Кто прав?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Jean
    Ветеран
    • 14 October 2024
    • 3540

    #631

    1. Исторический аспект
    1. Ранние века христианства (I–III вв.)
      • Первые христиане изображали сцены из Ветхого и Нового Завета на катакомбах в Риме, чтобы учить вере.
      • Изображения имели категорию символов, а не культовых предметов. Например, рыба (ΙΧΘΥΣ) как символ Христа.
    2. IV–V вв. – появление первых икон
      • С распространением христианства в Византии появляются иконы Христа, Богородицы и святых, которые начинают использоваться не только как учебные изображения, но и как объекты почитания.
      • Иконы служили средством молитвы и духовного сосредоточения, особенно для тех, кто не умел читать.
    3. Иконоборчество VIII–IX вв.
      • Византийские императоры пытались уничтожить иконы, считая их идолопоклонством.
      • Возник богословский спор: допустимо ли почитать материальный образ, если поклонение принадлежит только Богу.
      • Седьмой Вселенский собор (787 г., Никейский II) подтвердил:
        • Поклонение Богу (латрея) — исключительно.
        • Почитание икон (дулея) — законно, поскольку икона возводит к объекту почитания, а не заменяет его.

    2. Богословское объяснение
    1. Различие между поклонением и почитанием
      • Латрея: поклонение, которое принадлежит только Богу.
      • Дулея: почитание или уважение, которое можно проявлять к святым и иконам.
      • Пример: святой Августин писал, что через образ человек не поклоняется дереву или краскам, а возводит ум к святому.
    2. Икона как «окно в небеса»
      • Икона – это не просто картина; это средство духовного общения.
      • Она помогает верующему входить в молитвенное состояние, созерцать добродетели святого и соединяться с небесным миром.
    3. Библейские основания почитания образов
      • Исход 25:18–22 — херувимы на ковчеге завета как священные образы.
      • Исход 37:7,17 — резьба и образы в храме.
      • Иоанн 1:14 — воплощение Слова; через образ Христа мы можем видеть Бога, ставшего человеком.
      • Колоссянам 1:15 — Христос есть «образ невидимого Бога».
    4. Святые Отцы о почитании икон
      • Симеон Новый Богослов: икона передаёт духовную красоту святого и пробуждает стремление к святости.
      • Иоанн Дамаскин: «Почитание, воздаваемое иконе, переходит к прототипу».
      • Григорий Нисский: образы помогают «уму воспринять то, что невозможно полностью понять словом».

    3. Практический аспект
    1. Молитва через иконы
      • В молитве перед иконой верующий не поклоняется дереву, а соединяется духовно со святым.
      • Икона направляет мысли и чувства к Богу.
    2. Икона как учитель веры
      • Через образ святых верующий учится добродетелям.
      • В Византии иконы были учебными пособиями для людей, не умеющих читать.
    3. Литургическое и домашнее использование
      • Иконы сопровождают богослужение, процессии, освящение домов.
      • Православные ставят иконы на аналои, иконостасы, домашние молитвенные уголки.
      • В католицизме иконы и скульптуры используются аналогично для молитвы и благоговения.

    4. Сравнение традиций
    Православие Иконы обязательны; каноническая живопись; почитание как посредство молитвы Иконы считаются священными образами; строгие каноны письма
    Католицизм Почитание изображений и скульптур разрешено; различие поклонения и почитания Допускаются скульптуры, рельефы, фрески

    Комментарий

    • Jean
      Ветеран
      • 14 October 2024
      • 3540

      #632

      1. Иконы Христа


      Иконы Христа в православной традиции считаются центральными, поскольку показывают Божественное и человеческое в Лице Спасителя.

      Духовное значение:
      • Позволяют верующему видеть воплощённое Слово (Иоанн 1:14).
      • Служат объектом почитания и молитвы, укрепляют веру.

      Примеры и комментарии Отцов:
      • Иоанн Дамаскин:
      «Через образ Христа верующий соединяется с Ним в молитве; икона — не просто изображение, а средство восприятия Его божественной природы».
      • Григорий Нисский:
      «Видимое лицо Христа на иконе помогает уму постигать невидимое Слово».
      • Симеон Новый Богослов:
      «Икона Христа воспламеняет душу любовью к Спасителю и желанием быть с Ним в молитве».
      Типичные изображения:
      • Спас Пантократор — Христа как Судию и Владыку Вселенной.
      • Спас Вседержитель — с Евангелием в руке, благословляющего правой рукой.

      2. Иконы Богородицы


      Богородица занимает особое место в православном почитании. Иконы помогают обратиться к ней как к заступнице и молитвеннице перед Богом.

      Духовное значение:
      • Через иконы Богородицы верующий учится смирению, послушанию воле Божией и молитвенной стойкости.
      • Иконы служат посредником: молящийся к Богородице соединяется с её молитвами перед Христом.

      Примеры и комментарии Отцов:
      • Иоанн Дамаскин:
      «Почитая образ Пречистой Девы, верующий не поклоняется дереву или краске, но воздает честь Пресвятой, как Матери Бога».
      • Симеон Новый Богослов:
      «Икона Богородицы вдохновляет душу к чистоте, смирению и любви, помогая возносить молитвы к Сыну её».
      Типичные изображения:
      • «Одигитрия» (Путеводительница) — Богородица, указывающая на Христа.
      • «Владимирская» — образ милосердной Матери, символ материнской заботы.
      • «Умиление» (Элеуса) — Богородица с лицом к Христу, показывая любовь и сострадание.

      3. Иконы святых


      Святые изображаются на иконах как образцы святости и добродетелей, к которым может стремиться каждый верующий.

      Духовное значение:
      • Иконы святых помогают помнить их подвиги и молитвы, вдохновляют на духовное совершенство.
      • Через них верующий ощущает духовное сообщество со всей Церковью.

      Примеры и комментарии Отцов:
      • Феофилакт Болгарский:
      «Икона святого обращает внимание сердца к Богу и святым, помогает воздержанию и молитве».
      • Святитель Кирилл Иерусалимский:
      «Святые изображения помогают душе подниматься к Богу и подражать их добродетелям».
      • Блаженный Августин:
      «Почитание образа святого укрепляет душу в стремлении к добродетели».
      Типичные изображения:
      • Апостолы и евангелисты — как носители Слова Божия.
      • Мученики — примеры стойкости и верности Христу.
      • Подвижники и преподобные — наставники в молитве и духовной жизни.

      4. Общее понимание
      1. Икона — это духовное «окно», через которое человек соединяется с реальностью небесного мира.
      2. Икона Христа — непосредственный образ Бога, укрепляет веру и молитву.
      1. Иконы Богородицы — помогают смиряться, учат чистоте, посредничают в молитвах.
      2. Иконы святых — наставляют на добродетели, вдохновляют жить по-христиански.
      3. Святые Отцы единодушны: поклонение принадлежит только Богу, почитание через иконы — законно, полезно и необходимо для духовной жизни.

      Комментарий

      • Jean
        Ветеран
        • 14 October 2024
        • 3540

        #633
        1. Иконы и образы Иисуса Христа

        1.1. «Спаситель Мира» (Salvator Mundi)


        Описание: Иисус изображён с благословляющей рукой и держащий шар — символ вселенной.
        Духовное значение:
        • Образ напоминает о всемогуществе Христа и Его роли как Судьи и Спасителя.
        • Верующий через этот образ соединяется с Христом в молитве, укрепляет веру и смирение перед Божьей волей.

        Комментарий святых и богословов:
        • Иоанн Дамаскин: «Почитание образа Христа помогает душе сосредоточиться на Его божественной природе и участии в нашем спасении».
        • Катехизис Католической Церкви (п. 476): Иконы Христа помогают верующим «созерцать таинство воплощения и божественного присутствия в мире».
        1.2. «Иисус Добрый Пастырь»


        Описание: Христос с овечкой на плечах, символ заботы о каждом человеке.
        Духовное значение:
        • Образ помогает переживать личную близость с Христом.
        • Вдохновляет на доверие Богу и заботу о ближних.

        Комментарий:
        • Св. Августин: «Созерцание добродетелей Христа в образе укрепляет любовь и милосердие в душе верующего».

        2. Иконы и образы Богородицы

        2.1. «Мадонна Лурдская»


        Описание: Богородица стоит в белом, с голубым поясом и руками, сложенными в молитве.
        Духовное значение:
        • Служит напоминанием о чистоте, смирении и молитвенной преданности.
        • Верующий через образ Богородицы молится за заступничество перед Христом.

        Комментарий святых и богословов:
        • Иоанн Дамаскин: «Почитая образ Пречистой Девы, верующий соединяется с её молитвами перед Богом».
        • Св. Франциск Сальский: «Молитва перед образом Богородицы укрепляет сердце в смирении и доверию Богу».
        2.2. «Черная Мадонна из Цуффаллы»


        Описание: Богородица с Младенцем, тёмный цвет лица — символ мистического единства с человеческой судьбой.
        Духовное значение:
        • Помогает созерцать духовную силу и материнскую заботу Богородицы.
        • Символизирует присутствие Матери Божией в жизни каждого человека, особенно в скорби.

        Комментарий:
        • Катехизис Католической Церкви (п. 971): «Матерь Божия помогает верующим через молитву и пример послушания Богу».

        3. Иконы святых

        3.1. Св. Франциск Ассизский


        Описание: Святой изображается в простом коричневом одеянии с крестом и стигматами.
        Духовное значение:
        • Икона показывает подражание Христу в смирении и милосердии.
        • Вдохновляет на заботу о бедных и больных.

        Комментарий:
        • Феофилакт Болгарский: «Образ святого наставляет сердце к добродетели и молитве».
        3.2. Св. Тереза Авильская


        Описание: Святая изображена в монашеском одеянии с книгой молитв и иногда с видением.
        Духовное значение:
        • Образ учит внутренней молитве, созерцанию и духовной дисциплине.

        Комментарий:
        • Катехизис Католической Церкви (п. 2683): «Святые наставляют верующих на путь совершенства через пример своей жизни».
        3.3. Св. Антоний Падуанский


        Описание: Святой с Младенцем Христом на руках или с книгой Евангелия.
        Духовное значение:
        • Через образ молящиеся учатся преданности Евангелию и помощи нуждающимся.

        Комментарий:
        • Св. Августин: «Созерцание святых укрепляет душу и побуждает к подражанию их добродетелям».

        4. Общие принципы католического почитания икон
        1. Образ соединяет с духовной реальностью — через иконы и скульптуры верующий молится к Богу, через заступничество святых.
        2. Hyperdulia для Богородицы — особое почитание, но поклонение только Богу.
        3. Образы святых — духовные наставники, показывают путь добродетели и пример молитвы.
        4. Иконы и скульптуры — не заменяют Бога, а направляют душу к Нему.

        Комментарий

        • Jean
          Ветеран
          • 14 October 2024
          • 3540

          #634
          Сообщение от Vladilen
          очевидно,
          что некоторые догматы, соданные в XII - XVI (!) веках, а именно:

          поклонении деве Марии,


          [/B]существенно отличаются от христианских догматов в Первоапостольской Церкви первого-второго веков.

          .....
          ....

          Не ври.
          Поклонения -- нет.

          Есть -- почитание.
          Панна Мария -- Богородица.
          .....
          .....
          📖 Обоснование догмата о Непорочном зачатии

          1. Суть догмата
          • Пресвятая Дева Мария с первого момента своего зачатия была, по особой привилегии Божией, сохранена от первородного греха.
          • Это не её личная заслуга, а предваряющее действие искупительной благодати Христа:
            Христос избавляет всех от первородного греха после рождения через Крещение, а Марию — заранее, чтобы она стала «достойным сосудом» воплощения Бога-Слова.

          Булла Пия IX Ineffabilis Deus (1854):
          «Учение о том, что Пресвятая Дева Мария с первого момента своего зачатия по особой благодати и привилегии Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа Спасителя рода человеческого, была сохранена от всякой скверны первородного греха — есть откровение Божие».
          2. Библейские основания


          Католики признают указующие места:
          • Быт 3:15 – «Вражду положу между тобою и Женою…»
            ↳ Мария толкуется как «Жена», полностью противопоставленная змею, следовательно, не подвластная греху.
          • Лк 1:28 – «Радуйся, Благодатная (κεχαριτωμένη)»
            ↳ форма слова на греческом означает «уже исполненная благодати и пребывающая в ней» — как бы состояние постоянной полноты благодати.
          • Откр. 12 – «Жена, облечённая в солнце»
            ↳ традиционно символизирует как Церковь, так и Марию, которая явлена в сиянии чистоты и победы над злом.

          3. Святоотеческие свидетельства


          Христиане приводят слова Отцов, где подчеркивается исключительная чистота Марии:
          • Ефрем Сирин:
            «Ты и Твой Сын — единственные совершенно прекрасные. В Тебе нет никакой скверны». (Carmina Nisibena 27,8)
          • Августин:
            «Ради чести Господа, я не хочу, чтобы даже ставился вопрос о грехе в отношении Марии». (De Natura et Gratia 36)
          • Амвросий Медиоланский:
            «Мария — невеста без порока, свободная от всех пятен греха». (Expositio in Ps. 118)

          Таким образом христиане видит в этих выражениях основание для догмата.
          4. Богословская аргументация
          • Превентивное искупление (главная мысль Дунса Скота, XIII в.):
            Христос — универсальный Искупитель. Но именно потому, что Марии предстояло стать Матерью Бога, она получила плоды искупления заранее.
            ↳ «Её спас Христос более совершенным образом — не только освободив от греха, но и предохранив от него».
          • Соответствие миссии:
            Носительница Бога должна быть всецело святой. Бог избрал «сосуд чистейший», чтобы в нём воплотился Его Сын.
          • Христоцентричность:
            Догмат не умаляет всеобщего спасения, а наоборот, подчёркивает, что искупление Марии — тоже дело Христа, только «иначе применённое».

          5. Литургическое и духовное подтверждение
          • Уже с раннего Средневековья на Западе существовал праздник Conceptionis Mariae (VIII–IX вв.).
          • Молитвы и гимны называли её «Всечистой» и «Незапятнанной».
          • В 1476 г. папа Сикст IV официально утвердил праздник Непорочного зачатия.
          • В 1854 г. — окончательное догматическое провозглашение.

          📌 Итог
          1. Мария — Исключение среди людей, но это исключение — плод Искупления Христова.
          2. Она не имела первородного греха, потому что Бог предохранил её от него заранее.
          1. Христос — источник этого дара, так что Мария тоже искуплена, но «в высшей степени».
          2. Это учение возвышает уникальное достоинство Марии, как «Всечистой Матери Бога».

          Комментарий

          • Jean
            Ветеран
            • 14 October 2024
            • 3540

            #635
            📊 Таблица сравнения
            ВЕЛЕНСКИЙ КОСТЕЛ. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
            Суть учения Мария с первого мгновения зачатия была сохранена от первородного греха особой благодатью Божией (превентивное искупление заслугами Христа). Мария зачатá естественным образом, но с благословением Божиим после долгого бесплодия Анны и Иоакима. Она унаследовала общую человеческую природу, подверженную последствиям грехопадения, но жила в чистоте и святости.
            Проблема первородного греха Мария никогда не имела первородного греха (была от него сохранена). Мария родилась с общей человеческой природой после грехопадения, но была очищена и освящена особой благодатью Божией.
            Библейские основания Лк 1:28 («Радуйся, Благодатная»); Быт 3:15 (вражда с змеем); Откр. 12 (Жена, облечённая в солнце). Лк 1:28 («Благодатная» толкуется как дар благодати, а не как свобода от первородного греха); упор на чудесности рождения от бесплодной четы.
            Святые Отцы Часто цитируют Августина («не хочу говорить о грехе применительно к Марии»), Ефрема Сирина («вся чиста»). У Отцов (Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Роман Сладкопевец) — «Всечистая», «Незапятнанная», но без идеи «свободы от первородного греха с самого зачатия».
            Догматическое утверждение Официально провозглашён папой Пием IX (Ineffabilis Deus, 1854 г.). Является обязательным для веры католиков. Православие почитает праздник Зачатия (9 декабря), но не формулирует догмата о «непорочном зачатии»; учение не принято.
            Праздник 8 декабря — Непорочное зачатие Девы Марии. 9 декабря — Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
            Богословский смысл Подчёркивается исключительность Марии: «сосуд, достойный воплощения Бога» с самого начала. Подчёркивается чудо и благословение: рождение Марии от бесплодных родителей и её последующая святость через жизнь с Богом.
            Ключевой акцент Предохранение от греха с момента зачатия. Чудесность рождения и освящение через благодать в течение жизни.


            Таким образом:
            • Католики утверждают особое предохранение Марии от первородного греха с момента её зачатия.
            • Православные говорят о святости и чистоте Марии, но без «непорочного зачатия» в католическом смысле.

            Комментарий

            • Jean
              Ветеран
              • 14 October 2024
              • 3540

              #636

              1. Католический догмат о Непорочном зачатии
              • Суть: Пресвятая Дева Мария с первого момента своего зачатия (во чреве святой Анны) по особой благодати Божией и в предвидении заслуг Христа была сохранена от первородного греха.
              • Официально закреплён буллой папы Пия IX Ineffabilis Deus (1854).
              🔹 Цитаты Отцов, часто используемые в католическом обосновании
              • Св. Ефрем Сирин (IV в.):
                «Ты и Твой Сын — единственные совершенно прекрасные. В Тебе нет никакой скверны, и в Твоём Сыне нет пятна. Ты — Непорочная, и в Твоём Сыне нет порока».
                (Carmina Nisibena, 27,8).
              • Св. Августин (IV–V вв.):
                «Когда речь идёт о грехах, я не желаю ставить вопрос о Марии, ради чести Господа, ибо мы знаем, что Ему была дана благодать победить всякий грех, и, по этой причине, мы не должны даже поднимать вопрос о грехе относительно Марии».
                (De Natura et Gratia, 36,42).
              • Св. Амвросий Медиоланский (IV в.):
                «Мария — это храм Бога, невеста без скверны и порока, свободная от всех пятен греха».
                (Expositio in Psalmum 118, sermo 22,30).

              2. Православное понимание Зачатия Пресвятой Богородицы
              • Суть: Мария зачатá от праведных Иоакима и Анны после их долгого бесплодия. Она унаследовала общую человеческую природу, но через жизнь во святости и особую благодать Божию стала «Всечистой» и «Пренепорочной».
              • В православии нет догмата о свободе от первородного греха с самого зачатия.
              • 9 декабря празднуется Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.
              🔹 Святоотеческие свидетельства
              • Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.):
                «Дева, избранная из рода Адамова, и Матерь Божия по плоти… чиста и непорочна, и воистину Всечистая».
                (О вере православной, кн. IV, гл. 14).
              • Св. Андрей Критский (VII–VIII вв.):
                «Дева сегодня зачата — и земля радуется. Она, от семени человеческого, но по благодати Божией освящённая, станет жилищем Всевышнего».
                (Канон на зачатие Анною Богородицы).
              • Св. Роман Сладкопевец (VI в.):
                «Радуйся, Единственная Всечистая, что от праотцев произошла, но превыше их всех по чистоте».
                (Кондак на Рождество Богородицы).
              • Св. Григорий Палама (XIV в.):
                «Богородица была человеком, рожденным от смертных родителей, но так как она явилась святейшей всех и всех превзошла чистотою и святостью, то была достойна стать Матерью Бога».
                (Гомилия на Введение во храм).

              3. Сравнительный итог
              • Католическая традиция делает акцент на превентивном избавлении от первородного греха (Мария никогда не имела его).
              • Православная традиция подчеркивает святость и освящение Марии в ходе её жизни и её уникальное избрание, но не считает, что она была вне общечеловеческой греховной природы.


              🙌 Таким образом: обе традиции согласны в признании особой святости и чистоты Марии, но расходятся в понимании того, с какого момента и каким образом она была избавлена от первородного греха.

              Комментарий

              • Jean
                Ветеран
                • 14 October 2024
                • 3540

                #637

                Святые Отцы о Пресвятой Богородице
                Католическая (поддержка идеи Непорочного зачатия) Ефрем Сирин (IV в.) «Ты и Твой Сын — единственные совершенно прекрасные. В Тебе нет никакой скверны, и в Твоём Сыне нет пятна. Ты — Непорочная». (Carmina Nisibena 27,8) Видит в Марии полную свободу от скверны, что позднее толкуется как основание для учения о её непорочности.
                Августин Блаженный (IV–V вв.) «Когда речь идёт о грехах, я не желаю ставить вопрос о Марии, ради чести Господа». (De Natura et Gratia 36,42) Августин не формулирует догмата, но исключает возможность греха у Марии.
                Амвросий Медиоланский (IV в.) «Мария — это храм Бога, невеста без скверны и порока, свободная от всех пятен греха». (Expositio in Ps. 118, 22,30) Видит в Марии святыню без греха.
                Православная (почитание Всечистой, но без догмата о непорочном зачатии) Иоанн Дамаскин (VIII в.) «Дева, избранная из рода Адамова… чиста и непорочна, и воистину Всечистая». (О вере православной IV, 14) Подчеркивает святость Марии как избранной, но не выводит её из человеческой природы.
                Андрей Критский (VII–VIII вв.) «Дева сегодня зачата — и земля радуется. Она, от семени человеческого, но по благодати Божией освящённая, станет жилищем Всевышнего». (Канон на зачатие Анною Богородицы) Делает акцент на чуде зачатия и освящении, а не на изначальной свободе от первородного греха.
                Роман Сладкопевец (VI в.) «Радуйся, Единственная Всечистая, что от праотцев произошла, но превыше их всех по чистоте». (Кондак на Рождество Богородицы) Признаёт её человеческое происхождение, но величает Всечистой.
                Григорий Палама (XIV в.) «Богородица была человеком, рожденным от смертных родителей, но так как она явилась святейшей всех и всех превзошла чистотою и святостью, то была достойна стать Матерью Бога». (Гомилия на Введение во храм) Подчёркивает святость как плод её жизни и благодати, а не врождённое избавление от первородного греха.

                ✅ Вывод
                • Католики цитируют Отцов (особенно Августина, Амвросия, Ефрема Сирина), делая акцент на их словах о «непорочности» и «свободе от всякой скверны», чтобы обосновать догмат.
                • Православные обращаются к гимнографии и учению Отцов (Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Григория Паламы), где подчеркивается чудо зачатия и освящение Марии, но без утверждения, что она была вне первородного греха с момента зачатия.

                Комментарий

                • Jean
                  Ветеран
                  • 14 October 2024
                  • 3540

                  #638
                  1) Формулировка догмата
                  «Мы определяем, утверждаем и провозглашаем, что учение о том, что Пресвятая Дева Мария с первого мгновения Своего зачатия, по особой благодати и привилегии Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа Спасителя рода человеческого, была сохранена от всякой скверны первородного греха — есть откровение Божие, и потому должно быть твёрдо и постоянно веруемо всеми верными.»
                  (Папа Пий IX, булла Ineffabilis Deus, 8 декабря 1854 г.). vatican.vanewadvent.org

                  2) Библейские цитаты
                  1. Бытие 3:15 — «И вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.» (Синодальный перевод).
                    Католическая интерпретация: этот стих — первое «первоеевангелие» (proto-evangelium). Жену традиционно соотносят с Матерью Спасителя; у католиков это один из библейских намёков, показывающих особую вражду между «Женой» (Марией) и змеем/сатаной. YouVersion | The Bible App | Bible.combible-center.ru
                  2. Лк 1:28 — «Ангел, войдя к Ней, сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Синодальный / RUSV).
                    Католическое чтение: греческое причастие κεχαριτωμένη (в лат. традиции — gratia plena) передаёт состояние «исполненности благодати» — что католики понимают как знак исключительного состояния благодати, данным Марии от начала её жизни. Библия ОнлайнЭкзегет
                  3. Откр. 12:1 — «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце...».
                    Католическое чтение: образ «жены, облечённой в солнце» часто соотносится с Марией (наряду с образом Церкви) как символ её прославления и победы над злом. Библия
                  4. Рим. 5:12–21 — (о входе греха через Адама и о спасении через Христа).
                    Значение для аргументации: принцип всеобщности искупления у Павла (Христос — Источник спасения) не противоречит особой привилегии Марии: католики утверждают, что Мария спасена Христом, но «способ применения» заслуг Христа к ней — превентивный (предваряющий). В этом смысле догмат подчёркивает христоцентричность спасения. YouVersion | The Bible App | Bible.com

                  3) Свидетельства Святых Отцов (цитаты)
                  Примечание: Отцы Церкви писали в разных веках и в разных языках; их высказывания о «чистоте» или «всечистости» Девы Марии неодинаково интерпретируются на Востоке и на Западе. Ниже — прямые выдержки (переводы) и указание источника.
                  • Ефрем Сирин (IV в.), Nisibene Hymns
                    «Ты и Тот, Кого Ты родила, прекрасны совершенно; ибо в Тебе нет никакой скверны, и в Твоём Сыне нет никакой порочности.»
                    (фрагмент из гимнов Ефрема — цитируется западной традицией как раннее свидетельство о всечистоте Марии). newadvent.orgEWTN Global Catholic Television Network
                  • Августин Блаженный (IV–V вв.) — в «De Natura et Gratia» (Размышления о природе и благодати) он пишет (перевод):
                    «Когда речь идёт о грехах, я не желаю ставить вопрос о Святой Деве Марии, ради чести Господа» — что западная традиция понимает как отказ приписывать Марии грех. (Аврелий Августин). newadvent.org+1
                  • Амвросий Медиоланский (IV в.) — в проповеди/толкованиях о Псалмах он называет Марию «храмом Божиим», «невестой без скверны, свободной от пятен» (см. его Expositio in Psalmum 118). newadvent.org+1
                  • Иоанн Дамаскин (VIII в.) — восточный Отец: «Дева … чиста и непорочна, и воистину всечистая.» (из «Сочинений», «О Православной Вере»). Эта формула — пример восточного почитания Марии как «Всечистой», хотя восточная традиция интерпретирует это в контексте освящённой человеческой природы, а не как юридическое устранение первородного греха с момента зачатия. newadvent.org+1
                  • Средневековые западные мыслители (итог): Ансельм, Бернард, Бонавентура, но особенно — Дунс Скот (XIII–XIV вв.), который разработал богословскую формулу «prae-redemptio» (предваряющее искупление): заслуги Христа могли быть применены к Марии превентивно — таким образом она «не приняла» первородного греха. (см. обзор в католических источниках). newadvent.orgcatholicculture.org

                  (общая подборка патристических и средневековых свидетельств и их анализ — см. развернутую статью в Catholic Encyclopedia). newadvent.org
                  4) Формулировка: предваряющее искупление


                  Ключевая теоретическая опора, позволившая формализовать догмат — идея, что Христос искупил всех людей, но применение заслуг Христа к конкретному человеку может быть во времени различным. Дунс Скот предложил, что для Марии применение искупления состоялось превентивно: Христос искупил её, но так, что она с самого начала была сохранена от первородного греха (а не очищена от него уже после факта). Это сохраняет два наиважнейших моментов:
                  • искупление происходит через Христа (не автономно у Марии),
                  • и вместе с тем объясняет уникальную привилегию Матери Божией. vatican.vacatholicculture.org

                  Папская булла 1854 г. опирается на это историческое развитие богословской мысли и провозглашает догмат как откровение, которое Церковь обязана исповедовать. vatican.vanewadvent.org
                  5) Ответы на главные возражения (коротко)
                  1. «Догмат умаляет всеобщность искупления Христа» — католический ответ: напротив, догмат подчёркивает, что и Мария искуплена Христом; отличается лишь порядок применения заслуг: не позднее, а превентивно. См. объяснение Дунса Скота и позднейшие папские интерпретации. vatican.va+1
                  2. «Догмат лишает Марию человеческой природы» — ответ: догмат не отменяет её человечности; говорит лишь о привилегии (даре) Богa, ниспосланном ради её уникальной миссии. Католики подчёркивают: не собственная заслуга Марии, а плод Христова искупления и Божьего избрания. newadvent.org
                  3. «Православие не принимает догмата» — факт: восточная традиция по-другому формулирует и подчёркивает аспекты (чудо зачатия, всечистоту как плод освящения), но историко-богословские различия существуют; католическая формулировка — плод западного богословского развития и магистериального решения. Для христоцентричности обе традиции остаются близкими: обе почитают Марии как особенно священную и связывают её святость с действием Божьей благодати. newadvent.org+1

                  6) Основные первоисточники и полезные ссылки (чтобы углубиться)
                  • Текст буллы Ineffabilis Deus (1854) — официальный текст (Ватикан / итал./лат.): Vatican / Costituzione Apostolica Ineffabilis Deus. vatican.vanewadvent.org
                  • Обзор в Catholic Encyclopedia (статья «Immaculate Conception») — подборка патристических свидетельств и история развития учения. newadvent.org
                  • Описание и тексты гимнов Ефрема (Nisibene Hymns) — New Advent / EWTN (переводы). newadvent.orgEWTN Global Catholic Television Network
                  • Произведения Св. Августина (De Natura et Gratia) — перевод и комментарии (New Advent). newadvent.org
                  • Сводные тексты святителей Амвросия — New Advent (Expositio in Psalmum 118 и др.). newadvent.org
                  • John Duns Scotus — разбор доктрины preventive redemption (Ватиканская аудиенция Бенедикта XVI и статьи по Скоту). vatican.vacatholicculture.org
                  • Синодальный перевод Св. Писания (онлайн): Бытие 3:15; Лк 1:28; Рим.5:12; Откр.12:1 — (онлайн-версии рус. синод. текста). YouVersion | The Bible App | Bible.com+1Библия ОнлайнБиблия

                  7) Краткий итог — в одном абзаце


                  Католическое обоснование догмата о Непорочном зачатии опирается на сочетание: (а) библейских намёков (Быт. 3:15; Лк. 1:28; Отк. 12), (б) древних патристических гимнов и высказываний, подчеркивающих всечистоту Богородицы (Ефрем, Августин, Амвросий, др.), и (в) средневековой формулы «предваряющего искупления» (Дунс Скот), которая объясняет, как при полном признании Христовой всеобщности искупления Мария могла быть сохранена от первородного греха с самого зачатия; итогом этого богословского развития стало магистериальное провозглашение 1854 г. (Ineffabilis Deus). YouVersion | The Bible App | Bible.comБиблия Онлайнnewadvent.orgvatican.va+1

                  Комментарий

                  • Werty1383
                    во Христе
                    • 12 June 2023
                    • 9889

                    #639
                    Сообщение от elektricity
                    так вам само определение не нравится или неспособность папы ошибаться, когда утверждает официальное вероучение церкви
                    по-вашему, что бы получить благословение, грехи надо скрывать
                    Во первых, грехи надо исповедать, каяться и оставлять,
                    коли это грех
                    Ну, а если папы содомию грехом не считают, ну что ж, почему бы и не благословлять?
                    И второе, учил папа благословлять гомо-пары, или нет? Ex cathedra?
                    Может, вам еще раз достать ссылки из Ватикана?

                    Комментарий

                    • Jean
                      Ветеран
                      • 14 October 2024
                      • 3540

                      #640
                      📜 Хронологическая хрестоматия


                      Учение о непорочности и святыне Девы Марии
                      II век


                      Св. Ириней Лионский (ок. 130–202)
                      • Сравнение Евы и Марии:
                      «Как через непослушание одной девы человек был связан, так через послушание Девы был развязан человек; ибо что девою Ева связала через неверие, то дева Мария развязала через веру.»
                      (Adversus Haereses III,22,4).
                      🔹 Мария противопоставлена Еве — как новая, непорочная.

                      IV век


                      Св. Ефрем Сирин (306–373)
                      • Гимнографическое возвеличение Марии:
                      «Ты и Тот, Кого Ты родила, прекрасны совершенно; ибо в Тебе нет никакой скверны.»
                      (Carmina Nisibena 27,8).

                      Св. Афанасий Великий (296–373)
                      • О Деве:
                      «Она — чистая Дева, не знавшая супружеской связи, нетленная, непорочная, безукоризненная, святейшая среди святых.»
                      (Homilia de Deipara 3, PG 28, 997).

                      Св. Амвросий Медиоланский (ок. 339–397)
                      «О Марии — одной только из женщин — можно сказать, что она была свободна от всякого пятна греха.»
                      (Expositio in Psalmum 118, sermo 22,30, PL 15, col. 1477).

                      V век


                      Св. Августин (354–430)
                      «Когда речь идёт о грехах, я не желаю даже упоминать о Святой Деве Марии ради чести Господа; ибо мы знаем, что Ей была дарована благодать, чтобы побеждать всякий грех.»
                      (De natura et gratia 36,42, PL 44, col. 267).
                      🔹 Августин прямо избегает приписывать Марии грех.

                      VI–VIII вв.


                      Св. Андрей Критский (660–740)
                      • Гимн на праздник Зачатия Анной:
                      «Сегодня зачинается всечистая, храм Слова Божия, сосуд обожения человечества.»
                      (PG 97, col. 1312).

                      Св. Иоанн Дамаскин (ок. 675–749)
                      «Дева, избранная и предуготовленная Богом… с самого рождения чистая, святая, непорочная.»
                      (Homilia in Nativitatem B. Mariae, PG 96, 664).

                      Средневековье (XI–XIII вв.)
                      • Ансельм Кентерберийский (1033–1109):
                      «Достойно, чтобы та, которую Бог избрал Своей Матерью, сияла такой чистотой, которая превосходит всякую другую чистоту.»
                      (Oratio 52).
                      • Бернард Клервоский (1090–1153):
                        Сомневался в понятии «зачатие без греха», но подчёркивал её исключительную святость.
                      • Иоанн Дунс Скот (1266–1308):
                        Систематизировал аргумент: Мария спасена Христом превентивно — через «предварительное искупление» (praeredemptio).

                      Новое время
                      • 1476 г. — папа Сикст IV одобряет праздник Непорочного зачатия.
                      • 1708 г. — Климент XI делает его обязательным.
                      • 1854 г. — папа Пий IX в булле Ineffabilis Deus провозглашает догмат.

                      🕊 Итог
                      • II–IV вв. — образы Марии как новой Евы, всечистой, храм Бога.
                      • V–VIII вв. — акцент на её всесвятости, «всечистой» даже от зачатия.
                      • XI–XIII вв. — богословские споры и развитие понятия «предварительного искупления».
                      • XIX в. — официальное догматическое определение.

                      Комментарий

                      • elektricity
                        Ветеран

                        • 20 June 2016
                        • 7550

                        #641
                        Сообщение от Werty1383
                        Во первых, грехи надо исповедать, каяться и оставлять,
                        коли это грех
                        естественно

                        Ну, а если папы содомию грехом не считают, ну что ж, почему бы и не благословлять?
                        так благословляют то грешников, а не содомию


                        И второе, учил папа благословлять гомо-пары, или нет? Ex cathedra?
                        Может, вам еще раз достать ссылки из Ватикана?
                        доставайте и мы увидим, что папа учил благословлять всех грешников
                        и даже умыл ноги заключенным


                        Комментарий

                        • elektricity
                          Ветеран

                          • 20 June 2016
                          • 7550

                          #642
                          тема, кстати получилась весьма прдуктивною и полагаю среди самих противников Догматов КЦ появилось много ошарашенных
                          которые наконец стали прозревать и увидели всю то ложь, которую им вскармливали их поводыри
                          и главное начали осознавать саму причину, ради чего все это - ради Церковного раскола
                          и отсюда сам по себе вывод, откуда это - от антихриста

                          Комментарий

                          • Denn Sandy
                            Ветеран

                            • 04 November 2009
                            • 9036

                            #643
                            He doth try so hard, but all in vain
                            William Shakespear

                            Комментарий

                            • elektricity
                              Ветеран

                              • 20 June 2016
                              • 7550

                              #644
                              проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
                              Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
                              и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
                              Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим.4:2-5)

                              Комментарий

                              • Denn Sandy
                                Ветеран

                                • 04 November 2009
                                • 9036

                                #645
                                “Meaningless! Meaningless!”
                                says the Teacher.
                                “Utterly meaningless!
                                Everything is meaningless.”

                                Комментарий

                                Обработка...