Мне не нравится, что при обсуждении темы переливания крови участники отклонились от богословия в сторону медицины. Поэтому хочу исправить крен.
Так вот. Запрет на употребление в пищу крови был дан человечеству сразу после потопа:
"И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт. 9:1-4)
Поэтому синайский закон не привнёс в этом плане ничего нового, а просто подтвердил то, что было до него, также как и решение Апостолов относительно запрета на употребление в пищу крови не было их изобретением, а подтверждением преемственности этой моральной нормы. Поэтому запрет на употребление в пищу крови следует рассматривать в связи с потопом. До потопа люди были вегетарианцами, поскольку Бог дал им в пищу только плоды земли, т.е. овощи, фрукты, травы и ягоды:
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так." (Быт. 1:27-30)
Попутно замечу, что до потопа даже звери не ели друг друга, а питались травой. Таким образом, мы видим, что после потопа изменилась заповедь Божия относительно пищи - Он разрешил человеку есть животных, но запретил употреблять в пищу кровь животных. Таким образом, совершенно очевидно, что слова о воздержании от крови следует воспринимать исключительно в смысле запрета на употребление в пищу крови. И выводить из этого запрета запрет на переливание крови - это видеть в Писании то, чего там нет.
Теперь о медицинском аспекте этой проблемы. Мнение медиков имеет склонность к изменчивости, и сегодня они могут говорить одно, а завтра другое - медицина это наука, а не религия, и её мнение по любому вопросу может меняться. Поэтому основывать свою богословскую позицию на мнении медицины просто глупо. Это относится как к аргументам Свидетелей Иеговы, так и их оппонентов. Вы можете рассуждать о достоинствах и недостатках переливания крови при лечении людей, но не надо эти рассуждения смешивать с религией.
Так вот. Запрет на употребление в пищу крови был дан человечеству сразу после потопа:
"И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт. 9:1-4)
Поэтому синайский закон не привнёс в этом плане ничего нового, а просто подтвердил то, что было до него, также как и решение Апостолов относительно запрета на употребление в пищу крови не было их изобретением, а подтверждением преемственности этой моральной нормы. Поэтому запрет на употребление в пищу крови следует рассматривать в связи с потопом. До потопа люди были вегетарианцами, поскольку Бог дал им в пищу только плоды земли, т.е. овощи, фрукты, травы и ягоды:
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так." (Быт. 1:27-30)
Попутно замечу, что до потопа даже звери не ели друг друга, а питались травой. Таким образом, мы видим, что после потопа изменилась заповедь Божия относительно пищи - Он разрешил человеку есть животных, но запретил употреблять в пищу кровь животных. Таким образом, совершенно очевидно, что слова о воздержании от крови следует воспринимать исключительно в смысле запрета на употребление в пищу крови. И выводить из этого запрета запрет на переливание крови - это видеть в Писании то, чего там нет.
Теперь о медицинском аспекте этой проблемы. Мнение медиков имеет склонность к изменчивости, и сегодня они могут говорить одно, а завтра другое - медицина это наука, а не религия, и её мнение по любому вопросу может меняться. Поэтому основывать свою богословскую позицию на мнении медицины просто глупо. Это относится как к аргументам Свидетелей Иеговы, так и их оппонентов. Вы можете рассуждать о достоинствах и недостатках переливания крови при лечении людей, но не надо эти рассуждения смешивать с религией.
Комментарий