Евхаристия: помогите понять Жертву!

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Андрей Л.
    христианин

    • 10 July 2009
    • 6938

    #256
    Сообщение от sibman
    Я честно говоря, здесь пас.
    Может отец Евгений ответит?
    Дорогой sibman!

    Мой респект вам! Только сильная личность может признать, что чего-то не знает! Только сильная личность может уступить!
    К сожалению на Форуме много "всезнаек", которые, даже не зная ответа и не ориентируясь по теме (не имею ввиду эту), всё равно что-то пишут, пишут, пишут... Лишь бы хоть что-то ответить, лишь бы последнее слово осталось за ними!..

    С уважением! Мир вам!
    IΣ XΣ NIKA

    Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

    Комментарий

    • Андрей Л.
      христианин

      • 10 July 2009
      • 6938

      #257
      Сообщение от Mitrofan
      Да, это точно, вот сделали бы меня патриархом, я сразу научил бы их, как надо Родину любить, разогнал-бы эту шайку-лейку, под названием РПЦ, к чёртовой матери, и солнце Рефрмации воссияло-бы на просторами нашей страны.
      Всем бы места хватило-бы..

      У чёрта есть мать?

      А если серьёзно, то вы, Mitrofan, черезчур агрессивны, вам не кажется?
      Вон, смотрите, Читатель ведёт себя по-мужски, сдерживается! Чего и вам желаю! Давайте творить мир, а не злобу! ОК?

      Искренне! Мира для вашей души!
      IΣ XΣ NIKA

      Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

      Комментарий

      • Андрей Л.
        христианин

        • 10 July 2009
        • 6938

        #258
        Сообщение от sibman
        А какие проблемы? Принимайте православие, поступайте в семинарию, принимайте сан, послУжите лет 20-30 по приходам сельским, на жалование скромное, покажете усердие в служении, Господь вас и возвысит. Епископом поставит, а там и до Патриарха рукой подать.
        Кстати, сам от одного батюшки слышал, что баптисты, перешедшие в православие становятся лучшими православными
        Хороший совет
        IΣ XΣ NIKA

        Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ. Αμην

        Комментарий

        • Mitrofan
          Участник

          • 08 October 2009
          • 241

          #259
          Сообщение от sibman
          А какие проблемы? Принимайте православие, поступайте в семинарию, принимайте сан, послУжите лет 20-30 по приходам сельским, на жалование скромное, покажете усердие в служении, Господь вас и возвысит. Епископом поставит, а там и до Патриарха рукой подать.
          Кстати, сам от одного батюшки слышал, что баптисты, перешедшие в православие становятся лучшими православными
          Давайте переводу ваши слова на более понятный язык.
          Принимайте православие, поступайте в семинарию, где вас быстро натаскают, как надо грамотно пудрить пастве мозги и учить народ поклоняться идолам и вкушать "неварёное мясо".
          Потом 20-30 лет поработайте в торговой точке где-нибудь на селе, впаривая доверчивым жителям благодать, крещение, отпевание по спекулятивным ценам, много не заработаете, так как надо львиную долю "на верх" отдавать, но на жизнь хватит.
          Потом, если епархиальное руководство вас оценит, вам доверят торговую точку уже в городе, на бойком месте.
          Ну а если вы и там достигните нереальных высот в бизнесе, то вам могут доверить суперважное дело: ввозить в страну беспошлинно табак и водку, под видом гуманитарной помощи.
          А там и до Патриарха рукой подать..

          Комментарий

          • Mitrofan
            Участник

            • 08 October 2009
            • 241

            #260
            Сообщение от Андрей Л.
            У чёрта есть мать?

            А если серьёзно, то вы, Mitrofan, черезчур агрессивны, вам не кажется?
            Вон, смотрите, Читатель ведёт себя по-мужски, сдерживается!
            Я не из тех, которые делают слащавый вид и либезят перед идолопоклонниками:
            -Да нет, ну что-вы, вы тоже христиане, ну чуть-чуть трупы целуете и идолам поклоняетесь, так ничего страшного в этом нет, всё нормально..

            Комментарий

            • sibman
              Всевидящее око (с)

              • 17 August 2005
              • 4388

              #261
              Сообщение от Mitrofan
              Давайте переводу ваши слова на более понятный язык.
              Принимайте православие, поступайте в семинарию, где вас быстро натаскают, как надо грамотно пудрить пастве мозги и учить народ поклоняться идолам и вкушать "неварёное мясо".
              Потом 20-30 лет поработайте в торговой точке где-нибудь на селе, впаривая доверчивым жителям благодать, крещение, отпевание по спекулятивным ценам, много не заработаете, так как надо львиную долю "на верх" отдавать, но на жизнь хватит.
              Потом, если епархиальное руководство вас оценит, вам доверят торговую точку уже в городе, на бойком месте.
              Ну а если вы и там достигните нереальных высот в бизнесе, то вам могут доверить суперважное дело: ввозить в страну беспошлинно табак и водку, под видом гуманитарной помощи.
              А там и до Патриарха рукой подать..
              Митрофан, я понимаю, что осень, обострения, но и это сейчас лечат
              Скажи, что святых людей не бывает, и на тебя обидятся даже атеисты (с)

              Комментарий

              • Mitrofan
                Участник

                • 08 October 2009
                • 241

                #262
                Сообщение от sibman
                Митрофан, я понимаю, что осень, обострения, но и это сейчас лечат
                Да нет, у меня обострение прошло, в конце августа меня накрыло, а выписывают меня уже послезавтра..

                Комментарий

                • sibman
                  Всевидящее око (с)

                  • 17 August 2005
                  • 4388

                  #263
                  Сообщение от Mitrofan
                  Да нет, у меня обострение прошло, в конце августа меня накрыло, а выписывают меня уже послезавтра..
                  Похоже, врачи поторопились...
                  Скажи, что святых людей не бывает, и на тебя обидятся даже атеисты (с)

                  Комментарий

                  • Полиграф П.
                    консультант

                    • 23 January 2007
                    • 4857

                    #264
                    Сообщение от Frelst
                    Вы верите в то, что Иисус - Бог и Человек, потому, что "все христиане верят"!? Тогда понятно почему Вы верите и в то, что хлеб и вино - это Плоть и Кровь.
                    Вам необходимо, чтобы это обязательно было написано в Библии? Так оно там так и написано, Вы же сами знаете.

                    Но лично меня такая аргументация не устраивает.
                    Ну, это... знаете ли... Мало ли что кого не устраивает!

                    Да, прочел я прочел. Вижу логические ошибки в Ваших рассуждениях.
                    Будьте добры, покажите их.

                    Но если мы возьмем у Него же анализы, то, одновременно, окажется что Он и истинный Бог.
                    Вы серьезно? Каким образом материальные анализы могут показать нематериального Бога?
                    Какой именно анализ "на Бога" Вы предлагаете?

                    А если мы возьмем анализы у хлеба и вина в причастии, то Плоти и Крови там не окажется.
                    Как и Бога в анализах Христа. Но Вы ведь не сомневаетесь, что Он Бог? Что мешает в этом случае?

                    Извините, но Вы говорите глупость. Палка в руках гаишника - символ власти. Если гаишник без палки требует Вас остановиться, то Вы не остановитесь. А если с палкой то всегда. Значит палка эта для Вас не пустой предмет, хоть и является символом. Или Вы полагаете, что палка - это и есть та самая власть?
                    Ах, глупость? Угу. Что ж, давайте посмотрим.
                    Что есть палка без гаишника? Вот на обочине лежит полосатая палка, Вы остановитесь? Нет, а почему? Ведь это символ власти гаишника!
                    Но кому нафиг этот символ нужен без самого гаишника? Это просто, как Вы выражаетесь "пустой предмет".
                    Вот так и хлеб с вином без Плоти и Крови Христа ничего не значит. Просто "пустой предмет". Более того, это вообще некий идол, вы преврашаете сами себя не в поклонников святых даров Тела и Плоти Христа, а просто в хлебо- и винопоклонников. Идолопоклонников?


                    По-моему предыдущий вопрос Ваш был гораздо более заковыристый.
                    Здесь штука в том, что на оба у Вас нет ответов. Хотя, признаю, на первый Вы отшутились оригинально, весело. Но... только отшутились.
                    - Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
                    (М. Булгаков. "Мастер и Маргарита")

                    Комментарий

                    • Mitrofan
                      Участник

                      • 08 October 2009
                      • 241

                      #265
                      Сообщение от sibman
                      Похоже, врачи поторопились...
                      Не, не, всё хорошо, спасибо, уже и имбицильная слюна с уголка рта течь перестала и взгляд более осмысленным стал, по крайней мере так доктор говорит..

                      Комментарий

                      • sibman
                        Всевидящее око (с)

                        • 17 August 2005
                        • 4388

                        #266
                        Сообщение от Mitrofan
                        Не, не, всё хорошо, спасибо, уже и имбицильная слюна с уголка рта течь перестала и взгляд более осмысленным стал, по крайней мере так доктор говорит..
                        Да, я вижу, что регредиентное течение на лицо. Однако, я бы пока остерегся делать прогнозы на полную ремиссию.
                        Наполеоном вы быть уже не хотите, это факт. Но вот Патриархом, разгоняющим Церковь к матери некоего г-на черта...
                        Это выраженное хронически-рецидивирующее течение синдрома навязчивых состояний, осложненный латентной православофобией.
                        Скажи, что святых людей не бывает, и на тебя обидятся даже атеисты (с)

                        Комментарий

                        • Mitrofan
                          Участник

                          • 08 October 2009
                          • 241

                          #267
                          Сообщение от sibman
                          Да, я вижу, что регредиентное течение на лицо. Однако, я бы пока остерегся делать прогнозы на полную ремиссию.
                          Наполеоном вы быть уже не хотите, это факт. Но вот Патриархом, разгоняющим Церковь к матери некоего г-на черта...
                          Это выраженное хронически-рецидивирующее течение синдрома навязчивых состояний, осложненный латентной православофобией.
                          Слово-то какое нехорошее, "латентный"...

                          Комментарий

                          • Mitrofan
                            Участник

                            • 08 October 2009
                            • 241

                            #268
                            Сообщение от Андрей Л.
                            Друзья! Спасибо всем, кто участвует в этой теме.
                            Мне, воспитанному в неопротестанском мировозрении (в т.ч. и по теме Жертвы Евхаристии), важны, интересны и поучительны ваши ответы - действительно, аргументация хорошая, - есть над чем серьёзно задуматься.
                            А вы не думали обратиться с этим вопросом к мессианским иудеям?
                            Уж кто-кто, а они-то про процесс хлебопреломления в раннехристанских общинах должны быть в курсе..

                            Комментарий

                            • Georgy
                              Отключен

                              • 12 August 2002
                              • 8475

                              #269
                              Сообщение от Андрей Л.
                              Друзья! А как же быть с этим:

                              "Поведал авва Арсений Великий о неком скитянине,
                              .................................................. .................................
                              Чем не Пресуществление?
                              Надеюсь в этом найдёте разъяснение

                              Непостижимость природы Евхаристии.

                              Относительно того, как евхаристические хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Господа, мы не находим ответа в святоотеческой письменности. Напротив, у некоторых отцов Церкви наблюдается желание избегать этого вопроса. Тот же св. Ефрем Сирии пишет: Я, братия мои, так как не могу понять Господних Тайн, не осмеливаюсь идти далее или вновь касаться сих страшных и сокровенных Тайн. А если бы и захотел употребить дерзость и стал рассуждать о них, то не в состоянии буду постигнуть Божьих Тайн, но окажется, что я дерзок, неразумен и сражаюсь только с воздухом, хотя вовсе не могу осязать его по причине тонкости, потому что они (Тайны) выше моей природы. Напротив, лучше прославлю Бога Отца, благоволившего через Единородного возлюбленного Сына Своего спасти меня недостойного грешника, который верует в Него в простоте сердца, избегает пытливости и всякого посягательства, оскорбительного для Бога. Я смертен, из земли земляной, из земляного естества создан по благости; добровольно сознаю ничтожность своей природы и не хочу входить в исследование о моем Создателе, потому что страшен Непостижимый по естеству [22].
                              Об этом же св. Иоанн Дамаскин пишет: Как Бог через действие Святого Духа сделал все, что сотворил, так и сейчас действие Святого Духа совершает то, что сверхъестественно и что может понять только вера. Как это может быть, сказала Святая Дева Мария, если Я не знаю мужа? на то архангел Гавриил ответил: Дух Святой сойдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя. И сейчас ты спрашиваешь: Как становится хлеб Телом Христовым и вино и вода Кровью Христовой? и я говорю тебе: Дух Святой сходит и совершает то, что выше слова и знания [23].
                              В святоотеческой письменности не встречается случая, где бы говорилось об изменяемости физической природы евхаристических хлеба и вина после того, как хлеб становится Телом Христовым и вино и вода Кровью Христовой. По-видимому, этот вопрос не поднимался, потому что отцы Церкви считали его выше слова и знания. Только свв. Ириней Лионский, Иоанн Златоуст и Иоанн Дамаскин касаются затронутого здесь вопроса, причем высказывания Иринея Лионского и Златоуста не связаны непосредственно с Евхаристией. Они говорят о других предметах вероучения. Вопрос же о природе евхаристических хлеба и вина привлекают в качестве аргумента, подтверждающего освещаемую ими истину веры.
                              Рассуждения св. Иринея Лионского направлены против еретиков, говоривших, что хлеб и вино в их Евхаристии являются Телом и Кровью Иисуса Христа, и в то же время утверждавших, что Христос не Сын Божий, и отрицавших общение и единство плоти и духа. Это были гностические заблуждения, и св. Ириней в обличение их приводит в качестве аргумента свою, то есть христианскую, Евхаристию, где хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного... и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения [24].
                              Св. Иоанн Златоуст коснулся вопроса о евхаристическом хлебе в письме к монаху Кесарию. Предметом рассуждения в данном случае было учение Церкви о единой Ипостаси Богочеловека при наличии в Нем двух совершенных естеств Божеского и человеческого. Каким образом два естества, полярных по их свойствам, Божеское и человеческое могли составить одну Личность Иисуса Христа, на это Златоуст отвечает Кесарию примером евхаристического хлеба: Как хлеб, прежде нежели освятится, мы называем хлебом; когда же Божественная благодать освятит его чрез посредство священника, то он уже не называется хлебом, но достойно называется Телом Господним, хотя естество хлеба ηφυσις в нем остается, и не двумя телами, но одним Телом Сына мы называем его, так и здесь, по внедрении Божественного естества в тело, то и другое вместе составили одного Сына, одно Лицо, при нераздельности в то же время неслитно познаваемое не в одном только естестве, но в двух совершенных [25].
                              Оба цитированных святоотеческих высказывания представляются нам особенно важными, потому что они были сделаны как доказательства в подтверждение других истин вероучения. Мы не можем допустить мысли, чтобы оба великих отца Церкви, из которых первый занимал ведущее место среди христианских борцов с гностицизмом, а второй действовал накануне христологических споров, позволили себе использовать в качестве аргументации в защиту вероучения Церкви то, что не разделялось общецерковным сознанием или противоречило ему. Это было бы самообречением на поражение. В судьбе же Златоуста это было бы хорошим поводом к обвинению его если не в ереси, то во всяком случае в заблуждении или противоречии себе, поскольку он стал употреблять в анафоре не существовавшие там до него слова Преложив Духом Твоим Святым. Но при множестве предъявленных ему собором при Дубе обвинений, самых несуразных, обвинение в неправославном учении о евхаристическом хлебе или в заблуждении по этому вопросу не было предъявлено. Из сказанного вывод может быть один: церковное сознание принимало евхаристический хлеб (и чашу) как истинное Тело и Кровь Христовы, но при этом не исключало их естественной природы, и словами Преложив Духом Твоим Святым Златоуст только указывал на восполнение этих даров Божественной благодатью, так что хлеб становился уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени Тела Господня, хотя природа хлеба в нем осталась. Заметим, что и после Златоуста, в эпоху христологических споров, общецерковное сознание принимало евхаристические хлеб и вино как истинное Тело и Кровь Христовы, не исключая их естественной природы. Если бы Церковь отрицала существование в освященных Дарах физической природы хлеба и вина, то это служило бы для монофизитов хорошим аргументом против дифизитов. Но ни один монофизитский писатель не прибегнул к этому аргументу.
                              Св. Иоанн Дамаскин касается этого вопроса в Точном изложении православной веры, которое представляет обобщение вероучительных суждений предшествовавших ему отцов Церкви. Говоря о том, что в Евхаристии хлеб и вино после их освящения являются Телом и Кровью Христа, он нигде не употребляет слова μετουσιωσις, которое указывало бы на изменение природы хлеба и вина. В этих случаях он употребляет глаголы μεταποιειν или ματαβαλλεσυαν, которые соответствуют не только глаголу изменять, но и усваивать, приобретать. Кроме того, Дамаскин говорит: Исаия увидел уголь, но уголь не простое дерево, а соединенное с огнем; так и хлеб общения не просто хлеб, но соединенный с Божеством; Тело же, соединенное с Божеством, не одно естество, но одно, конечно, принадлежит Телу, другое же соединенному с ним Божеству. Поэтому то и другое вместе не одно естество, но два [26]. Литературные параллели этого периода ясны: уголь, соединенный с огнем, одна параллель. Хлеб, соединенный с Божеством, вторая параллель. Отсюда следует вывод, что во Христе Тело и Божество тоже два естества. Итак, св. Иоанн Дамаскин не отрицает существования в евхаристическом хлебе его природы и после его освящения. Он называет этот хлеб соединенным с Божеством и видит в этом аналогию соединению человеческого тела с Божеством в Иисусе Христе. Короче говоря, существованием в евхаристическом хлебе его природы после наития на него Святого Духа Дамаскин утверждает догмат о двух естествах в Богочеловеке [27].
                              Мнение о том, что хлеб и вино, становясь с наитием на них Святого Духа Телом и Кровью Иисуса Христа, уже не являются хлебом и вином, было высказано впервые западным богословом Родбертом Пасхазием (785-860). В трактате DecorporeetsanguineDomini он писал: Пусть никто не смущается о сем таинстве Тела и Крови Христовых, что здесь даны истинная Плоть и Кровь, ибо так восхотел Тот, Кто создал (все). И поскольку такова Его воля, то должно веровать, что после освящения (consecratio) уже не что иное, как Плоть и Кровь Христовы, хотя и остающиеся в образе хлеба и вина. И сказать еще более дивно: здесь не иная, а совершенно та же самая плоть, которая родилась от Девы Марии, пострадала на кресте и воскресла из гроба. Эта самая именно Плоть Христова доныне приносится в жертву за жизнь мира, и когда достойно приемлется, восстановляет в нас жизнь вечную [28]. Также не должно верить ни во что другое, кроме Плоти и Крови Христовой, которые не плотским ядением, но духовной сладостью познаются и разумной верой воспринимаются [29]. Мнение Пасхазия вызвало богословские споры, которые продолжались в течение столетий.

                              Комментарий

                              • Georgy
                                Отключен

                                • 12 August 2002
                                • 8475

                                #270

                                Развивая учение своих предшественников-схоластов, Фома Аквинат (1225-1274) пришел к утверждению, что Евхаристия представляет восстановление сущности Голгофской жертвы Христа и потому может быть названа закланием Христа (immolatio Christi). Отсюда следовал вывод, что под видом хлеба и вина были не Тело и Кровь Христа, а Он Сам [30].
                                Трудно сказать, к чему могли бы привести эти богословские споры и исследования, но вспыхнувшая реформация вызвала необходимость созыва собора. Тридентский Собор 1545-1563 гг. коснулся спорных евхаристических вопросов и в результате утвердил как догмат учение о transsubstantiatio, то есть что сущность хлеба и вина пресуществляется в Тело и Кровь Христа, так что от хлеба и вина сохраняются лишь их акциденции, или видимые признаки: форма, цвет, вкус, запах, и что в святом Причастии (hostia) присутствует Сам Иисус Христос.
                                Учение это распространялось и на православном Востоке. Его до Тридентского Собора пропагандировал участник Флорентийского Собора 1438-1439 гг. Виссарион, епископ Никейский (впоследствии кардинал Римской Церкви). Его разделял патриарх Константинопольский Геннадий Схоларий (1453-1456).
                                Оно проникло в Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной, подписанное восточными патриархами 11 марта 1645 года. Здесь в ответе на вопрос: Какое третье таинство? сказано: Святая Евхаристия, или Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под видом хлеба и вина, в котором истинно и собственно или действительно находится Иисус Христос (вопрос 106-й), а в ответе на вопрос 107-й говорится: ...Священник, освящая Дары, так должен мыслить, что самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинного Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого призывает в сие время для совершения сего таинства молитвой и словами: Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия, и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего: а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. После сих слов немедленно бывает пресуществление: хлеб переменяется в истинное Тело Христово, а вино в истинную Кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору [31]. Затем оно отразилось в Послании патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере, где сказано, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господни под видом и образом хлеба и вина и что каким мы обязаны поклонением Самому Господу нашему Иисусу Христу, таким же Телу и Крови Господней [32]. Отсюда оно вошло в русские труды по догматическому богословию. Митрополит Макарий, излагая православное учение об освящении евхаристических хлеба и вина, отождествил значение слов преложение и пресуществление. Говоря о преложении, он сделал примечание: Слово пресуществление μετουσιωσις, transsubstantiatio, выражающее совершенно ту же самую мысль, начало входить в употребление на Западе с половины XI века, а на Востоке с XV, когда встречается оно у Геннадия, патриарха Константинопольского... С того времени слово это, как правильно и весьма сильно выражающее мысль догмата, стало постоянно употребляться Православной Церковью наравне со словом преложение [33].
                                Принятие православным Востоком римо-католического учения о Евхаристии исторически объясняется тем, что богословская наука на Востоке в условиях турецкого порабощения греков находилась в состоянии упадка; в России же до XIX столетия существовали только две высших богословских школы Киевская и Московская духовные академии, богословское образование в которых находилось по крайней мере до середины XVIII века под влиянием римо-католического.
                                Православное богословие не может согласиться с римо-католическим учением о пресуществлении уже потому, что это учение не святоотеческое. Архиепископ Дюссельдорфский Алексий по этому поводу пишет, что Тридентский Собор зашел далеко, утверждая, что хлеб перестает быть хлебом и вино вином, потому что в этом случае получается овеществленное присутствие Христа, не такое, о каком молится Церковь словами μεταβαλλειν, μεταρρηυμισαι. Это значит, говорит он, выходить значительно дальше того, что позволяет евангельский текст и святоотеческое предание. Это значит противоречить классическому богословию V-VI веков, которое видит в евхаристических элементах как у Христа две природы одну природу хлеба и вина, которые не перестают быть таковыми, и одну сверхъестественную природу, которую принесенные в святую Евхаристию элементы приобретают действием на них Святого Духа [34].
                                Профессор-протоиерей С. Булгаков называет это претворение хлеба и вина метафизическим, то есть таким, которое не доступно ни нашему чувственному восприятию, ни разуму, а только вере, такой вере, которая, по апостолу Павлу, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). Поэтому в молитве, произносимой перед причащением, говорится: Верую, Господи, и исповедую, ...яко сие есть самое пречистое Тело Твое и сия есть самая честная Кровь Твоя... [35]
                                Проф. Н.Н. Глубоковский по этому же вопросу в очерке Патристическое учение Православной Восточной Церкви о тайне Евхаристии до св. Иоанна Дамаскина включительно (журнал Гласник Правосл. Патр., № 20) пишет: Фактический способ претворения евхаристических даров непостижим для нас по самой сущности данного чудесного акта и не допускает адекватного рационального обозначения точным термином. Восточная Православная Церковь всегда и неизменно проповедовала догматическую истину евхаристического претворения, но не санкционировала специальной формулы для полного понимания самого процесса евхаристической тайны.
                                Выражение μετουσιωσις появилось на Православном Востоке лишь в XV веке и не имело символического (т.е. официального, обязательного) значения, вследствие чего его не употребляли на православных соборах в 1639 г. в Царьграде и в 1642 г. в Яссах, несмотря на то, что оба собора специально занимались вопросом о сущности Евхаристии. Этот латинский термин был просто заимствован, без схоластических философско-рациональных ассоциаций, потому что они существенно не связаны с транссубстанцией, которая, например, у Фомы Аквината констатирует в Евхаристии не что-нибудь иное, как то, что здесь есть donversio non est formalis, sed substantialis[36].
                                Иногда православные богословы, которых никак нельзя обвинить в католических взглядах, просто в силу усвоенных ими сведений из учебников по Догматическому богословию или по Катехизису, говорят как о всем понятной азбучной истине, что сущность хлеба и вина претворяется в Тело и Кровь Христовы, так что от этих элементов остается только их внешний вид или форма. Но это не азбучная истина, а заученные и до конца не продуманные слова. По этому поводу епископ Николай, ректор Софийской духовной академии св. Климента, пишет:

                                На возражение некоторых богословов-рационалистов против православного понимания преложения евхаристических даров, а именно, что хлеб и вино и после их освящения сохраняют свой вид, физические и химические свойства, ответим: вопрос о сущности вещей и до сих пор не разрешен определенно. Он все еще является основной проблемой философии. Мы не знаем сущности (естества) вещей. Не знаем и в каком отношении эта сущность находится к внешним свойствам, то есть влечет ли за собой действительное изменение самой сущности по необходимости и изменение в акцидентах. Мы знаем, например, о несостоятельности наивного реализма считать действительность точно такой, какой нам представляют ее наши чувственные восприятия. Известны также учения Аристотеля, Платона, Спинозы, Лейбница, Гегеля, Канта и др. о субстанции (истинной сущности, бытийной основе) вещей. И ни одно из них не может дать окончательного и верного ответа на вопрос о сущности, об ее изменениях и об изменении ее феноменов. Наука, следовательно, не может ни подтвердить, ни отвергнуть возможность преложения. Верующие принимают его как факт, как метафизическую очевидность. Преложение как иррациональный по своей сущности факт, несмотря на все успехи в попытках осветить его разумно, навсегда остается предметом нашей религиозной веры [37].

                                Если схоластическое богословие пришло к отождествлению Тела и Крови Христовых с Самим Иисусом Христом и Тридентский Собор установил поклонение остии (hostia), как Самому Господу, то православное богословие никогда не допускало подобного отождествления, как противоречащего евангельским повествованиям об установлении Евхаристии и учению о ней апостола Павла. Святоотеческое учение о почитании Святых Тайн изложено св. Иоанном Дамаскином следующими словами: Посему да приступим со всяким страхом и чистой совестью и не подлежащей сомнению верой, и для нас будет именно так полезно, подобно тому, как веруем, не сомневаясь. Почтим же его (т.е. таинство) всякой чистотой как душевной, так и телесной, ибо оно двояко. Да приступим к нему со жгучей любовью и, сложив руки в форме креста, примем в себя Тело Распятого. И, устремив глаза и уста и чело, причастимся Божественного угля для того, чтобы огонь находящейся в нас любви, приняв воспламенение, происходящее от угля, сжег наши грехи и освятил наши сердца и чтобы, вследствие общения с Божественным огнем, мы воспламенились и были обожествлены [38].

                                </H4>

                                Комментарий

                                Обработка...