Семьдесят седьмин пророка Даниила.
Свернуть
X
-
Каждый Библейский стих как мозайка, каждый кусочек которого не противоречит другому и составляет единую целую картину Письма. 2 Тимофею 3:16,17; Притчи 30:5,6; Желание человека велико, но с намерением и Законом Бога согласуется ли оно? Притчи 3:5; Исаия 55:8,9; Псалом 2:2. -
Комментарий
-
Комментарии к Книге пророка Даниила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)
"Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого
города твоего, чтобы покрыто было преступление ..." (Дан.9:24)
1. Вступление
Посылая пророческие сны вавилонскому царю Навуходоносору II [Л.1] и самому Даниэйлу [Л.2, 3], Яхве Элохим передал откровение об отдалённых временах, последних днях гнева Его, о конце определённого времени.
Несомненно, Даниила интересовала прежде всего судьба его народа. Как пребывавшего с ним в плену, так оставшегося в Иудее. Поэтому нави обратился с горячей молитвой к Богу и получил ответ о Его планах относительно Ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.
Композиция ст. 9:24-27, 12:10-12. 1. Указание продолжительности исторического периода в целом, а также его 3-х отрезков (9:24-26).
2. Перечень и длительность событий последней седьмины (9:27, 12:10-12).
3. Заключение об участи самого пророка (12:13).
Главная тема. Ниспосланное откровение о семидесяти седьминах, касающееся судьбы после пленного народа иудейского.
Цель написания. Передать соотечественникам ответ Адоная на молитву о прощении грехов Израиля.
Содержание. Архангел Гавриил, исполняя повеление (9:23), передаёт провидцу знание (ст.22) о будущем его народа на протяжении 70-и седьмин (ст.24-27, 12:10-12). Затем прекратятся преступления, наступит конец грехам, загладятся беззакония, утвердится праведность, исполнятся видения пророков, освятится святое святых (9:24).
Однако всё это произойдёт не ранее, чем отстроится Иерусалим за 7 седьмин, а ещё через 62 седьмины придёт Христос Владыка (ст.25). По их окончании Помазанника предадут смерти, столицу и храм разрушит народ будущего властителя (ст.26).
Открытый нави период истории Мединат Йисраэль завершится последней седьминой, по её окончании будет заключён завет с его народом (ст.27, а). Тем не менее, ещё в середине седьмины установится власть мерзостная, но предначертанная гибель постигнет опустошителя (ст.27, б).
События второй половины седьмины явятся серьёзным испытанием для людей, не все выдержат их достойно (12:10). Счастлив же будет тот, кто дождётся окончания последней седьмины и наступления нового времени (ст.11, 12). Пророку дан совет идти своим путём, чтобы воскреснуть из мёртвых, получить свою долю в конце дней (ст.13).
Проблемы толкования. Какова продолжительность семидесяти седьмин, они уже прошли или нет. Есть ли промежуток времени между 69-й и 70-й седьминами. Что означает "Святый святых", кто заключит завет со многими. Кем является опустошитель в стихе 9:27. Когда начинаются и оканчиваются 1290 дней и 1335 дней.Комментарий
-
Каждый Библейский стих как мозайка, каждый кусочек которого не противоречит другому и составляет единую целую картину Письма. 2 Тимофею 3:16,17; Притчи 30:5,6; Желание человека велико, но с намерением и Законом Бога согласуется ли оно? Притчи 3:5; Исаия 55:8,9; Псалом 2:2.Комментарий
-
2. Семьдесят седьмин (9:24)
Пророк Йирмейа в 597 г. до Р.Х. предсказал 70-летнее пребывание евреев в вавилонском плену (Иер.25:11, 29:10). Нави Даниэйл, после крушения Вавилонской империи в 539 г. до Р.Х., обратил внимание на пророчество Иеремии (Дан.9:1, 2).
Что побудило его к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, прощении Богом грехов израильского народа. А также пробудило в пророке надежду на возвращение евреев из плена, восстановление Йерушалаима, строительство Храма на святой горе (ст.3-20).
В ответ на молитву появляется архангел Гавриил с вестью, предлагая провидцу вникнуть в неё, уразуметь видение (9:21-23).
"Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых" (9:24, Масоретский текст [Л.4]).
Среди множества разнообразнейших толкований ст.24-27 можно выделить 4-е основные версии [Л.27, стр. 995]. Это период длительностью 490 лет, начавшийся с разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. и окончившийся в 163 г. со смертью Антиоха IV Епифана.
Вторая версия, промежуток времени от указа царя Кира (538 г. до Р.Х.) до разрушения Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Третья версия, семьдесят седьмин это символический период, он окончится Вторым пришествием Иисуса Христа. Четвёртая версия, указанный период следует воспринимать буквально, затем будет Второе пришествие.
Для правильного толкования данного пророчества нужно ответить на вопрос: исполнилось оно или нет? Некоторые комментаторы полагают, уже давно сбылось [Л.5-8, 28], согласно первой и второй версий, другие, - нет [Л.9-12, 25]. Третьи, затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
Странно, ведь ответ прост и ясен, он содержится в ст.24. Так в Мединат Йисраэль с преступлениями не покончено, грех процветает, вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит ещё искупить; не установлена справедливость навеки, далеко не все библейские пророчества уже сбылись. Храм же, его святая святых (евр. "двир") до сих пор лишены освящения, так как даже не построены.
Перечисленные события сбудутся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), они же "семьдесят седьмин" (Синод. пер.), т.е. через 490 лет после указа о восстановлении Иерусалима [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25].
В некоторых русскоязычных изданиях Библии евр. слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19]. Однако такой перевод неудачен. В стихе 24 речь идёт именно о семилетиях-седьминах, а недели Даниэйл называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
"Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840].Комментарий
-
3. Шестьдесят девять седьмин (9:25)
Исторический период 70-и седьмин, разделённый на три неравные части, начался со следующего события, предсказанного Гавриилом.
"Итак знай и разумей (пойми): с того времени, как выйдет повеление (восстановить и отстроить) о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки (Вождя-Помазанника) семь седьмин (семилетий) и шестьдесят две седьмины (семилетия); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены (рвом), но в трудные времена" (9:25; в скобках, текст из [Л.17]).
"Считается, что дата, с которой следует отсчитывать 70 седьмин,- это указ о восстановлении Иерусалима. Персидские цари издали с этой целью три указа (539, 458 и 444 г.г. до Р.Х.). Основным из них был указ 458 г. до Р.Х." [Л.13; Л.25].
Другие авторы придерживаются иных дат начала отсчёта семи семилетий: 457 год [Л.8], 445-й [Л.9, 10], 444-й [Л.12], 457 либо 445 годы [Л.17].
Как бы там ни было. "В это время (т.е. за 49 лет) иудеи восстановят Иерусалим" [Л.9]. Отстроят улицы, обнесут город крепостным рвом, "но в трудные времена" (9:25).
По окончании 7 седьмин пройдёт ещё 62, всего 483 года между повелением о восстановлении Иерусалима и появлением Вождя-Помазанника (буквально "Мессия-Вождь" [Л.8]).
"Помазанник из Дан.9:25 - это кто-то из времён самого Даниила или вскоре после него" [Л.5, стр. 250], "возможно, помазанным является Кир, персидский царь, или Зоровавель, потомок дома Давида, или Иисус-первосвященник, связанный с Зоровавелем" [Л.14, стр. 155].
Но большинство толкователей относят стих 25 к Иисусу Христу, к началу публичного служения Иеhошуа ха Машиах (Ин.4:25, 26; (рис.1).
Однако и здесь нет единого мнения. В зависимости от начала отсчёта (даты указа), называются разные годы окончания второго периода: 25-й от Р.Х. [Л.25], 26-й год [Л.13, 17], 27-й [Л.6, 16], с 29 по 30 г.г. [Л.9], с 27 по 34 годы [Л.8], 33-й год [Л.12, 16].
"Некоторые богословы считают, что этот период закончился в тот самый день, когда Господь торжественно вошёл в Иерусалим" [Л.10; Л.12] .Комментарий
-
4. Смерть Христа, разрушение храма (9:26)
Что же произойдёт по окончании двух пророческих периодов? после торжественного въезда Христа Владыки в Йерушалаим (Зах.9:10).
"И по истечении (После) шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (у Него ничего не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26; в скобках, текст из [Л.17]).
"Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5].
Нет, такую гипотезу легко оспорить. Сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал иерусалимский храм, а только ограбил да осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается "город и святилище разрушены будут" (9:26, б).
Разрушение произошло в 70-м году от Р.Х., "когда римская армия разрушила Иерусалим и храм ..." [Л.9]. Поэтому в Помазаннике толкователи видят, как правило, Иисуса Христа [Л.6, 8-17, 27, 28]. Ибо написано "предан будет смерти Христос" (ст.26, а), "и не будет", т.е. "еврейский народ более не будет народом Мессии" [Л.12].
В древности военные победы, захват, разрушение городов приписывались царям (вождям), но в ст.26 читаем "город и святилище разрушены будут народом вождя".
Так и случилось. Главнокомандующий римскими войсками Тит Флавий, сын императора Веспасиана (79-81 г.г. от Р.Х.), "как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его" [Л.6]. "Один из римлян, бросив горящую головню в северную пристройку, поджёг сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Храм рухнул" [Л.20, стр. 1041].
Также полностью оказался разрушенным сам город, сохранились только три башни дворца Ирода (там же, стр. 377). В точности исполнились слова и видения, ранее открытые Даниэйлу, "конец его (города) будет как от наводнения" (9:26, в).Комментарий
-
5. Последняя седьмина (9:27)
Третий, последний период пророчества насчитывает всего одно семилетие, но очень насыщенное по количеству важнейших событий. "Во время последней седьмины будут происходить события вселенского масштаба" [Л.27, стр. 996].
"И утвердит завет для многих одна седьмина (Он заключит прочный союз со многими), а в половине седьмины (в середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (опустошающая мерзость), и окончательная предопределённая гибель (конец) постигнет опустошителя" (9:27; в скобках, текст из [Л.17]).
"Сторонники "позиции Первого пришествия" видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст.26 и 27, пролегает некоторый промежуток времени ..." [Л.16].
В стихе 27 не может подразумеваться ни Первое пришествие Иисуса Христа (версия авторов [Л.6, 8]), ни тем более время Антиоха IV Епифана, как ошибочно считается в [Л.5-7, 18, 28]. Потому что ещё не сбылось НИ ОДНО из 6-и обещаний, данных израильскому народу (ст.24), в том числе "помазать (освятить) святая святых" [Л.4].
После предания смерти Христа Владыки (9:25, 26, рис. 2) освящения (помазания) иерусалимского храма НЕ произошло.
Наоборот, в семидесятом году от Р.Х. Бейт а-Микдаш, в том числе его святая святых, разрушил "народ вождя" (ст.26), т.е. римляне под командованием Тита.
"Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами" предусмотрен был интервал" [Л.12; Л.9; Л.21, стр.56, 57], "неопределённой продолжительности" [Л.13; Л.16], "нераскрытый промежуток" [Л.25].
В этой связи "вспомним о "стёртости" временных границ в видениях пророков!" [Л.12, стр. 142].
Иными словами, все события последнего семилетия из 490 лет следует относить к будущему, ко Второму пришествию Господа Иисуса Христа.
"Наступают последние семь лет пророческого календаря, который Гавриил дал Даниилу,- период, который нам известен как "период великой скорби", или "день Господень" [Л.9; Л.12]. "Здесь ясно говорится о последнем суде при Втором пришествии" [Л.11; Л.10, 17].
Когда же начнётся последняя седьмина? Многие христиане считают, сразу же после восхищения Церкви. Однако в Библии такого утверждения нет.Комментарий
-
Историк 1 века Иосеф Флавий пишет, что это пророчество Даниеля(о помазании и освящении Святая Святых) - произошло в Маккавейский период, когда евреи изгнали греко-сирийские войска из Иерусалима и заново освятили Храм и его Святая Святых. Римляне не были побеждены и изгнаны из Иерусалима через пол седьмины, а разрушеный ими полностью Иерусалимский храм, никто после этого не восстанавливал и вновь не освящал. А значит пророчество о Семидесяти седьминах было не о римлянах и не о Иисусе.Комментарий
-
Комментарий
-
.."И по истечении (после) шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (у Него ничего не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26)
"Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5].
Нет, такую гипотезу легко оспорить. Сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал иерусалимский храм, а только ограбил да осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается "город и святилище разрушены будут" (9:26, б)..
Говорится что придет завоеватель, и будут разрушения(мерзость запустения)- так и было когда греческие войска захватили Йерусалим! Был убит помазанник(Христос греч.) - священник Ония, а в Храме была поставлена статуя Зевса(временно прекращена ежедневная жертва),- так и было. Прошло пол-семилетия - и народ восстал, и Храм был заново освящен,- так и было. Об этом подробно в еврейских книгах Маккавейских написано.
- - - Добавлено - - -
Не думаю! В Священном Писании, «кодеш кодашим» («Святое святых») называются всегда только исключительно предметы(лица никогда). Прежде всего, так называется отделение скинии и Храма, где стоял ковчег Завета (Исх.26:33, 34; 3Цар.6:16; 3Цар.7:50; 3Цар.8:6; 1Пар.6:49 и т. п.), затем жертвенник всесожжения (Исх.29:37; Исх.40:10) и курения (Исх.30:10), далее все сосуды и принадлежности скинии (Исх.30:2829), все жертвы, приносимые в ней (Лев.2:3, 10; Лев.6:17, 25, 29; Лев.7:1, 6). У пророка Иезекииля именем «кодеш кодашим» называется святилище (Иез.45:3) и все пространство на вершине горы вокруг Храма (Иез.43:12).
Иосиф Флавий. Иудейские древности, книга 12, глава 7:6-7
" 6. После стольких поражений, уже нанесенных полководцам царя Антиоха, Иуда созвал своих людей на совет и сообщил им, что после такого множества дарованных иудеям от Предвечного побед следует вернуться в Иерусалим, подвергнуть Храм ритуальному очищению и принести установленные жертвы. Когда же он со всею массою своих приверженцев прибыл в Иерусалим и нашел Храм пустым, ворота его сожженными и целые деревья, выросшие сами по себе в Храме вследствие его заброшенности, он и все люди его начали плакать; так они были потрясены видом Храма.
Затем Иуда выбрал нескольких воинов и приказал им изгнать гарнизон крепости, пока он сам займется очищением Святилища. По тщательном очищении последнего он снабдил Храм новою утварью, светильником, столом и алтарем, сооруженными из золота, заготовил новые завесы на двери и навесил также новые створы дверей. Разрушив старый жертвенник, Иуда воздвиг новый из различных камней, которых не коснулось железо.
И вот на двадцать пятое число месяца кислева, именующегося у македонян апеллаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения(освятили Святое святых).
Все это случилось через три года(половина седьмины) после того как священное место культа иудеев было осквернено и опустошено. Опустошенный Антиохом Храм пребывал в таком запустении три года. В сто сорок пятом году (селевкидской эры) это несчастье постигло Храм, а возобновлен Храм был в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвертую олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниэля, за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне опустошат Святилище.."Комментарий
-
но ещё не сбылось НИ ОДНО из 6-и обещаний, данных израильскому народу (Дан.9:24), в том числе "помазать (освятить) святая святых".Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
"Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых" (9:24, Масоретский текст).
Сравним это эсхатологическое пророчество с прошедшей историей:
- в Мединат Йисраэль с преступлениями не покончено,
- грех процветает,
- вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит ещё искупить;
- не установлена справедливость навеки,
- далеко не все библейские пророчества уже сбылись.
Храм же, его святая святых (евр. "двир") до сих пор лишены освящения, так как даже не построены.Комментарий
Комментарий