Я бы хотел избежать обвинений в адрес Бога в этой теме. Понятно, что они сразу же приходят на ум, но давайте воздержимся. Моя цель здесь - понять психологию кальвинистов, увидеть, как они совмещают (и совмещают ли) милосердие с предизбранием.
Если я правильно понимаю кальвинистскую доктрину, они верят в такого всемогущего Бога, для которого переменить намерения и настрой человека - как дважды два. И именно таким способом их Бог приводит людей к вере. "Сердце царя - как вода в руке у Господа" и т.п. отрывки из Писания. В их представлении, Бог выбирает небольшой процент людей из числа погибших "сосудов гнева", и делает их сосудами благодати - не из-за их способности услышать и отозваться, а по Своей милости. Он сам дает им способность верить. Остальным Он оставляет их врожденную неспособность.
Получается, Бог кальвинистов может запросто спасти всех - Он не стеснен рамками "свободной воли человека", Он сам меняет человеческую волю, как Ему угодно. Но Он не спасет всех.
Как кальвинисты разрешают эту моральную проблему?
Если я правильно понимаю кальвинистскую доктрину, они верят в такого всемогущего Бога, для которого переменить намерения и настрой человека - как дважды два. И именно таким способом их Бог приводит людей к вере. "Сердце царя - как вода в руке у Господа" и т.п. отрывки из Писания. В их представлении, Бог выбирает небольшой процент людей из числа погибших "сосудов гнева", и делает их сосудами благодати - не из-за их способности услышать и отозваться, а по Своей милости. Он сам дает им способность верить. Остальным Он оставляет их врожденную неспособность.
Получается, Бог кальвинистов может запросто спасти всех - Он не стеснен рамками "свободной воли человека", Он сам меняет человеческую волю, как Ему угодно. Но Он не спасет всех.
Как кальвинисты разрешают эту моральную проблему?
Комментарий