Тук-тук, простите за встревание.
Я хочу поделиться опытом, как мы с моими друзьями из евангельских христиан, которые не фундаменталисты, - порешили этот вопрос.
История возникновения канона - это вообще-то классика, матчасть, как говорят. смотрите ее, например у Брюса Мецгера, корифея корифеев, отнюдь не православного. но не фундаменталиста. просто аккуратного, не предвзятого профессора.
Там рассмотрены все древние упоминания какнонических и неканонических книг. в разных поместных церквах до 4 века и после него. Книга так и называется: "Канон Нового Завета" (можно и другие его же книги по НЗ).
Ну и мои разумные друзья, после того. как я в их общине провел целый библейский урок на эту тему (а они мне это предоставили, потому что они любознательные и не фундаменталисты), порешили так: а, собственно говоря, по таким вопросам, как Писание, мы вполне православные.
(Еще забавней: когда я им зачитал догматические определения Вселенских Соборов из Книги Правил и сказал: вы же и догматически православные? - Они говорят: да, а что такого? Мы - евангельские христиане, а не протестанты какие-нибудь!)
У нас с вами здесь. как я погляжу, непонимание и недоразумение в исходных самоидентификациях.
(Нео)протестантские фундаменталисты считают православными жирного бородача в рясе и тех, кто за него.
Православные участники просто этого не понимают. В нашем представлении на период от Иринея и до 4 века века христианство делилось так:
-православные-кафолики-евангельские-апостольские христиане (и все четыре термина тождественны),
- гностики,
- манихеи,
- монтанисты (они же пепузиане и фриги),
- новатиане,
- донатисты и прочая и прочая и прочая.
Врубитесь, пожалуйста, евангельские братья и сестры, эта христианская дорожная карта чертилась тогда не так, как сейчас!! Тогда не было протестантов и католиков.
В конце 16 века лютеране имели переписку с патриархом Конст. Иеремией и обращались к нему с позиции: мы признаем наследие вселенских соборов, (не то что канон Писания!), а стоим против последующих извращений папизма. Под эти извращения они впрочем, подвели нечто лишнее, но сама изначальная постановка вопроса была такова. Меланхтон и другие искали СОЮЗА с православными. Факт имел место.
И особая песня еще о патриархе Кирилле Лукарисе (погибшем от турок около 1631 г), который вообще благоволил к кальвинистам. И такое было.
Так что мой совет евангельским христианам:
не лезьте в эту фундаменталистскую бутылку, не обзывайтесь фарисеями (фарисеем может быть и протестант и католик. и православный, - кто угодно, это не того поля категория), а просто найдите в себе благоразумие и честно признайте:
МЫ НИКАК НЕ ПРОТИВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.
Это разумно, это по совести, это проигрыш в споре, равный победе над дурным в себе.
Тем более, пример ваших братьев я уже привел.
Я хочу поделиться опытом, как мы с моими друзьями из евангельских христиан, которые не фундаменталисты, - порешили этот вопрос.
История возникновения канона - это вообще-то классика, матчасть, как говорят. смотрите ее, например у Брюса Мецгера, корифея корифеев, отнюдь не православного. но не фундаменталиста. просто аккуратного, не предвзятого профессора.
Там рассмотрены все древние упоминания какнонических и неканонических книг. в разных поместных церквах до 4 века и после него. Книга так и называется: "Канон Нового Завета" (можно и другие его же книги по НЗ).
Ну и мои разумные друзья, после того. как я в их общине провел целый библейский урок на эту тему (а они мне это предоставили, потому что они любознательные и не фундаменталисты), порешили так: а, собственно говоря, по таким вопросам, как Писание, мы вполне православные.
(Еще забавней: когда я им зачитал догматические определения Вселенских Соборов из Книги Правил и сказал: вы же и догматически православные? - Они говорят: да, а что такого? Мы - евангельские христиане, а не протестанты какие-нибудь!)
У нас с вами здесь. как я погляжу, непонимание и недоразумение в исходных самоидентификациях.
(Нео)протестантские фундаменталисты считают православными жирного бородача в рясе и тех, кто за него.
Православные участники просто этого не понимают. В нашем представлении на период от Иринея и до 4 века века христианство делилось так:
-православные-кафолики-евангельские-апостольские христиане (и все четыре термина тождественны),
- гностики,
- манихеи,
- монтанисты (они же пепузиане и фриги),
- новатиане,
- донатисты и прочая и прочая и прочая.
Врубитесь, пожалуйста, евангельские братья и сестры, эта христианская дорожная карта чертилась тогда не так, как сейчас!! Тогда не было протестантов и католиков.
В конце 16 века лютеране имели переписку с патриархом Конст. Иеремией и обращались к нему с позиции: мы признаем наследие вселенских соборов, (не то что канон Писания!), а стоим против последующих извращений папизма. Под эти извращения они впрочем, подвели нечто лишнее, но сама изначальная постановка вопроса была такова. Меланхтон и другие искали СОЮЗА с православными. Факт имел место.
И особая песня еще о патриархе Кирилле Лукарисе (погибшем от турок около 1631 г), который вообще благоволил к кальвинистам. И такое было.
Так что мой совет евангельским христианам:
не лезьте в эту фундаменталистскую бутылку, не обзывайтесь фарисеями (фарисеем может быть и протестант и католик. и православный, - кто угодно, это не того поля категория), а просто найдите в себе благоразумие и честно признайте:
МЫ НИКАК НЕ ПРОТИВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.
Это разумно, это по совести, это проигрыш в споре, равный победе над дурным в себе.
Тем более, пример ваших братьев я уже привел.


Комментарий