иконам никакого отношения.
Эти слова были сказаны о разъяснении догмата Троицы и относятся к Божественным свойствам Отца, Сына и Святого Духа. Василий Великий объясняет, что каждая Ипостась является образом Божьим, а не отдельным Богом. Поэтому Бог один, хотя и Ипостасей несколько.
Цитата:
Теперь смотрим как это переиначивает Иоанн Дамаскин:
V. Егоже, из тридцати глав к Амфилохию о Святом Духе; Из главы XVIII-ой.
Поэтому из-за этого и появляется учение Иоанна Дамаскина:
А Василий Великий там же изьясняет истинное учение церкви об этом вопросе:
И, хотя некоторые православные в самом деле думают, что поклоняются невидимому Богу, Дамаскин утверждает нечно неудобоваримое:
И вот теперь апогей.
Христос конечно же никаким изображением не является, и любимые цитаты: "Который есть образ Бога невидимого" и "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" как раз показывают разницу между видимым изображением и невидимым образом.
В православии существует обильная манипуляция на слове "образ" (икона). Объясняемся.
Образ имеет два значения:
1. Образ визуальный образ, зрительный образ, изображение.
2. Образ формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Как по вашему слепцы от чрева матери воспринимают мир? Подумайте на досуге.
Также и семантические свойства слова "образ" имеют разные два значения:
1. внешний вид, облик какого-либо объекта
2. мнение, представление о ком-либо, чём-либо
Первый образ видимый, а второй - невидимый.
Апостолы везде пишут о ментальном невидимом Образе невидимого Бога, да и невозможно увидеть глазами то, что невидимо, можно иметь только некое представление об этом, т.е. некий образ.
Отцы Церкви, Василий Великий и Григорий Нисский в своих трудах пишут о ментальном невидимом образе Божьем. Но Иоанн Дамаскин вдруг пишет об рисунках, изображениях и утверждает что они являются отображением Бога невидимого, противореча Апостолам и Отцам Церкви.
Теперь вышеуказанные цитаты начинают играть новыми красками:
Василий Великий:
Логика Василия Великого:
Образ = Бог
Первообраз = Бог
Образ = Первообраз
Бог = Бог
Иоанн Дамаскин:
Логика Иоанна Дамаскина:
Бог = Первообраз
Первообраз = Образ
Образ = тело
Тело = изображение
изображение = Бог
Дальше логика Дамаскина заходит в тупик:
"Если изображение царя есть царь, то и изображение Христа Христос, также и изображение святого святой"
Рисунок царя = царь
Рисунок Христа = Христос
Рисунок святого = святой
Вопрос: что из вышеперечисленного является воодушевленным предметом, а что нет? Может ли не невоодушевленный предмет в тоже самое время быть воодушевленным?
Василий Великий правильно ответил на этот вопрос:
"царем именуется и образ царев", "Изображение царя именуется царем" (а не есть царь)
Поэтому правильная логика выглядит так:
Изображение царя не есть царь, хоть и называется царем
Изображение Христа не есть Христос хоть и называется Христом
Изображение святого не есть святой хоть и называется святым
Продолжение ниже...
Сначала предисловие.
Фетишизм религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов и икон.
(Википедия)
Исус учил, что истинные поклонники будут поклонятся в духе и истине, а теперь для поклонения обязательно нужны разного рода фетиши в виде икон и мощей?
Исус учил молится "Отче Наш", т.е. обращаться только к Богу, это говорит Писание, и это говорит Предание:
Киприан Карфагенский "КНИГА О МОЛИТВЕ"
"...Какое моление может быть более истинным у Отца, как не моление, исшедшее из уст Сына, Который есть Истина? Следовательно, молиться не так, как научил Он, есть не неведение только, но и преступление, тем более что сам Он как-то заметил: разористе заповедь Божию за предание ваше (Мф- 15, 6).
Будем же, возлюбленнейшие братья, молиться так, как научил нас Учитель Бог. Молиться Богу по Его указанию, доходить до слуха Его молитвой Христовой вот приятная и доступная к Нему молитва! Когда молимся, пусть Отец познает слова своего Сына. Обитающий внутри нас, в сердце, да будет и в речи. Так как Он ходатай у Отца за грехи наши, то, молясь о грехах наших, будем мы, грешники, употреблять и слова нашего Ходатая. Он говорит, что о чем бы мы ни просили Отца во имя Его, даст нам (Ин. 16, 23); поэтому не тем ли вернее получим мы просимое во имя Христово, если будем просить Христовой молитвой?"
Будем же, возлюбленнейшие братья, молиться так, как научил нас Учитель Бог. Молиться Богу по Его указанию, доходить до слуха Его молитвой Христовой вот приятная и доступная к Нему молитва! Когда молимся, пусть Отец познает слова своего Сына. Обитающий внутри нас, в сердце, да будет и в речи. Так как Он ходатай у Отца за грехи наши, то, молясь о грехах наших, будем мы, грешники, употреблять и слова нашего Ходатая. Он говорит, что о чем бы мы ни просили Отца во имя Его, даст нам (Ин. 16, 23); поэтому не тем ли вернее получим мы просимое во имя Христово, если будем просить Христовой молитвой?"
"...Все верные, мужчины и женщины, восстав утром ото сна, прежде чем приняться за какую-либо работу, пусть умоют свои руки и помолятся Богу и, таким образом, пусть приступают к своей работе.
И если ты у себя дома, то молись в третьем часу и благословляй Бога. Если же ты в это время находишься в другом месте, то молись Богу в сердце своем. Ибо в этот час Христос был распят на древе. Вот почему еще Ветхий Завет предписывал, чтобы в любое время (in omni tempore) приносился хлеб предложения как символ Тела и Крови Христовых; и заклание агнца бессознательного является символом совершенного Агнца. Ибо Христос является Пастырем; Он же есть и Хлеб, сошедший с небес.
Молись также и в шестой час. Ибо когда Христос был распят на кресте, то день сей был разделен [тьмою] и наступил большой мрак. Итак, пусть молятся в этот час горячей молитвой, подражая голосу Того, Кто молился и покрыл мраком все творение из-за неверных иудеев.
Пусть совершают также большое моление и большое благословение в девятый час"
И если ты у себя дома, то молись в третьем часу и благословляй Бога. Если же ты в это время находишься в другом месте, то молись Богу в сердце своем. Ибо в этот час Христос был распят на древе. Вот почему еще Ветхий Завет предписывал, чтобы в любое время (in omni tempore) приносился хлеб предложения как символ Тела и Крови Христовых; и заклание агнца бессознательного является символом совершенного Агнца. Ибо Христос является Пастырем; Он же есть и Хлеб, сошедший с небес.
Молись также и в шестой час. Ибо когда Христос был распят на кресте, то день сей был разделен [тьмою] и наступил большой мрак. Итак, пусть молятся в этот час горячей молитвой, подражая голосу Того, Кто молился и покрыл мраком все творение из-за неверных иудеев.
Пусть совершают также большое моление и большое благословение в девятый час"
Да и вообще молитва может быть только божеству. Язычники молились своим многочисленным богам, христиане молятся только Богу.
Почему речь постоянно об "Отцах Церкви"? Мы хотим получать свидетельства первых веков - потому что чем дальше от них, тем больше несуразность учения.
Но если вы молитесь не Богу, то вы обожествляете того кому молитесь, и автоматически переводите его в рязряд кумира и идолопоклонствуете.
На каком Соборе дано было разрешение молиться еще кому-либо кроме Бога?
Собором всего-лишь разрешено, если хотите почтить святого или Марию просто подойдя к иконе поклониться, поцеловать, вот и все что было разрешено на 7-ом Никейском Соборе.
А кто надоумил молиться святым и иконам и Марии? И не говорите что православные не молятся иконам, наберите в любом поисковике: "Какой иконе молится?"
И постепенно переходим к основной теме: к слову "образ", которое обожают использовать православные в своих диспутах.
Православное учение об иконопочитании идёт от основателя и защитника этого учения - Иоанна Дамаскина, вот его цитаты:
"повинуясь церковному преданию, допусти поклонение иконам"
"Поклонение есть знак смирения и почтения. Мы знаем различные роды и этого. Первое поклонение служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. Потом, ради Бога, Который по Своей природе достоин поклонения, воздаем [последнее] друзьям Его и слугам, подобно тому как Исус, сын Навина, и Даниил поклонились Ангелу; или местам Божиим"
"О, безрассудно смелый ум, спорящий с Богом и противящийся Его повелениям! Ты не поклоняешься изображению, не поклоняйся и Сыну Божию, Который есть живое изображение невидимаго Бога и неизменный образ. Поклоняюсь изображению Христа, как воплотившагося Бога; изображению Госпожи всех Богородицы, как Матери Сына Божия; изображения святых, как друзей Божиих"
"Поклонение есть знак смирения и почтения. Мы знаем различные роды и этого. Первое поклонение служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. Потом, ради Бога, Который по Своей природе достоин поклонения, воздаем [последнее] друзьям Его и слугам, подобно тому как Исус, сын Навина, и Даниил поклонились Ангелу; или местам Божиим"
"О, безрассудно смелый ум, спорящий с Богом и противящийся Его повелениям! Ты не поклоняешься изображению, не поклоняйся и Сыну Божию, Который есть живое изображение невидимаго Бога и неизменный образ. Поклоняюсь изображению Христа, как воплотившагося Бога; изображению Госпожи всех Богородицы, как Матери Сына Божия; изображения святых, как друзей Божиих"
Согласно этому учению, благодатью Св. Духа исполнены иконы (изображения) и трупы умерших христиан:
"Ибо святые и при жизни были исполнены Святаго Духа, также и по смерти их благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях, не по причине их сущности, а вследствие благодати и [божественнаго] действия."
До Иоанна Дамаскина богословского учения о иконопочитании не существовало.
Основанием учения Иоанна Дамаскина и современного Богословия иконопочитания православной и католической церквям являются вырванные из контекста фразы Отцов Церкви. Но при рассмотрении эта ложь обнаруживается, и оказывается что Отцы хотели сказать другое, а не то, что пытается доказать Дамаскин.
Самый главный аргумент в пользу икон который был выдвинут, как на Соборе Никейском, как и в учении Иоанна Дамаскина гласит:
"Честь воздаваемая образу переходит на первообраз"
Продолжение ниже...
- - - Добавлено - - -
Авторство этих слов ( "Честь воздаваемая образу переходит на первообраз") принадлежит Василию Великому, в своем труде О СВЯТОМ ДУХЕ. К АМФИЛОХИЮ, ЕПИСКОПУ ИКОНИЙСКОМУ в 18 главе: "чествование образа переходит к первообразу" но эти слова не имеют к иконам никакого отношения.
Эти слова были сказаны о разъяснении догмата Троицы и относятся к Божественным свойствам Отца, Сына и Святого Духа. Василий Великий объясняет, что каждая Ипостась является образом Божьим, а не отдельным Богом. Поэтому Бог один, хотя и Ипостасей несколько.
Цитата:
О каждой из Ипостасей возвещаем отдельно, но когда нужно будет счислять, тогда не попустим, чтобы невежественное счисление довело нас до понятия многобожия.
Мы счисляем не чрез сложение, от одного делая наращение до множества, и говоря: одно, два, три, или: первое, второе, третье. Аз Бог первый, и Аз по сих (Ис. 44, 6). О втором же Боге никогда не слыхали мы даже доселе. Поклоняясь Богу от Бога, и различие Ипостасей исповедуем, и остаемся при единоначалии, не рассекая богословия на раздробленное множество, потому что в Боге Отце и в Боге Единородном созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын во Отце, и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын, и в этом Они едино. Почему по отличительному свойству Лиц един и един, а по общности естества Оба едино.
А почему, хотя един и един, однако же не два Бога? Потому что царем именуется и образ царев, и не два царя, ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как одно державствующее над нами начало и одна власть, так и наше славословие одно, а не многие, потому что чествование образа переходит к первообразу. Но что здесь подражательно есть образ, cиe там естественно есть Сын. И как в искусственных произведениях подобие в образе, так в Божием несложном естестве единение в общении Божества.
Мы счисляем не чрез сложение, от одного делая наращение до множества, и говоря: одно, два, три, или: первое, второе, третье. Аз Бог первый, и Аз по сих (Ис. 44, 6). О втором же Боге никогда не слыхали мы даже доселе. Поклоняясь Богу от Бога, и различие Ипостасей исповедуем, и остаемся при единоначалии, не рассекая богословия на раздробленное множество, потому что в Боге Отце и в Боге Единородном созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын во Отце, и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын, и в этом Они едино. Почему по отличительному свойству Лиц един и един, а по общности естества Оба едино.
А почему, хотя един и един, однако же не два Бога? Потому что царем именуется и образ царев, и не два царя, ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как одно державствующее над нами начало и одна власть, так и наше славословие одно, а не многие, потому что чествование образа переходит к первообразу. Но что здесь подражательно есть образ, cиe там естественно есть Сын. И как в искусственных произведениях подобие в образе, так в Божием несложном естестве единение в общении Божества.
V. Егоже, из тридцати глав к Амфилохию о Святом Духе; Из главы XVIII-ой.
Потому, что царем называется и изображение царя, [хотя это] и не два царя. Ибо не власть не разсекается, и слава не разделяется. Ибо как правящее нами начальство и власть одна, так и идущее с нашей стороны славословие одно, а не многия, потому что честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз. И так, чем здесь подражательно является изображение, этим там по природе является Сын; и как в том, что сделано художественно, подобие состоит в [самой] форме, так и в божественной и несложной природе единение заключается в общности Божества.
Толкование. Если изображение царя есть царь, то и изображение Христа Христос, также и изображение святого святой. И власть не разсекается, и слава не разделяется, но слава, воздаваемая изображению, становится принадлежащей тому, кто изображается. Демоны трепещут святых и бегут от их тени; изображение же и есть тень, и я делаю его, как изгнателя демонов. Если же ты говоришь, что соединяться с Богом должно только мысленно, то устрани все телесное, лампады, благовонный фимиам, самую молитву, произносимую голосом, самыя божественные таинства, совершаемые при посредничестве вещества, хлеб, вино, елей помазания, крестное знамение. Ибо все это вещество
Толкование. Если изображение царя есть царь, то и изображение Христа Христос, также и изображение святого святой. И власть не разсекается, и слава не разделяется, но слава, воздаваемая изображению, становится принадлежащей тому, кто изображается. Демоны трепещут святых и бегут от их тени; изображение же и есть тень, и я делаю его, как изгнателя демонов. Если же ты говоришь, что соединяться с Богом должно только мысленно, то устрани все телесное, лампады, благовонный фимиам, самую молитву, произносимую голосом, самыя божественные таинства, совершаемые при посредничестве вещества, хлеб, вино, елей помазания, крестное знамение. Ибо все это вещество
Поэтому из-за этого и появляется учение Иоанна Дамаскина:
Безтелесный и неимеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, я изображаю видимую сторону Бога.
А Василий Великий там же изьясняет истинное учение церкви об этом вопросе:
Видевый Мене виде Отца (Ин. 14, 9), видел не отпечатление, не образ, потому что Божие естество не допускает в себе сложности, но благость воли, которая созерцается во Отце и в Сыне, как нечто сопутственное сущности, подобное и равное ей, лучше же сказать, тождественное с нею.
"О, безрассудно смелый ум, спорящий с Богом и противящийся Его повелениям! Ты не поклоняешься изображению (иконе), не поклоняйся и Сыну Божию, Который есть живое изображение невидимаго Бога и неизменный образ."
(Иоанн Дамаскин "Три защитительных слова против порицающих иконы")
(Иоанн Дамаскин "Три защитительных слова против порицающих иконы")
Христос конечно же никаким изображением не является, и любимые цитаты: "Который есть образ Бога невидимого" и "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" как раз показывают разницу между видимым изображением и невидимым образом.
В православии существует обильная манипуляция на слове "образ" (икона). Объясняемся.
Образ имеет два значения:
1. Образ визуальный образ, зрительный образ, изображение.
2. Образ формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Как по вашему слепцы от чрева матери воспринимают мир? Подумайте на досуге.
Также и семантические свойства слова "образ" имеют разные два значения:
1. внешний вид, облик какого-либо объекта
2. мнение, представление о ком-либо, чём-либо
Первый образ видимый, а второй - невидимый.
Апостолы везде пишут о ментальном невидимом Образе невидимого Бога, да и невозможно увидеть глазами то, что невидимо, можно иметь только некое представление об этом, т.е. некий образ.
Отцы Церкви, Василий Великий и Григорий Нисский в своих трудах пишут о ментальном невидимом образе Божьем. Но Иоанн Дамаскин вдруг пишет об рисунках, изображениях и утверждает что они являются отображением Бога невидимого, противореча Апостолам и Отцам Церкви.
Теперь вышеуказанные цитаты начинают играть новыми красками:
Василий Великий:
"Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9), видел не отпечатление, не образ, потому что Божие естество не допускает в себе сложности, но благость воли, которая созерцается во Отце и в Сыне, как нечто сопутственное сущности, подобное и равное ей, лучше же сказать, тождественное с нею.
В Боге Отце и в Боге Единородном созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества.
Потому что чествование образа переходит к первообразу. Но что здесь подражательно есть образ, cиe там естественно есть Сын"
В Боге Отце и в Боге Единородном созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества.
Потому что чествование образа переходит к первообразу. Но что здесь подражательно есть образ, cиe там естественно есть Сын"
Образ = Бог
Первообраз = Бог
Образ = Первообраз
Бог = Бог
Иоанн Дамаскин:
"Безтелесный и неимеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, я изображаю видимую сторону Бога
Потому что честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз. И так, чем здесь подражательно является изображение, этим там по природе является Сын"
Потому что честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз. И так, чем здесь подражательно является изображение, этим там по природе является Сын"
Бог = Первообраз
Первообраз = Образ
Образ = тело
Тело = изображение
изображение = Бог
Дальше логика Дамаскина заходит в тупик:
"Если изображение царя есть царь, то и изображение Христа Христос, также и изображение святого святой"
Рисунок царя = царь
Рисунок Христа = Христос
Рисунок святого = святой
Вопрос: что из вышеперечисленного является воодушевленным предметом, а что нет? Может ли не невоодушевленный предмет в тоже самое время быть воодушевленным?
Василий Великий правильно ответил на этот вопрос:
"царем именуется и образ царев", "Изображение царя именуется царем" (а не есть царь)
Поэтому правильная логика выглядит так:
Изображение царя не есть царь, хоть и называется царем
Изображение Христа не есть Христос хоть и называется Христом
Изображение святого не есть святой хоть и называется святым
Продолжение ниже...
Комментарий