Лука против Марка: обещано или отказано?
Свернуть
X
-
Ээ..Огласите пожалста... генеральную линию партии.
вывести всех на чистую воду, выдать каждой сестре по серьге, разобраться как следует и наказать кого попало.
kapitu, ну чего Вы еще от меня хотите? Представьте, что я считаю, будто Евангелие от Марка написал не Марк.
Представили?
Теперь поверьте, что я действительно так считаю. При этом (пока) не выжил из ума и прекрасно осознаю, что доказать это нереально. Если бы весь сыр-бор был из-за авторства Евангелия от Марка, я бы либо махнул рукой на этот бесперспективняк, либо уперся, обложился ивритскими и греческими словарями и пошел шерстить древние манускрипты в поисках того-не-знаю-чего.
Но я ничего никому не доказываю, а просто строю единую версию внутриевангельских взаимоотношений и истории ранней Церкви. Пока не-Марк в неё вписывается лучше, чем Марк.
Вы всё никак не определите зачем оно мне надо? Да уж не затем, чтобы, ехидно прищурившись, потыкать пальцем «Ага! Ага! Ошибочка! Текстик-то не боговдохновен!!!»
***
О Лазаре.
Давайте рассмотрим «за» и «против» того, могло ли знамение Ионы быть явлено на нём.
Первое и главное «за» - Лазарь болен, Иисус не торопится. Приходит аккурат на четвертый день. От Салима, где Он предположительно находился, до Вифании километров 80 - два дня пути.
Первое «против» - 1Кор.15:20, Кол.1:18.
Судя по посланиям Павла, он либо не знал о воскрешении Лазаря, либо считал его качественно иным, нежели Иисусово. Первое по-житейски невероятно, второе догматически неверно:
пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. (выделено мной Клёст; взято с сайта pravoslavie.ru, автор не указан)
Помнится, в теме про «голого юношу» kapitu нашла второго альтернативного кандидата на эту роль безымянного персонажа из Мк.10:17-22. Первым был Лазарь. А что если мы попытаемся их объединить?
Мк.10:17 «подбежал некто»
Ин.11.1 «был болен некто Лазарь»
Не часто употребляемое словцо, согласитесь Особенно перед именем. Не ремез ли?
Мк.10:21 «Иисус, взглянув на него, полюбил его»
Ин.11:3 «Господи! Вот, кого ты любишь, болен.»
И тоже нечастое определение. Кроме этих двоих дается только «другому ученику». Но ни о Лазаре, ни о Некте нет ни малейших зацепок, что они стали учениками. Т.е. «Другой» - почти наверняка не один из них.
Нект богат (сказано открытым текстом), семья Лазаря (по косвенным признакам) тоже не бедствует.
У Иоанна нет прямых указаний на то, что Лазарь молод. Но сестры его не замужем (довод в пользу молодости сестер), а 11:1 построен так, будто «Мария и Марфа, сестра ея» читателю известнее своего брата (не младшего ли?).
У Марка нет прямых указаний на возраст Некта, однако Матфей в своем 19:20 вдруг называет его юношей. С чего бы, если у Марка есть фраза «сохранил от юности моей», понимаемая так, что юность Некта уже прошла. А что если Нект «сохранил [свою праведность] от юности» в том же смысле, как «лес от огня»? У Матфея ведь черным по белому, в том же эпизоде «Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей». По-иному, получается, и не прочтешь!
Короче, нет формальных препятствий считать марковского Некта и иоаннова Лазаря а)юношами б)одним и тем же лицом. Неоспоримых причин, впрочем, тоже. Зато представьте теперь, какими красками запереливается притча «О богаче и Лазаре», если допустить, что она рассказана о (и/или при) богатом Лазаре А ведь там тоже оба персонажа предварены одинаковым словом «некоторый», в ЦСП и вовсе: «нищ же был некто Лазарь».
Однако, я немного заоффтопился. Что еще имеем в пользу воскрешения Лазаря «по Ионе»?
Комментарий
-
Сообщение от войдна всякий случай: почти наверняка это не Лазарь.
Естественно.
Я даже скажу, что и его воскрешение почти наверняка не «знамение Ионы». Но на всякий случай желательно исследовать всё пространство возможных вариантов. Например:
для того, чтобы выстроить повестование в том порядке, который казался Луке более логичным. или чтобы привести его в соответствие с той версией жизни Иисуса, которую он услышал от старших.
Комментарий
-
ну я еще могу понять, почему отождествили явление Царства и Преображение: все сроки прошли, а Пришествия всё нет. но зачем понадобилось привязывать воскресение к Лазарю? они что, были не уверены в физическом воскресении Христа?Комментарий
-
Еще не знаю.
Представьте, что я считаю, будто Евангелие от Марка написал не Марк.
Представили?
Теперь поверьте, что я действительно так считаю. При этом (пока) не выжил из ума и прекрасно осознаю, что доказать это нереально. Если бы весь сыр-бор был из-за авторства Евангелия от Марка, я бы либо махнул рукой на этот бесперспективняк, либо уперся, обложился ивритскими и греческими словарями и пошел шерстить древние манускрипты в поисках того-не-знаю-чего.
Но я ничего никому не доказываю, а просто строю единую версию внутриевангельских взаимоотношений и истории ранней Церкви. Пока не-Марк в неё вписывается лучше, чем Марк.
Впрочем, перечислите мне по возможности все факторы, приведшие Вас к идее неклассического Марка.
Вы всё никак не определите зачем оно мне надо? Да уж не затем, чтобы, ехидно прищурившись, потыкать пальцем «Ага! Ага! Ошибочка! Текстик-то не боговдохновен!!!»
О Лазаре.
Давайте рассмотрим «за» и «против» того, могло ли знамение Ионы быть явлено на нём.
Первое и главное «за» - Лазарь болен, Иисус не торопится. Приходит аккурат на четвертый день. От Салима, где Он предположительно находился, до Вифании километров 80 - два дня пути.
Первое «против» - 1Кор.15:20, Кол.1:18.
Судя по посланиям Павла, он либо не знал о воскрешении Лазаря, либо считал его качественно иным, нежели Иисусово.
Первое по-житейски невероятно, второе догматически неверно:
пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. (выделено мной Клёст; взято с сайта pravoslavie.ru, автор не указан)
Помнится, в теме про «голого юношу» kapitu нашла второго альтернативного кандидата на эту роль безымянного персонажа из Мк.10:17-22. Первым был Лазарь. А что если мы попытаемся их объединить?
Мк.10:17 «подбежал некто»
Ин.11.1 «был болен некто Лазарь»
Не часто употребляемое словцо, согласитесь Особенно перед именем. Не ремез ли?
Мк.10:21 «Иисус, взглянув на него, полюбил его»
Ин.11:3 «Господи! Вот, кого ты любишь, болен.»
И тоже нечастое определение. Кроме этих двоих дается только «другому ученику». Но ни о Лазаре, ни о Некте нет ни малейших зацепок, что они стали учениками. Т.е. «Другой» - почти наверняка не один из них.
Нект богат (сказано открытым текстом), семья Лазаря (по косвенным признакам) тоже не бедствует.
У Иоанна нет прямых указаний на то, что Лазарь молод. Но сестры его не замужем (довод в пользу молодости сестер), а 11:1 построен так, будто «Мария и Марфа, сестра ея» читателю известнее своего брата (не младшего ли?).
У Марка нет прямых указаний на возраст Некта, однако Матфей в своем 19:20 вдруг называет его юношей. С чего бы, если у Марка есть фраза «сохранил от юности моей», понимаемая так, что юность Некта уже прошла. А что если Нект «сохранил [свою праведность] от юности» в том же смысле, как «лес от огня»? У Матфея ведь черным по белому, в том же эпизоде «Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей». По-иному, получается, и не прочтешь!
Короче, нет формальных препятствий считать марковского Некта и иоаннова Лазаря а)юношами б)одним и тем же лицом. Неоспоримых причин, впрочем, тоже. Зато представьте теперь, какими красками запереливается притча «О богаче и Лазаре», если допустить, что она рассказана о (и/или при) богатом Лазаре А ведь там тоже оба персонажа предварены одинаковым словом «некоторый», в ЦСП и вовсе: «нищ же был некто Лазарь».
Но ни о Лазаре, ни о Некте нет ни малейших зацепок, что они стали учениками
Марк может и путался хронологически, но не до такой же степени чтобы писать в конце о том что было в самом начале, так что ко моменту выхода Некто Христос уже давно знал Лазарево семейство.
"От юности моей" это может быть от 12 лет, а сейчас ему 20, я бы не назвала этот оборот плюсом в пользу старости.
Но сестры его не замужем (довод в пользу молодости сестер),
Скорее всего кормилицей в семье была Марфа, а не Лазарь, так чего ему Христос раздавать-то предлагает, долги? Сложно его не поперхнувшись записать в богатые юноши.
Однако, я немного заоффтопился. Что еще имеем в пользу воскрешения Лазаря «по Ионе»?
Но давайте перейдем к главному. Почему никто кроме Иоанна вообще не упоминает о Лазаре?Последний раз редактировалось kapitu; 17 September 2010, 10:16 AM.Комментарий
-
Сообщение от kapituперечислите мне по возможности все факторы, приведшие Вас к идее неклассического Марка.
Карминьяк, Папий, «и вскоре», «и тотчас», отсутствие Нагорной проповеди, и т.д. Но:
«Если бы весь сыр-бор был из-за авторства Евангелия от Марка, » Поэтому погодите пока об этом. Вы просили обозначить направление и причины поисков я обозначил. Но тема всё-таки о знамении Ионы, а не об авторе Мк.
Так Сам воскрес, а прочих воскрешали другие - в том качественное различие.
Уникальность Христа в том, что Он воскрешен Богом «без посредников»? А как тогда расценим «многих святых» из Мф.27:52? Спишем на фантазию евангелиста?
Сообщение от войдони что, были не уверены в физическом воскресении Христа?
А вопрос о природе тела воскресшего Христа до сих пор не закрыт. Комментарии к Символу Веры, которые я приводил это официальная позиция РПЦ, но не догмат. «Мешает» прохождение сквозь стены, «мешает» запрет Магдалине прикоснуться, «мешает» Павел, расценивший явление Христа ему - явлением того же порядка, что и явления остальным, происходившие до Вознесения...
Сообщение от kapituМарк может и путался хронологически, но не до такой же степени чтобы писать в конце о том что было в самом начале
Насчет молодости сестер каюсь, сказалась инерция мышления. Вариант вдовства не исключен и даже более вероятен. Но тогда повышается вероятность того, что Лазарь жил отдельно от Марфы и имел с ней разные круги знакомств.
Нект у синоптиков встречается с Иисусом, действительно поздновато незадолго до изгнания менял из Храма. Т.е. -- незадолго до 2:13-16 Евангелия от Иоанна, в котором упоминается Лазарь, но не упоминается Нект? Так до какой степени друг относительно друга путаются Марк и Иоанн?
Сообщение от войдзачем понадобилось привязывать воскресение к Лазарю?
Сообщение от kapituПочему никто кроме Иоанна вообще не упоминает о Лазаре?
Тем не менее, что-то в этом воскрешении «не срослось». В качестве версий могу выдвинуть три:
- оно не было «зачтено» раввинатом как обещанное знамение.
- знамение Ионы (явленное на Лазаре) и знамение ученикам (явленное на Самом Себе) по мере развития культа, по недомыслию или по умыслу были попутаны и объединены в одно.
- впоследствии Лазарь отпал от церкви, и упоминания о нем стали считаться неполиткорректными.
Сразу признаюсь: ни одна из них меня не удовлетворяет.
Комментарий
-
Атеистическая альтернатива такова: смерть Лазаря инсценировка, устроенная вифанским семейством, которую принял за чистую монету только юный наивный евангелист Иоанн.Комментарий
-
может, правы те, кто говорит, что концовка Марка не была утеряна?
есть ещё другая версия, озвученная впервые, наверное, Штраусом -- на Иисусе-Мессии должны были исполниться все пророчества, поэтому некоторые истории являются реконструкциями. особенно этим увлекался "Матфей", своими наивными "да исполнится" создав экзегетам лишние проблемы.
Подробности завтра.
Комментарий
-
Клёст
[Марк 8:12] "Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение."
[Лука 11:29-30] "Род сей лукав, он ищет знамения, но знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.
Покажите мне сошедшуюся суть этих двух свидетельств.
Но во многих правилах есть исключения.
Это исключение-заключительный этап первой миссии Иисуса=Воскресение из мертвых.
Просто констатируется, что-да, не будет знамений лукавому роду. Род не заслуживает знамений. Но не отменять же из-за этого "правила" первое пришествие Иисуса?
Не отменять.
Просто в силу того что некоторые моменты первого пришествия являются в тоже время и знамением (=Воскресение), приходиться делать противоположные утверждения.Dark is gone
To meet the morning...Комментарий
-
Клёст
Здесь даже не обязательно сравнивать Марка и Луку.
У одного и того же Луки тоже самое "противоречие":
Род сей лукав, он ищет знамения, но знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.Dark is gone
To meet the morning...Комментарий
-
Версия №1 «Филолог права».
Суть: не будет дано знамения. Это как бы общее правило.Но во многих правилах есть исключения.
Это исключение-заключительный этап первой миссии Иисуса=Воскресение из мертвых.
Просто констатируется, что-да, не будет знамений лукавому роду. Он не заслуживает знамений.
Клёст, #44 :
"Род сей лукав? - лукав.
Он ищет знамения? ищет.
Знамение Ионы дастся ему? по Луке дастся.
Кому «ему»? лукавому роду, естественно. Больше в стихе никаких адресатов нету".
Где Вы видите констатацию того, что "лукавому роду" отказано в знамениях?
И, соответственно, где Вы видите у Марка, что род, которому в знамениях таки отказано «лукавый»?
Версия №2 «Войд прав».
Суть: не будет специально дано знамения. ()
Здесь даже не обязательно сравнивать Марка и Луку.У одного и того же Луки тоже самое "противоречие":
Тоесть правило и исключение.
Но не отменять же из-за этого "правила" первое пришествие Иисуса?Просто в силу того что некоторые моменты первого пришествия являются в тоже время и знамением (=Воскресение), приходиться делать противоположные утверждения.
Кому приходится? Христу? Евангелистам? Толкователям?
По-моему, у Вас тоже какое-то превратное понимание термина «знамение». Филолог9 путает его с «духовным даром», а Вы с чудом.
Комментарий
-
Где Вы видите констатацию того, что "лукавому роду" отказано в знамениях?
Род сей лукав, он ищет знамения, но знамение не дастся ему
И, соответственно, где Вы видите у Марка, что род, которому в знамениях таки отказано «лукавый»?
Войд допускает, что некоторые знамения могут быть даны случайно?
Не лукавый род заслуживает специального поощрения-ему даются знамения.
Лукавый род лишается знамений.
Но так как воскресение Иисуса само по себе-знамение для всех людей, лукавый род в силу этого может быть свидетелем этого всеобщего знамения.
Но больше для такого рода-никаких иных знамений!
Это как если бы у вас за неуплату отключили кабельное телевидение.
Вы бы тогда могли посмотреть его у друзей.
Или в крайнем случае-подсмотреть через окно.
Ну а если бы кто-то решил транслировать его, допустим на облаках-видели бы все, в том числе и вы, хоть вы и отключены от кабельного телевидения.
Кому приходится? Христу? Евангелистам? Толкователям?
По-моему, у Вас тоже какое-то превратное понимание термина «знамение». Филолог9 путает его с «духовным даром», а Вы с чудом.Dark is gone
To meet the morning...Комментарий
-
Знамение Ионы дастся ему? по Луке дастся.
Но так как воскресение Иисуса само по себе знамение для всех людей, лукавый род сможет быть свидетелем этого (Знамение Ионы) всеобщего знамения.
Впредь же лукавый род лишается знамений!
У меня здесь две версии:
1. Лукавый род просто случайный свидетель всеобщего события.
2. Лукавый род не случайный свидетель так как воскресение Иисуса-грандиознейшее событие для всех людей. И как исключение оно дается и лукавому роду.
Всеже я склонен ко второму варианту.
Лукавый род-это все таки тоже люди.
И одно знамение, самое колоссальное (воскресший Иисус) им было дано.
Правило-исключение...
з.ы. По Луке знамение Ионы дается лукавому роду но только как исключение из правила впредь не давать ему никаких иных знамений.Dark is gone
To meet the morning...Комментарий
-
есть ещё другая версия, озвученная впервые, наверное, Штраусом -- на Иисусе-Мессии должны были исполниться все пророчества, поэтому некоторые истории являются реконструкциями. особенно этим увлекался "Матфей", своими наивными "да исполнится" создав экзегетам лишние проблемы.Комментарий
Комментарий