Крещение младенцев в Православной Церкви
1. Библейские основания
Православие, как и Католическая Церковь, утверждает, что крещение младенцев имеет библейские корни:
2. Богословское основание
3. Святоотеческое свидетельство
4. Литургическая практика
В Православии крещение младенцев соединено с двумя другими таинствами:
Это подчёркивает полноту его вхождения в Церковь.
5. Каноническое закрепление
✅ Итог
Православная Церковь, так же как и Католическая, с первых веков крестит младенцев, считая это апостольской традицией.
Основные акценты православного понимания:
1. Библейские основания
Православие, как и Католическая Церковь, утверждает, что крещение младенцев имеет библейские корни:
- Необходимость крещения для спасения:
- «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5).
- «Крестите все народы» (Мф. 28:19) — заповедь Христова не исключает детей.
- Крещение целыми домами:
- «крестилась Лидия и дом её» (Деян. 16:15);
- «крестился он (тюремщик) и все домашние его» (Деян. 16:33);
- «крестил я и дом Стефана» (1 Кор. 1:16).
- Обрезание как прообраз:
- «в Нём вы и обрезаны... быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–12).
В Ветхом Завете обрезание совершалось над младенцами на 8-й день (Быт. 17:12).
- «в Нём вы и обрезаны... быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–12).
- Греховность младенцев:
- «в беззаконии зачат я, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7).
- «через одного человека грех вошёл в мир... и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12).
2. Богословское основание
- Младенцы рождаются с первородным грехом, а потому нуждаются в очищении и возрождении.
- Крещение — это не только сознательное решение, но прежде всего дар благодати Божией, Который действует независимо от зрелости человека.
- Вера за младенца выражается родителями и восприемниками (крёстными).
3. Святоотеческое свидетельство
- Свт. Иоанн Златоуст (IV–V вв.):
«Вы говорите: младенок не имеет греха. Но и он имеет грех, потому что по природе все мы должны очищаться крещением» (Hom. in Rom. 5). - Свт. Григорий Богослов (IV в.):
«Ты боишься печати из-за немощности природы? Тем более нужно как можно скорее освятить младенца» (Or. 40, In sanctum Baptismum). - Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.):
«Вы видели, как многие младенцы крестились и освящались в духовной купели» (Катехизис, 3, 4).
4. Литургическая практика
В Православии крещение младенцев соединено с двумя другими таинствами:
- Крещение (погружение в воду во имя Троицы).
- Миропомазание (дар Святого Духа).
- Причащение — младенец сразу допускается к Евхаристии.
Это подчёркивает полноту его вхождения в Церковь.
5. Каноническое закрепление
- Апостольские правила и древние соборы не запрещали крещение младенцев, а напротив — подтверждали его необходимость.
- Православные богослужебные книги предполагают крещение детей вскоре после рождения.
- Отлагательство признаётся опасным для спасения младенца (особенно в случае болезни или угрозы смерти).
✅ Итог
Православная Церковь, так же как и Католическая, с первых веков крестит младенцев, считая это апостольской традицией.
Основные акценты православного понимания:
- Крещение младенцев необходимо ради очищения от первородного греха.
- Вера родителей и всей Церкви покрывает немощь ребёнка.
- Таинство совершается не только ради будущего выбора, но уже сейчас даёт полноту благодати и участие в Церкви.
- Младенец после крещения получает все таинства посвящения (Крещение, Миропомазание, Причастие).
Комментарий