продолжение
Гм... не люблю я неканонические книги (даже Маккавейские) - сами понимаете, по какой причине. Не католик я уже и не православный. Но ради уважения к оппоненту.... ну, давайте...
Итак, что же мы находим в Маккавейских книгах относительно описываемых событий? Хм... А ведь это довольно интересно! Cora, вы посмотрите только! Нет, только посмотрите (не зря ли я недооценивал Маккавейские книги?
Ладно, шучу..)!!!
Итак, 1Маккавейская книга:
1глава
"10 И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского. Судя по приведенной вами выдержке 137 год - это 175 г. до н.э. Так, уже лучше. Точка отсчета найдена.
20 После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением;
21 вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его..."
Много чего еще взял. Судя по всему, этот грабеж средь бела дня имел место в 143 г. = 171 г. до н.э.
"29 По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большою толпою;
30 коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского". Получается, что это было в 145 г. = 169 г. до н.э.
"54 В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники,
55 и перед дверями домов и на улицах совершали курения,
56 и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем;
57 у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти.
58 С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города.
59 И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем,
60 они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих,
61 а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.
62 Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого,
63 и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, - и умирали.
64 И был весьма великий гнев над Израилем".
Итак, вот оно - 15 и 25 Хаслева 145 г. = 169 г. до н.э.
2 глава
"70 Умер же он (Маттафия) на сто сорок шестом году; и сыновья его похоронили его в гробе отцов своих в Модине, и весь Израиль оплакивал его горьким плачем". 146 г. = 168 г. до н.э.
3 глава
"37 Царь же взял остальную половину войска и отправился из Антиохии, престольного города своего, в сто сорок седьмом году, и, перейдя реку Евфрат, прошел верхние страны.
38 Лисий избрал Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя,
39 и послал с ними сорок тысяч мужей и семь тысяч всадников, чтобы идти в землю Иудейскую и разорить ее по слову царя". 147 г. = 167 г. до н.э.
4 глава
"28 И на следующий год Лисий собрал шестьдесят тысяч избранных мужей и пять тысяч всадников, чтобы победить их. Следующий год - это, я так понимаю". 148 г. = 166 г. до н.э.
"52 В двадцать пятый день девятого месяца - это месяц Хаслев - сто сорок восьмого года, встали весьма рано
53 и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений.
54 В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами". Итак, мы нашли конец этого запустения устроенного в храме Антиохом Епифаном. Это 25 хаслева 148 г. = 166 г. до н. э.
А теперь простая математика.
2300 вечеров и утр = 6 лет и 108 дней. Или 6 лет, 3 месяца и 18 дней.
169 - 166 = 3 года.
Чего-й то не получается у нас. Может, я чего не посчитал? Да вроде бы все старался учитывать...
Ну, хорошо, начнем с самого начала. Т.е. со 171 года до н.э.
171 - 166 = 5 лет. А нужно 6 лет и 108 дней.
Ну хорошо, допустим, что один год начался с, грубо говоря, 2-го января, а последний год закончился 30 декабря. Допустим. Но откуда в таком случае взять недостающие 110 дней?
Опять не получается у нас.
Одно из двух - или книги Маккавейские чего-то напутали, или ошибка в тех данных, которые вас ввели в заблуждение.
И это - уже вторая нестыковка в данном толковании.
Ммм... Вы хотите сказать, что семь последних язв, которыми и оканчивался гнев Божий (Отк.15:1), излились задолго до того, как Иоанн видел их на Патмосе? Я знаю, что вы так не считаете.
Но в таком случае следует признать, что Антиох Епифан опять не вписывается в контекст Дан.8.
И это - третья нестыковка.
Похоже. Очень похоже. Но... Видите ли, мне это немного напоминает трактовку числа 666. Там тоже - кого только под эти числа не подставляли - и Нерона, и Рейгана. И все вроде бы тоже подходили.
Я это к чему? А к тому, что с равным успехом это может быть отнесено и к папству. Оно ведь тоже прибегало и прибегает к обману, и тоже наглело, и сердцем своим превозносилось, и против Владыки Владык восставало, присваивая себе полномочия Божии (особенно право отпускать грехи). Так что если исходить только из этого стиха, вырывая его из контекста, то получается, что можно сюда сунуть и Антиоха, и Тиберия, и папство, и Сталина (вот уж он-то действительно был величайший Хитрец всех времен и народов. Эх, жаль что тема не та, а то бы рассказал вам...).
Но я надеюсь, мы все-таки будем учитывать контекст. А контекст всей главы явно не в пользу Антиоха, как было показано выше. Предлагаю исследовать дальше...
Эт верно!
Похоже, очень похоже. Но.. учитывая все вышеизложенное, не кажется ли, что и здесь есть попытка чуть-чуть, невольно, притянуть пророчество за уши?
Что я имею в виду? Ведь если вырывать этот стих из контекста, то туда влезет и Ирод, и еще один Ирод, и Ленин, и Сталин (все умерли от болезни). Да и других можно насобирать туда. При желании все можно. Если контекст не учитывать.
А вот если учитывать контекст, то Антиох явно не подходит. Сроки,
ну сроки не совпадают - ведь 2300 вечеров и утр включают в себя, как мы видели, и "барана", и "козла", и действия "небольшого рога". Да и действовал Антиох в Иудее, как мы видели, явно не 2300 дней... И главное - не мог Антиох править во время излития семи последних язв (Отк.15:1).
Вы согласны с этим? Ну и славненько
... Значит, еще поисследуем эту главу глубже...
Гм... Вы меня, конечно, извините, не по теме я задам вопрос, но все-таки...
Что-то я не понимаю своих оппонентов. То вы ругаете Адвентистскую концепцию относительно очищения небесного святилища - дескать, как может быть оправдано здание, строение, пускай и небесное. А здесь вы в точности повторяете тот же прием, говоря, что бездушные камни храма были оправданы. Причем употребляете Адвентистские же слова (неоднократно встречал их в различных наших книгах) - что, дескать, происшедшее было победой праведности..
Надеюсь, теперь вы поняли, почему я настоятельно просил вас обходить этот вопрос насчет оправдания Святого. Не в этой теме! Не в этой! Хотите - в приват напишите....
Нну... что сказать. Вы слышали, какие подвиги творили советские солдаты во время Великой Отечественной?
Я это к тому, что вера в ложь (неважно, коммунизм это или неверное толкование пророчеств) тоже может подвигнуть людей на небывалые чудеса храбрости. Так что... согласитесь, это не показатель. Тем более, что сыны этих самых повстанцев, унаследовав их понимание пророчеств, отвергли Мессию. Многозначительный факт, однако...
Ну, про контекст мы с вами уже поговорили. А вот ваше замечание насчет Антихриста в высшей степени интересно - все-таки, я смотрю, вы тоже отождествляете небольшой рог с Антихристом, хотя вы и сторонник претеристической концепции. Это уже плюс
.
Итак, вкратце итоги. Небольшой рог - это не Антиох Епифан, потому что:
1) Антиох Епифан разбойничал в еврейском святилище всего 3 года, судя по книгам Маккавейским;
2) 2300 вечеров и утр включают в себя деятельность "барана" и "козла", а следовательно, не могут быть простыми днями.
И вновь задам свои вопросы, на которые пока не увидел достойного альтернативного ответа еще в предыдущей теме:
1) от чего отрезаны/отсечены 70 недель для еврейского народа в Дан.9?
2) о каком именно видении (מראה- "маръэ") идет речь в Дан.9:23, если не о видении в Дан.8:15,26,27?
С уважением
Замечу, что данный отрезок священной истории не нашел отражения в КАНОНИЧЕСКИХ книгах ВЗ (время борьбы еврейского народа против деспотического режима сирийского царя АНТИОХА IV ЕПИФАНА).
Известно, что сначала Иудея находилась под властью Египетской державы Птолемеев (323-198 г. до н.э.). В эти годы евреи ИМЕЛИ ПРАВО ИСПОВЕДЫВАТЬ СВОЮ РЕЛИГИЮ. Но затем в 198 г. сирийский царь Антиох Великий, победив Птолемея V, овладел Палестиной. В 175-164 гг. до н.э. сирийской державой правит царь АНТИОХ IV ЕПИФАН ("НЕБОЛЬШОЙ РОГ" - см. Дан.8:23-25). Началась элинизация Иудеи. АНТИОХ IV ЕПИФАН разграбил Иерусалимский Храм, который превратил в языческое капище и где был устроен жертвенник греч. богу Зевсу: "и поругано было место святыни Его." (Дан.8:11). Вышел царский приказ, повелевающий КАЖДОМУ иудею приносить жертвы греч. богам. Под угрозой смертной казни было запрещено приносить жертвы Господу ("и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у него ежедневная жертва" - см. Дан.8:11), праздновать субботу и делать обрезание детям. Верных последователей Иеговы, которые нарушали эти драконовские запреты, осуждали на пытки и мученическую смерть ("он будет губить сильных и народ святых" - см.Дан.8:24).
Этот период террора и преследований продолжался с 171 по 165 гг. до н.э. (2300 дней; см. Дан.8:14).
Известно, что сначала Иудея находилась под властью Египетской державы Птолемеев (323-198 г. до н.э.). В эти годы евреи ИМЕЛИ ПРАВО ИСПОВЕДЫВАТЬ СВОЮ РЕЛИГИЮ. Но затем в 198 г. сирийский царь Антиох Великий, победив Птолемея V, овладел Палестиной. В 175-164 гг. до н.э. сирийской державой правит царь АНТИОХ IV ЕПИФАН ("НЕБОЛЬШОЙ РОГ" - см. Дан.8:23-25). Началась элинизация Иудеи. АНТИОХ IV ЕПИФАН разграбил Иерусалимский Храм, который превратил в языческое капище и где был устроен жертвенник греч. богу Зевсу: "и поругано было место святыни Его." (Дан.8:11). Вышел царский приказ, повелевающий КАЖДОМУ иудею приносить жертвы греч. богам. Под угрозой смертной казни было запрещено приносить жертвы Господу ("и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у него ежедневная жертва" - см. Дан.8:11), праздновать субботу и делать обрезание детям. Верных последователей Иеговы, которые нарушали эти драконовские запреты, осуждали на пытки и мученическую смерть ("он будет губить сильных и народ святых" - см.Дан.8:24).
Этот период террора и преследований продолжался с 171 по 165 гг. до н.э. (2300 дней; см. Дан.8:14).
Итак, что же мы находим в Маккавейских книгах относительно описываемых событий? Хм... А ведь это довольно интересно! Cora, вы посмотрите только! Нет, только посмотрите (не зря ли я недооценивал Маккавейские книги?

Итак, 1Маккавейская книга:
1глава
"10 И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского. Судя по приведенной вами выдержке 137 год - это 175 г. до н.э. Так, уже лучше. Точка отсчета найдена.
20 После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением;
21 вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его..."
Много чего еще взял. Судя по всему, этот грабеж средь бела дня имел место в 143 г. = 171 г. до н.э.
"29 По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большою толпою;
30 коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского". Получается, что это было в 145 г. = 169 г. до н.э.
"54 В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники,
55 и перед дверями домов и на улицах совершали курения,
56 и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем;
57 у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти.
58 С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города.
59 И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем,
60 они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих,
61 а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.
62 Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого,
63 и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, - и умирали.
64 И был весьма великий гнев над Израилем".
Итак, вот оно - 15 и 25 Хаслева 145 г. = 169 г. до н.э.
2 глава
"70 Умер же он (Маттафия) на сто сорок шестом году; и сыновья его похоронили его в гробе отцов своих в Модине, и весь Израиль оплакивал его горьким плачем". 146 г. = 168 г. до н.э.
3 глава
"37 Царь же взял остальную половину войска и отправился из Антиохии, престольного города своего, в сто сорок седьмом году, и, перейдя реку Евфрат, прошел верхние страны.
38 Лисий избрал Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя,
39 и послал с ними сорок тысяч мужей и семь тысяч всадников, чтобы идти в землю Иудейскую и разорить ее по слову царя". 147 г. = 167 г. до н.э.
4 глава
"28 И на следующий год Лисий собрал шестьдесят тысяч избранных мужей и пять тысяч всадников, чтобы победить их. Следующий год - это, я так понимаю". 148 г. = 166 г. до н.э.
"52 В двадцать пятый день девятого месяца - это месяц Хаслев - сто сорок восьмого года, встали весьма рано
53 и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений.
54 В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами". Итак, мы нашли конец этого запустения устроенного в храме Антиохом Епифаном. Это 25 хаслева 148 г. = 166 г. до н. э.
А теперь простая математика.
2300 вечеров и утр = 6 лет и 108 дней. Или 6 лет, 3 месяца и 18 дней.
169 - 166 = 3 года.
Чего-й то не получается у нас. Может, я чего не посчитал? Да вроде бы все старался учитывать...
Ну, хорошо, начнем с самого начала. Т.е. со 171 года до н.э.
171 - 166 = 5 лет. А нужно 6 лет и 108 дней.
Ну хорошо, допустим, что один год начался с, грубо говоря, 2-го января, а последний год закончился 30 декабря. Допустим. Но откуда в таком случае взять недостающие 110 дней?
Опять не получается у нас.
Одно из двух - или книги Маккавейские чего-то напутали, или ошибка в тех данных, которые вас ввели в заблуждение.
И это - уже вторая нестыковка в данном толковании.
Гавриил, начав разъяснять пророку видение, сказал: "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!" (Дан.8:17) Это НИКАК не указывает на конец мира, поскольку ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ "НЕБОЛЬШОГО РОГА" с царем АНТИОХОМ IV ЕПИФАНОМ слишком очевидно, чтобы это игнорировать. В видении речь идет о времени греческого гонителя, а не о конце мира. И здесь Гавриил подразумевал завершение тех особых бедствий, которые выпадут на долю евреев перед пришествием истинного Мессии-Христа. Об этом свидетельствую и следующие слова, произнесенные Гавриилом: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу ОПРЕДЕЛЕННОГО ВРЕМЕНИ. ." (Дан.8:19). Т.е. видение относится ко временам конца гнева Божиего, которому теперь подверглись евреи. Все так и произошло, как описывалось в видении.
Но в таком случае следует признать, что Антиох Епифан опять не вписывается в контекст Дан.8.
И это - третья нестыковка.
Рассмотрим стихи Дан.23-25, которые описывают будущее правление АНТИОХА IV ЕПИФАНА. Он описывается как "царь наглый"; таким он и был. Говорится, что он "искусный в коварстве", и история свидетельствует, что Антиох неоднократно прибегал к обману. "и укрепится сила его, хотя и не его силою" (Дан.8:24): Антиох добился всего не только за счет своей хитрости, но и с помощью Божественного провидения. "и сердцем своим он превознесется" (Дан.8:25): с каждым днем он все больше преисполнялся самомнением. "и против Владыки владык восстанет", т.е. "небольшой рог" будет направлен против Самого Бога. Таким образом, богоборчество было самой характерной чертой агрессивной деятельности Антиоха.
Я это к чему? А к тому, что с равным успехом это может быть отнесено и к папству. Оно ведь тоже прибегало и прибегает к обману, и тоже наглело, и сердцем своим превозносилось, и против Владыки Владык восставало, присваивая себе полномочия Божии (особенно право отпускать грехи). Так что если исходить только из этого стиха, вырывая его из контекста, то получается, что можно сюда сунуть и Антиоха, и Тиберия, и папство, и Сталина (вот уж он-то действительно был величайший Хитрец всех времен и народов. Эх, жаль что тема не та, а то бы рассказал вам...).
Но я надеюсь, мы все-таки будем учитывать контекст. А контекст всей главы явно не в пользу Антиоха, как было показано выше. Предлагаю исследовать дальше...
Известно, что царя АНТИОХА IV ЕПИФАНА не убили, а он умер в 164 г. после болезни. Тем самым ИСПОЛНИЛОСЬ пророчество из Дан. 8:25 о том, что он "будет сокрушен - НЕ РУКОЮ". Все произошло точно так, как ранее увидел и услышал Даниил. ...... И наконец "но будет сокрушен - НЕ РУКОЮ". О том же самом по сути говорится и в Дан.2:34, Дан.5:5, т.е. о незримой Божией руке. Каким бы великим не был тиран, достаточно одного взмаха незримой Божией руки, чтобы сокрушить его.
Похоже, очень похоже. Но.. учитывая все вышеизложенное, не кажется ли, что и здесь есть попытка чуть-чуть, невольно, притянуть пророчество за уши?
Что я имею в виду? Ведь если вырывать этот стих из контекста, то туда влезет и Ирод, и еще один Ирод, и Ленин, и Сталин (все умерли от болезни). Да и других можно насобирать туда. При желании все можно. Если контекст не учитывать.
А вот если учитывать контекст, то Антиох явно не подходит. Сроки,

Вы согласны с этим? Ну и славненько

Это нечестие пpодолжалось "две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище [станет (будет) праведным, от древнеевр. ЦАДАК]." (Дан.8:14). Так и случилось, когда в 165 г. до н.э. пpоизошло то событие, котоpое пpедставлялось окончательной ПОБЕДОЙ ПPАВЕДНОСТИ.

Надеюсь, теперь вы поняли, почему я настоятельно просил вас обходить этот вопрос насчет оправдания Святого. Не в этой теме! Не в этой! Хотите - в приват напишите....
В конце Гавриил просит пророка сохранить запись того, что он увидел, ибо это видение потребуется в будущем. (Дан.8:26).
Так и произошло Народ Божий, который во время правления АНТИОХА IV ЕПИФАНА испытывал на себе террор и гонения (и особенно в течении последних 2300 дней его правления: с 171 по 165 гг. до н.э), обрел утешение, читая эту главу книги Даниила, и она очень помогла иудеям в их борьбе против ненавистного диктатора. Поэтому во время вооруженного восстания повстанцы творили чудеса. Они знали, что наступит запланированное Богом время, когда исполнится то, о чем говорилось в 25-ом стихе.
Так и произошло Народ Божий, который во время правления АНТИОХА IV ЕПИФАНА испытывал на себе террор и гонения (и особенно в течении последних 2300 дней его правления: с 171 по 165 гг. до н.э), обрел утешение, читая эту главу книги Даниила, и она очень помогла иудеям в их борьбе против ненавистного диктатора. Поэтому во время вооруженного восстания повстанцы творили чудеса. Они знали, что наступит запланированное Богом время, когда исполнится то, о чем говорилось в 25-ом стихе.
Я это к тому, что вера в ложь (неважно, коммунизм это или неверное толкование пророчеств) тоже может подвигнуть людей на небывалые чудеса храбрости. Так что... согласитесь, это не показатель. Тем более, что сыны этих самых повстанцев, унаследовав их понимание пророчеств, отвергли Мессию. Многозначительный факт, однако...

Еще раз повторяю, что согласно контексту (а не адвентистской доктрине) стихи Дан.8:13-14 связаны с агрессией против народа Божиего сирийского царя АНТИОХА IV ЕПИФАНА ("небольшого рога") и не имеют никакого отношения ко Христу. Пророчество исполнилось в личности и деятельности Антиоха IV Епифана, и который был ПРООБРАЗОМ АНТИХРИСТА. И НЗ проливает нам свет на это, когда предскаэывает приход Антихриста. При этом нас предостерегают, что дух антихриста уже присутствует в мире, и что уже явилось много антихристов (1Ин.2:18, 4:3; 2Ин.1:7). Т.е. много небольших рогов возникнет перед появлением последнего рога, среди которых и был БОГОБОРЕЦ АНТИОХ IV ЕПИФАН.

Итак, вкратце итоги. Небольшой рог - это не Антиох Епифан, потому что:
1) Антиох Епифан разбойничал в еврейском святилище всего 3 года, судя по книгам Маккавейским;
2) 2300 вечеров и утр включают в себя деятельность "барана" и "козла", а следовательно, не могут быть простыми днями.
И вновь задам свои вопросы, на которые пока не увидел достойного альтернативного ответа еще в предыдущей теме:
1) от чего отрезаны/отсечены 70 недель для еврейского народа в Дан.9?
2) о каком именно видении (מראה- "маръэ") идет речь в Дан.9:23, если не о видении в Дан.8:15,26,27?
С уважением
Комментарий