Дорогие форумчане, решил открыть тему по весьма важному вопросу: Кто умер на кресте? Вопрос важен в первую очередь потому, что касается христологии Личности нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
На днях смотрел одну православную передачу, в которой услышал мысль, что умер Христос только по Своему человечеству, то бишь, умер Сын человеческий, Сын же Божий, по Его Божеству не умирал (прямая цитата: «Он страдал и умер не как Бог, а как человек, при этом Божественная сущность Христа и Его душа не испытали смерти...» © ссылка: Сервис хранения информации @ EX.UA [упомянутая цитата с 05:14 по 05:25 передачи]). Так ли это? Как это понять? Неужели не (весь) Христос умер за нас? Неужели его Личность разделилась?
Возникает ещё один вопрос: не получается ли при такой формулировке, что умерла не Личность (Божественная), но природа (человеческая)?!.. Но, в таком случае вопрос уже не будет звучать «Кто умер на кресте?», но «Что умерло на кресте?», что ИМХО звучит неразумно, ибо природа не может умереть, да и вообще некорректно...
Задал уже этот вопрос некоторым православным участникам Форума: adashev'у, Певчему (от которых уже получил ответы, за которые благодарен), Фоксу (пока тишина...), но, всё-таки, приглашаю и их к обсуждению!
Вот, например, ход мысли adashev'а:
1. Иисус Христос - Божественный Логос вобравший в свою ипостась человеческую природу.
2. Соединение природ во Христе произошло "неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно", т.е. навсегда неотделимо. Если предположить смерть человеческой природы Христа, то придётся признать Его расчеловечение.
3. Природа не может умереть, это может только личность. Когда умирает человек - это умирает личность, а не её человеческая природа (природа - подлежащее личности).
4. Я думаю, правильней сказать, что Христос умер личностно по причине Своей причастности человечеству.
5. В ад сходит обоженная человеческая душа Христа, а в воскресении обоживается и Его человеческое тело.
Вопрос слишком головокружительный, поэтому не могу ручаться за точность формулировок.
Давайте же постараемся формулировки эти уточнить путём обсуждения, ибо есть вопросы и кроме вышеперечисленных например, если «Христос умер личностно» (4-й тезис adashev'а), то как понять фразу из передачи «Божественная сущность Христа и Его душа не испытали смерти»? Разве есть разница между душой Христа и Его Личностью?..
Заранее всем благодарен! Спаси и вразуми нас, Боже!
На днях смотрел одну православную передачу, в которой услышал мысль, что умер Христос только по Своему человечеству, то бишь, умер Сын человеческий, Сын же Божий, по Его Божеству не умирал (прямая цитата: «Он страдал и умер не как Бог, а как человек, при этом Божественная сущность Христа и Его душа не испытали смерти...» © ссылка: Сервис хранения информации @ EX.UA [упомянутая цитата с 05:14 по 05:25 передачи]). Так ли это? Как это понять? Неужели не (весь) Христос умер за нас? Неужели его Личность разделилась?
Возникает ещё один вопрос: не получается ли при такой формулировке, что умерла не Личность (Божественная), но природа (человеческая)?!.. Но, в таком случае вопрос уже не будет звучать «Кто умер на кресте?», но «Что умерло на кресте?», что ИМХО звучит неразумно, ибо природа не может умереть, да и вообще некорректно...
Задал уже этот вопрос некоторым православным участникам Форума: adashev'у, Певчему (от которых уже получил ответы, за которые благодарен), Фоксу (пока тишина...), но, всё-таки, приглашаю и их к обсуждению!
Вот, например, ход мысли adashev'а:
1. Иисус Христос - Божественный Логос вобравший в свою ипостась человеческую природу.
2. Соединение природ во Христе произошло "неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно", т.е. навсегда неотделимо. Если предположить смерть человеческой природы Христа, то придётся признать Его расчеловечение.
3. Природа не может умереть, это может только личность. Когда умирает человек - это умирает личность, а не её человеческая природа (природа - подлежащее личности).
4. Я думаю, правильней сказать, что Христос умер личностно по причине Своей причастности человечеству.
5. В ад сходит обоженная человеческая душа Христа, а в воскресении обоживается и Его человеческое тело.
Вопрос слишком головокружительный, поэтому не могу ручаться за точность формулировок.
Давайте же постараемся формулировки эти уточнить путём обсуждения, ибо есть вопросы и кроме вышеперечисленных например, если «Христос умер личностно» (4-й тезис adashev'а), то как понять фразу из передачи «Божественная сущность Христа и Его душа не испытали смерти»? Разве есть разница между душой Христа и Его Личностью?..

Заранее всем благодарен! Спаси и вразуми нас, Боже!
Комментарий