В православном богословии действительно юридическая теория спасения на словах осуждается. Но на практике нет-нет, да проскакивают мысли, дающие повод смутиться. И тут тогда напоминают часто про то "молчание" (только не Григория Богослова, по-моему, а Максима Исповедника, хотя могу и ошибаться). Но именно Максим Исповедник в вопросе о возможности всеобщего спасения использовал это хитрое словцо. Так и по вопросу догмата о Спасении юридическая терминология часто проскакивает у православных. Кстати, даже близкий друг Серафима Роуза (сейчас не вспомню его имя, но он автор книги "Не от мира сего", повествующей о Серафиме Роузе и его пути духовного становления), в одной из глав этой книг так прямо и написал: "Взрывоопасный догмат", когда описывал мировоззрение Иоанна... Максимовича, кажется. Не могу сейчас перепроверить, так как пишу по памяти. Так этот Иоанн (кажется все же Максимович) был духовником Серафима Роуза. И он тоже резко осуждал юридическую теорию Спасения, за что был атакован этим другом Серафима Роуза, назвав его воззрения "взрывоопасным догматом". Для меня же ничего взрывоопасного в тех воззрениях нет. Мы искупленны от земли - это гипербола, поэтика, указывающая на то, что во Христе мы обрели большее, чем имел Адам до грехопадения. Искупление - это не юридическое определение, а поэтическое сравнение, связанное с жертвенной любовью.
Они противники В ЭТОМ ВЕКЕ. На них должны явиться Суды Божьи. Им должно стать сосудами гнева, разбитыми сосудами. Но не на вечные-бесконечные муки они определены, а лишь для показного наказания в этом мире.
Они противники В ЭТОМ ВЕКЕ. На них должны явиться Суды Божьи. Им должно стать сосудами гнева, разбитыми сосудами. Но не на вечные-бесконечные муки они определены, а лишь для показного наказания в этом мире.
Комментарий