4 . Они созерцают Бога и наблюдают, как Агнец ходатайствует в истинном храме, где они служат и поклоняются Богу (Откр. 3:12; 20:6). Один пуританин заметил, что здесь, на земле, мы имеем только лишь смутное представление о ходатайственном и посредническом служении Христа, но там мы ясно увидим Его за работой. Это, несомненно, должно произвести на нас глубокое и соответствующее впечатление.
Вопрос 9: Когда души верующих попадают на небо? Ответ: Души всех верующих попадают на небо сразу после смерти (Лк. 23:43; Фил. 1:23; 2 Кор. 5:6-8). Ключевым словом здесь является слово "всех". Данный вопрос и ответ на него затрагивают тему чистилища. Существуют два аргумента, которые убедительно доказывают правильность вышеприведенного ответа. Первый доказывает, что учение о чистилище не имеет совершенно никакого библейского обоснования и включает в себя многие из ложных доктрин Римско-католической церкви, например различие между смертным грехом и грехом, который может быть прощен3. А второй говорит о том, что, кроме неба, для душ верующих нет никакого другого места, о котором бы говорилось в Писании.
Души верующих должны пойти на небо, ни о каком другом возможном месте Библия не говорит. Каждый стих, говорящий о пристанище душ умерших, описывает это место как небо (обратите внимание на Луки 23:42-43). Некоторые из тех, кто не признает немедленного восхождения верующих на небо, переводят стих 43 следующим образом: "Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю". Они ставят запятую после слова "ныне" и соединяют его со словами "истинно говорю тебе". Есть, по крайней мере, три неправильных момента, связанных с таким толкованием данного стиха. Во-первых, такой перевод делает слова Иисуса совершенно бессмысленными.
Когда же еще Иисус мог сказать эти слова? Во-вторых, такой перевод искажает естественный смысл данного отрывка. Разбойник попросил, чтобы Иисус вспомнил о нем по пришествии в Свое царство. И Иисус тогда ответил ему: "...ныне же будешь со Мною в раю". В-третьих, такой перевод игнорирует сам контекст, потому что в стихах, которые непосредственно следуют за этим стихом, говорится, что Иисус умер в тот же самый день (стихи 44-46). Обратите внимание также на Второе послание к Коринфянам 5:6-8. Здесь Павел выражает уверенность в том, что его смерть будет означать переселение к Господу на небо. Мы хотим подчеркнуть, что то, что верно в отношении Павла, верно и в отношении всех верующих. Павел использует местоимение "мы" в каждом стихе этого отрывка. Это означает: он ожидал, что по крайней мере его соработники, если не все верующие, испытают на себе то же самое благословение. И далее, в стихах 6, 8, 9, Павел повторяет одни и те же слова, но в разной форме: "...водворяясь в теле, мы устранены от Господа...", "...выйти из тела и водвориться у Господа...", "...водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными..." (обратите внимание также на Фил. 1:21-24; Евр. 12:23; Откр. 6:9-11; 14:13; 20:4).
Разбойник на кресте, Павел, его соработники, души праведников, достигшие совершенства, мученики, мертвые, умирающие в Господе, - все без исключения находятся на небе. Если все они находятся на небе, если нам не говорится ни о каком другом пристанище, предназначенном для душ верующих, если все христиане одинаково пребывают в союзе со Христом, если они в равной степени прощены и в равной степени являются сонаследниками славы, тогда мы должны сделать вывод, что души всех верующих тотчас же попадают на небо после смерти. Вопрос 10: Является ли благословение этих душ полным? Ответ: Нет! В промежуточном состоянии цель искупления еще не достигается. Их благословение является, таким образом, неполным по пяти пунктам: они еще не получили искупления своих тел; их братья - люди, избранные Христом, еще не все искуплены; их наследие - искупленное творение - еще не принадлежит им; за них еще не было совершено публичного отмщения на последнем суде; их враги еще не были судимы (2 Кор. 5:1-8; Откр. 6:11; 21:1).
При рассмотрении предыдущих вопросов мы акцентировали внимание на том, что промежуточное состояние часто рассматривается в Писании как ожидание или предварительное исполнение благословений вечности. Поэтому существует определенная преемственность между промежуточным состоянием и вечным состоянием. В вопросе 8 мы упомянули, что есть уравновешивающая реальность по отношению к промежуточному состоянию, на что обращает внимание Писание. Промежуточное состояние хотя и является состоянием совершенной святости и в каком-то смысле состоянием совершенного блаженства, но одновременно это состояние незавершенности.
В ответе на вопрос 10 называются пять пунктов, по которым благословение промежуточного состояния является неполным. Даже поверхностного знания Писания достаточно для того, чтобы показать, на чем основываются эти пять утверждений. Обратимся к двум фрагментам, отражающим суть незавершенного характера промежуточного состояния. Итак, первый фрагмент, к которому мы обращаемся, - это фрагмент из Откровения 6:9-11. Здесь раскрывается несколько аспектов, показывающих неудовлетворенность душ в их промежуточном состоянии. Самый заметный из них - это недостаток мщения, который чувствуют души праведников, потому что их враги еще не судимы. Не совершившееся пока правосудие делает благословение этих душ неполным.
О двух других аспектах не говорится так прямо. Описание "душ убиенных", которое приводится в стихе 9, указывает на их бестелесное состояние как на состояние беспокойства. Упоминание в стихе 11 о "сотрудниках их и братьях их, которые будут убиты" говорит нам о единстве избранных Божиих. Благословение душ верующих будет неполным до тех пор, пока их братья еще подвергаются враждебному отношению со стороны этого жестокого мира. Второй отрывок не имеет такого метафорического контекста. Он содержится во Втором послании к Коринфянам. В нем также говорится о неудовлетворенности душ в промежуточном состоянии. Когда Павел говорит о наготе и совлечении (обнаженности) (2 Кор. 5:3,4), то он ссылается на промежуточное состояние, которое начинается после смерти, и на жизнь вне тела, которую смерть влечет за собой. Кроме того, эти стихи точно передают желание Павла не быть нагим, но облечься, если возможно, в преображенное тело, которое покроет его смертное тело. В стихах 2 и 4 Павел использует глагол "облечься", который буквально означает "одевать поверх чего-то". Это, если говорить точно, не тот же самый глагол, который используется в Первом послании к Коринфянам 15:53-54 для описания воскресения мертвых, где он означает "облекаться, надевать".
Таким образом, в 5-й главе Второго послания к Коринфянам Павел совершенно определенно размышляет о промежуточном состоянии, представляющем собой бестелесное существование, которое является нежелательным и неудобным в некоторых отношениях. 2. Состояние нечестивых Утверждение Вероисповедания, касающееся состояния нечестивых людей после смерти, должно многих отрезвить. В нем вполне определенно сказано: "А души нечестивых повергаются в ад, где они находятся в мучениях и абсолютном мраке, будучи соблюдаемы на суд великого дня". Как видим, Вероисповедание сообщает нам о положении нечестивых во время промежуточного состояния следующее: их местонахождение (ад), условия, в которых они находятся (мучения и мрак), и то, чего они ожидают (суд великого дня). Чтобы до конца понять библейское основание этих утверждений, мы должны рассмотреть два вопроса: основные библейские слова, имеющие отношение к состоянию нечестивых, и основные стихи, в которых описывается их состояние.[/COLOR][/I]
Вопрос 9: Когда души верующих попадают на небо? Ответ: Души всех верующих попадают на небо сразу после смерти (Лк. 23:43; Фил. 1:23; 2 Кор. 5:6-8). Ключевым словом здесь является слово "всех". Данный вопрос и ответ на него затрагивают тему чистилища. Существуют два аргумента, которые убедительно доказывают правильность вышеприведенного ответа. Первый доказывает, что учение о чистилище не имеет совершенно никакого библейского обоснования и включает в себя многие из ложных доктрин Римско-католической церкви, например различие между смертным грехом и грехом, который может быть прощен3. А второй говорит о том, что, кроме неба, для душ верующих нет никакого другого места, о котором бы говорилось в Писании.
Души верующих должны пойти на небо, ни о каком другом возможном месте Библия не говорит. Каждый стих, говорящий о пристанище душ умерших, описывает это место как небо (обратите внимание на Луки 23:42-43). Некоторые из тех, кто не признает немедленного восхождения верующих на небо, переводят стих 43 следующим образом: "Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю". Они ставят запятую после слова "ныне" и соединяют его со словами "истинно говорю тебе". Есть, по крайней мере, три неправильных момента, связанных с таким толкованием данного стиха. Во-первых, такой перевод делает слова Иисуса совершенно бессмысленными.
Когда же еще Иисус мог сказать эти слова? Во-вторых, такой перевод искажает естественный смысл данного отрывка. Разбойник попросил, чтобы Иисус вспомнил о нем по пришествии в Свое царство. И Иисус тогда ответил ему: "...ныне же будешь со Мною в раю". В-третьих, такой перевод игнорирует сам контекст, потому что в стихах, которые непосредственно следуют за этим стихом, говорится, что Иисус умер в тот же самый день (стихи 44-46). Обратите внимание также на Второе послание к Коринфянам 5:6-8. Здесь Павел выражает уверенность в том, что его смерть будет означать переселение к Господу на небо. Мы хотим подчеркнуть, что то, что верно в отношении Павла, верно и в отношении всех верующих. Павел использует местоимение "мы" в каждом стихе этого отрывка. Это означает: он ожидал, что по крайней мере его соработники, если не все верующие, испытают на себе то же самое благословение. И далее, в стихах 6, 8, 9, Павел повторяет одни и те же слова, но в разной форме: "...водворяясь в теле, мы устранены от Господа...", "...выйти из тела и водвориться у Господа...", "...водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными..." (обратите внимание также на Фил. 1:21-24; Евр. 12:23; Откр. 6:9-11; 14:13; 20:4).
Разбойник на кресте, Павел, его соработники, души праведников, достигшие совершенства, мученики, мертвые, умирающие в Господе, - все без исключения находятся на небе. Если все они находятся на небе, если нам не говорится ни о каком другом пристанище, предназначенном для душ верующих, если все христиане одинаково пребывают в союзе со Христом, если они в равной степени прощены и в равной степени являются сонаследниками славы, тогда мы должны сделать вывод, что души всех верующих тотчас же попадают на небо после смерти. Вопрос 10: Является ли благословение этих душ полным? Ответ: Нет! В промежуточном состоянии цель искупления еще не достигается. Их благословение является, таким образом, неполным по пяти пунктам: они еще не получили искупления своих тел; их братья - люди, избранные Христом, еще не все искуплены; их наследие - искупленное творение - еще не принадлежит им; за них еще не было совершено публичного отмщения на последнем суде; их враги еще не были судимы (2 Кор. 5:1-8; Откр. 6:11; 21:1).
При рассмотрении предыдущих вопросов мы акцентировали внимание на том, что промежуточное состояние часто рассматривается в Писании как ожидание или предварительное исполнение благословений вечности. Поэтому существует определенная преемственность между промежуточным состоянием и вечным состоянием. В вопросе 8 мы упомянули, что есть уравновешивающая реальность по отношению к промежуточному состоянию, на что обращает внимание Писание. Промежуточное состояние хотя и является состоянием совершенной святости и в каком-то смысле состоянием совершенного блаженства, но одновременно это состояние незавершенности.
В ответе на вопрос 10 называются пять пунктов, по которым благословение промежуточного состояния является неполным. Даже поверхностного знания Писания достаточно для того, чтобы показать, на чем основываются эти пять утверждений. Обратимся к двум фрагментам, отражающим суть незавершенного характера промежуточного состояния. Итак, первый фрагмент, к которому мы обращаемся, - это фрагмент из Откровения 6:9-11. Здесь раскрывается несколько аспектов, показывающих неудовлетворенность душ в их промежуточном состоянии. Самый заметный из них - это недостаток мщения, который чувствуют души праведников, потому что их враги еще не судимы. Не совершившееся пока правосудие делает благословение этих душ неполным.
О двух других аспектах не говорится так прямо. Описание "душ убиенных", которое приводится в стихе 9, указывает на их бестелесное состояние как на состояние беспокойства. Упоминание в стихе 11 о "сотрудниках их и братьях их, которые будут убиты" говорит нам о единстве избранных Божиих. Благословение душ верующих будет неполным до тех пор, пока их братья еще подвергаются враждебному отношению со стороны этого жестокого мира. Второй отрывок не имеет такого метафорического контекста. Он содержится во Втором послании к Коринфянам. В нем также говорится о неудовлетворенности душ в промежуточном состоянии. Когда Павел говорит о наготе и совлечении (обнаженности) (2 Кор. 5:3,4), то он ссылается на промежуточное состояние, которое начинается после смерти, и на жизнь вне тела, которую смерть влечет за собой. Кроме того, эти стихи точно передают желание Павла не быть нагим, но облечься, если возможно, в преображенное тело, которое покроет его смертное тело. В стихах 2 и 4 Павел использует глагол "облечься", который буквально означает "одевать поверх чего-то". Это, если говорить точно, не тот же самый глагол, который используется в Первом послании к Коринфянам 15:53-54 для описания воскресения мертвых, где он означает "облекаться, надевать".
Таким образом, в 5-й главе Второго послания к Коринфянам Павел совершенно определенно размышляет о промежуточном состоянии, представляющем собой бестелесное существование, которое является нежелательным и неудобным в некоторых отношениях. 2. Состояние нечестивых Утверждение Вероисповедания, касающееся состояния нечестивых людей после смерти, должно многих отрезвить. В нем вполне определенно сказано: "А души нечестивых повергаются в ад, где они находятся в мучениях и абсолютном мраке, будучи соблюдаемы на суд великого дня". Как видим, Вероисповедание сообщает нам о положении нечестивых во время промежуточного состояния следующее: их местонахождение (ад), условия, в которых они находятся (мучения и мрак), и то, чего они ожидают (суд великого дня). Чтобы до конца понять библейское основание этих утверждений, мы должны рассмотреть два вопроса: основные библейские слова, имеющие отношение к состоянию нечестивых, и основные стихи, в которых описывается их состояние.[/COLOR][/I]
Комментарий