2. Семьдесят седьмин (9:24)
Пророк Йирмейа в 597 г. до Р.Х. предсказал 70-летнее пребывание евреев в вавилонском плену (Иер.25:11, 29:10). Нави Даниэйл, после крушения Вавилонской империи в 539 г. до Р.Х., обратил внимание на пророчество Иеремии (Дан.9:1, 2).
Что побудило его к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, прощении Богом грехов израильского народа. А также пробудило в пророке надежду на возвращение евреев из плена, восстановление Йерушалаима, строительство Храма на святой горе (ст.3-20).
В ответ на молитву появляется архангел Гавриил с вестью, предлагая провидцу вникнуть в неё, уразуметь видение (9:21-23).
"Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых" (9:24, Масоретский текст [Л.4]).
Среди множества разнообразнейших толкований ст.24-27 можно выделить 4-е основные версии [Л.27, стр. 995]. Это период длительностью 490 лет, начавшийся с разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. и окончившийся в 163 г. со смертью Антиоха IV Епифана.
Вторая версия, промежуток времени от указа царя Кира (538 г. до Р.Х.) до разрушения Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Третья версия, семьдесят седьмин это символический период, он окончится Вторым пришествием Иисуса Христа. Четвёртая версия, указанный период следует воспринимать буквально, затем будет Второе пришествие.
Для правильного толкования данного пророчества нужно ответить на вопрос: исполнилось оно или нет? Некоторые комментаторы полагают, уже давно сбылось [Л.5-8, 28], согласно первой и второй версий, другие, - нет [Л.9-12, 25]. Третьи, затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
Странно, ведь ответ прост и ясен, он содержится в ст.24. Так в Мединат Йисраэль с преступлениями не покончено, грех процветает, вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит ещё искупить; не установлена справедливость навеки, далеко не все библейские пророчества уже сбылись. Храм же, его святая святых (евр. "двир") до сих пор лишены освящения, так как даже не построены.
Перечисленные события сбудутся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), они же "семьдесят седьмин" (Синод. пер.), т.е. через 490 лет после указа о восстановлении Иерусалима [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25].
В некоторых русскоязычных изданиях Библии евр. слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19]. Однако такой перевод неудачен. В стихе 24 речь идёт именно о семилетиях-седьминах, а недели Даниэйл называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
"Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840].
Пророк Йирмейа в 597 г. до Р.Х. предсказал 70-летнее пребывание евреев в вавилонском плену (Иер.25:11, 29:10). Нави Даниэйл, после крушения Вавилонской империи в 539 г. до Р.Х., обратил внимание на пророчество Иеремии (Дан.9:1, 2).
Что побудило его к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, прощении Богом грехов израильского народа. А также пробудило в пророке надежду на возвращение евреев из плена, восстановление Йерушалаима, строительство Храма на святой горе (ст.3-20).
В ответ на молитву появляется архангел Гавриил с вестью, предлагая провидцу вникнуть в неё, уразуметь видение (9:21-23).
"Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых" (9:24, Масоретский текст [Л.4]).
Среди множества разнообразнейших толкований ст.24-27 можно выделить 4-е основные версии [Л.27, стр. 995]. Это период длительностью 490 лет, начавшийся с разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. и окончившийся в 163 г. со смертью Антиоха IV Епифана.
Вторая версия, промежуток времени от указа царя Кира (538 г. до Р.Х.) до разрушения Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Третья версия, семьдесят седьмин это символический период, он окончится Вторым пришествием Иисуса Христа. Четвёртая версия, указанный период следует воспринимать буквально, затем будет Второе пришествие.
Для правильного толкования данного пророчества нужно ответить на вопрос: исполнилось оно или нет? Некоторые комментаторы полагают, уже давно сбылось [Л.5-8, 28], согласно первой и второй версий, другие, - нет [Л.9-12, 25]. Третьи, затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
Странно, ведь ответ прост и ясен, он содержится в ст.24. Так в Мединат Йисраэль с преступлениями не покончено, грех процветает, вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит ещё искупить; не установлена справедливость навеки, далеко не все библейские пророчества уже сбылись. Храм же, его святая святых (евр. "двир") до сих пор лишены освящения, так как даже не построены.
Перечисленные события сбудутся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), они же "семьдесят седьмин" (Синод. пер.), т.е. через 490 лет после указа о восстановлении Иерусалима [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25].
В некоторых русскоязычных изданиях Библии евр. слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19]. Однако такой перевод неудачен. В стихе 24 речь идёт именно о семилетиях-седьминах, а недели Даниэйл называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
"Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840].
Комментарий