hа-Шилуш hа-Кадош: Святая Троица

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Шефифон
    и сказал мне: не бойся

    • 01 May 2016
    • 4173

    #31
    Сообщение от Михаил Беншалом
    Прекрасные слова; особенно если учесть, что в наше время, когда Информационная (т.е. духовная) война стёрла в человеческом сознании разницу не только между святым и нечистым но и между правдой и ложью. Ведь недаром совершенно одни и те же источники информации, только с добавлением собственной интерпретации, часто используются и сатанистами, и атеистами, и сектантами, и кем угодно для продвижения своих идеек.
    То же самое - и политические инсинуации - одно и то же может использоваться от нацистов до коммунистов, и даже фото одни и те же (а иногда с подмалёвкой)

    То же самое - и ваши вопросы
    Сектанты пишут про тех, кто из Церкви - что они сектанты; и другие сектанты пишут, что те мерзкие сектанты их отсылают в ад. А ведь написано, что Бог отсылает, и что надо бояться Того, кто может и тело и душу погубить в вечной погибели. "Ей, Того бойтесь". И написано, что неправедные - то есть вот так делающие и плюс к этому живущие грешной жизнью - идут в погибель. Об этом пишет тот самый апостол Павел, который "теперь нет на вас закона, теперь вам благодать"

    Отсюда вопрос: так кто же сектанты?
    - а сектанты (и вообще внешние люди, то есть мирские грешники) по Писанию есть те, кто не боится Бога и отвергает святость и авторитет Писаний; и кто хулит Церковь, в том числе и православных и католических священников. Так как написано: "главенствующего в народе твоём не проклинай (не ругай)". К числу сектантских учений относится и арианство, преданное анафеме ещё на Вселенских соборах, потому что Триединство - это ясный догмат Писаний, и не видит это тот, кто подчинён духом антимессии. Тем самым, который "и теперь есть уже в мире"
    Вы бы ув. Михаил писали покороче. Чтобы на одно ваше сообщение ответить, книгу написать надо. А книги писать, талант требуется...
    Вот вы тут написали, что я, мол, сектант, пишу о вас, что вы, тоже сектант, отсылаете меня в ад. А я ведь этого не писал. Я знаю, что все умирая идут в ад. Христос был в аду.
    Я всего лишь спросил: как вам знать кто идёт в погибель, а кто не идёт? Неужто вы тот, кто может и тело и душу погубить в геенне?

    - - - Добавлено - - -

    Сообщение от Valentina Koret
    А образ может повлиять на духовную реальность? Я, почему-то, рисую только образ Царства.)
    Вот и хорошо. Незачем вам тогда спрашивать о вечных муках.

    Комментарий

    • Дмитрий Резник
      Ветеран

      • 14 February 2001
      • 15159

      #32
      Сообщение от Михаил Беншалом
      - а сектанты (и вообще внешние люди, то есть мирские грешники) по Писанию есть те, кто не боится Бога и отвергает святость и авторитет Писаний; и кто хулит Церковь, в том числе и православных и католических священников.
      Да, спасибо, что напомнили: сектанты кичатся своей неграмотностью и делают вид, что даже таблицу умножения учат "по Писанию", что уж говорить об определении значения слов... У всех нормальных людей сектантство - это претензия на исключительность их группы и на монопольное обладание истиной, а у этого - "кто хулит православных и католических священников". При этом себя они почему-то считают боящимися Б-га.
      С уважением,
      Дмитрий

      Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

      Комментарий

      • Михаил Беншалом
        Ветеран

        • 10 May 2016
        • 3008

        #33
        Сообщение от Дмитрий Резник
        Да, спасибо, что напомнили: сектанты кичатся своей неграмотностью и делают вид, что даже таблицу умножения учат "по Писанию", что уж говорить об определении значения слов... У всех нормальных людей сектантство - это претензия на исключительность их группы и на монопольное обладание истиной, а у этого - "кто хулит православных и католических священников". При этом себя они почему-то считают боящимися Б-га.
        Есть два понятия о нормальных людях:
        Первое - это мирское понятие. Это те взгляды, которые используют люди ЭТОГО мира - те, которые не знают Бога. Их слова, как индикатор, выявляются гордыней и злобой; это выдает их всегда, наряду с ложью, клеветой и коварством.
        Поскольку такие "нормальные" люди не знают Бога, то они не в состоянии понять, что такое страх перед Создателем и что такое грядущее наказание нечестивой души за грехи и беззаконие. Они не понимают также и того, что гордыня и ересь не забываются во вселенной и слово, сказанное или написанное - влечёт за собой Высший суд, и за слова и дела, малые и большие, приходит ответственность перед Ним.

        Второе - это библейское понятие о нормальных людях. Здесь нормальные люди - это те, кто имеет страх Божий и трепещет перед Ним; эти люди не только признают существование Бога, но и верят Ему, и исполняют заповеданное. А в числе заповеданного - и страх и послушание тем людям, которые служат Богу, и в первую очеред Его священникам.
        Если о отвергающих Йешуа священниках еврейских сказано Самим Мессией: "Всё, что они скажут вам, исполняйте и храните" - то не тем ли более это касается священников Йешуа признающих и служащих литургию. Нормальный человек по Библии - тот, в котором не говорят дерзость, гордыня и самоуправство; и уж тем более открытая злоба и ехидство.
        Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
        Деяния Апостолов, 17:11

        Комментарий

        • beta
          Христианин, ученик Христа

          • 14 February 2008
          • 21322

          #34
          Сообщение от Михаил Беншалом
          Здесь нормальные люди - это те, кто имеет страх Божий и трепещет перед Ним; эти люди не только признают существование Бога, но и верят Ему, и исполняют заповеданное. А в числе заповеданного -
          А в числе заповеданного, как в Ветхом, так и в Новом Завете, не говорить больше нежели написано, не учить тому чему не учили апостолы, пророки и Сам Христос.

          Кто прибавляет и учит то, о чем даже не заикались ни апостолы ни Христос, то как может иметь стах Божий?

          Иисус называл таких лицемерами.....
          Мысль Словом разродилась. Невидима и видимо открылась. И как бы Та же, но Иная. Из ниоткуда оболочку порождая. Она оделась в видимости Слова. Чтобы достичь обильного улова. Детей Своих собрать к Себе Самой. Иди же к Ней, если ты свой.

          Ищу я десять спящих дев, буду кричать на них как лев,
          их наготу Христом одев.
          Царя и мать не выбирают, каких Бог дал, таких и почитают.

          Комментарий

          • Михаил Беншалом
            Ветеран

            • 10 May 2016
            • 3008

            #35
            Сообщение от beta
            А в числе заповеданного, как в Ветхом, так и в Новом Завете, не говорить больше нежели написано, не учить тому чему не учили апостолы, пророки и Сам Христос.

            Кто прибавляет и учит то, о чем даже не заикались ни апостолы ни Христос, то как может иметь стах Божий?

            Иисус называл таких лицемерами.....
            Там также сазано: не возводи ложного свидетельства (Девятая заповедь)
            А также сказано в Иоанна 8:44 : "Вы от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего. Он человекоубийца был отначала и в истине не стоял, потому что нет истины в нем. Когда кто говорит ложь, - говорит то, что ему свойственно, оттого что и отец его лжец."

            И почему-то мне кажется, что когда-то вам уже здесь об этом напоминали
            Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
            Деяния Апостолов, 17:11

            Комментарий

            • beta
              Христианин, ученик Христа

              • 14 February 2008
              • 21322

              #36
              Сообщение от Михаил Беншалом
              Там также сазано: не возводи ложного свидетельства (Девятая заповедь)
              А также сказано в Иоанна 8:44 : "Вы от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего. Он человекоубийца был отначала и в истине не стоял, потому что нет истины в нем. Когда кто говорит ложь, - говорит то, что ему свойственно, оттого что и отец его лжец."

              И почему-то мне кажется, что когда-то вам уже здесь об этом напоминали
              Ну кто чей отец, это Бог рассудит, даже если вы заняли Его место то это не боле нежели блеф.

              А относительно ложного свидетельства, так где оно? Или что это было за обвинение?
              Мысль Словом разродилась. Невидима и видимо открылась. И как бы Та же, но Иная. Из ниоткуда оболочку порождая. Она оделась в видимости Слова. Чтобы достичь обильного улова. Детей Своих собрать к Себе Самой. Иди же к Ней, если ты свой.

              Ищу я десять спящих дев, буду кричать на них как лев,
              их наготу Христом одев.
              Царя и мать не выбирают, каких Бог дал, таких и почитают.

              Комментарий

              • Михаил Беншалом
                Ветеран

                • 10 May 2016
                • 3008

                #37
                Сообщение от beta
                Ну кто чей отец, это Бог рассудит, даже если вы заняли Его место то это не боле нежели блеф.

                А относительно ложного свидетельства, так где оно? Или что это было за обвинение?
                И это мне тоже знакомо: "Обидел ль я вас чем, назвавши нецензурно? Иль может, на ушат помоев взъелись вы?"

                2 Тимофею, 2:23:
                От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

                гл. 3:1-5
                Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
                Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
                Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
                Деяния Апостолов, 17:11

                Комментарий

                • beta
                  Христианин, ученик Христа

                  • 14 February 2008
                  • 21322

                  #38
                  Сообщение от Михаил Беншалом
                  И это мне тоже знакомо: "Обидел ль я вас чем, назвавши нецензурно? Иль может, на ушат помоев взъелись вы?"
                  Вы намекнули о каком то ложном свидетельстве.... Какое свидетельство?
                  Мысль Словом разродилась. Невидима и видимо открылась. И как бы Та же, но Иная. Из ниоткуда оболочку порождая. Она оделась в видимости Слова. Чтобы достичь обильного улова. Детей Своих собрать к Себе Самой. Иди же к Ней, если ты свой.

                  Ищу я десять спящих дев, буду кричать на них как лев,
                  их наготу Христом одев.
                  Царя и мать не выбирают, каких Бог дал, таких и почитают.

                  Комментарий

                  • Шефифон
                    и сказал мне: не бойся

                    • 01 May 2016
                    • 4173

                    #39
                    Сообщение от Михаил Беншалом
                    Есть два понятия о нормальных людях:
                    Первое - это мирское понятие. Это те взгляды, которые используют люди ЭТОГО мира - те, которые не знают Бога. Их слова, как индикатор, выявляются гордыней и злобой; это выдает их всегда, наряду с ложью, клеветой и коварством.
                    Поскольку такие "нормальные" люди не знают Бога, то они не в состоянии понять, что такое страх перед Создателем и что такое грядущее наказание нечестивой души за грехи и беззаконие. Они не понимают также и того, что гордыня и ересь не забываются во вселенной и слово, сказанное или написанное - влечёт за собой Высший суд, и за слова и дела, малые и большие, приходит ответственность перед Ним.

                    Второе - это библейское понятие о нормальных людях. Здесь нормальные люди - это те, кто имеет страх Божий и трепещет перед Ним; эти люди не только признают существование Бога, но и верят Ему, и исполняют заповеданное. А в числе заповеданного - и страх и послушание тем людям, которые служат Богу, и в первую очеред Его священникам.
                    Если о отвергающих Йешуа священниках еврейских сказано Самим Мессией: "Всё, что они скажут вам, исполняйте и храните" - то не тем ли более это касается священников Йешуа признающих и служащих литургию. Нормальный человек по Библии - тот, в котором не говорят дерзость, гордыня и самоуправство; и уж тем более открытая злоба и ехидство.
                    Вы случайно в политике, для нужд общества, не служите? Там таких блистающих и звенящих пруд пруди.

                    Комментарий

                    • kot3d
                      Временно отключен

                      • 05 July 2005
                      • 5373

                      #40
                      нет никакой троицы и никогда не было- крестили во ОДНО имя- ВО ИМЯ ОТЦА( Господа нашего ИИСУСА ХРИСТА)

                      Комментарий

                      • Михаил Беншалом
                        Ветеран

                        • 10 May 2016
                        • 3008

                        #41
                        Сообщение от Евангелизо
                        Вы случайно в политике, для нужд общества, не служите? Там таких блистающих и звенящих пруд пруди.
                        Нет, я из верующих, принадлежащих к Общине Мессии; из тех, кто записан в книге Его
                        В отличие от вас
                        Продолжайте же своё злоречие, дополняйте меру вашу

                        - - - Добавлено - - -

                        Сообщение от kot3d
                        нет никакой троицы и никогда не было- крестили во ОДНО имя- ВО ИМЯ ОТЦА( Господа нашего ИИСУСА ХРИСТА)
                        Нет, Господь Бог Триедин, и это догмат Церкви и истина Писаний, которым вы нагло противоречите; ваши же слова есть служение Люциферу, так как если Бог не триедин, то Иисус не может быть Сыном и Спасителем. И крестили первые христиане во Имя Отца, Сына и Святого Духа, как и написано в Новом Завете словами самого Иисуса

                        Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа
                        От Матфея 28:19

                        От Иоанна, 1
                        1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
                        2 Оно было в начале у Бога.
                        3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
                        4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
                        ..........................................
                        14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного
                        (Сына) от Отца.


                        Одни эти слова доказывают вашу ложь
                        Продолжайте же противоречить Писанию, дополняйте меру вашу
                        Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
                        Деяния Апостолов, 17:11

                        Комментарий

                        • Шефифон
                          и сказал мне: не бойся

                          • 01 May 2016
                          • 4173

                          #42
                          Сообщение от Михаил Беншалом
                          Нет, я из верующих, принадлежащих к Общине Мессии; из тех, кто записан в книге Его
                          В отличие от вас
                          Продолжайте же своё злоречие, дополняйте меру вашу
                          Вот когда книга откроется, тогда и узнаем, кто записан, а кто нет. А о злоречии, это у вас надо спросить. Это вы на неудобные для вас вопросы не отвечаете, а только бахвалитесь и других в своих же грехах обвиняете.

                          Комментарий

                          • Михаил Беншалом
                            Ветеран

                            • 10 May 2016
                            • 3008

                            #43
                            Догмат о Пресвятой Троице
                            Священник Олег Давыденков
                            http://my.tele2.ee/orthodoxy/Rch/UchenTr.html

                            Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

                            Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

                            Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

                            Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н. Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

                            Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

                            Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

                            1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
                            2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
                            3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.


                            Аналогии Пресвятой Троицы в мире

                            Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.

                            Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».

                            Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию солнце, исходящие лучи и тепло, то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.

                            Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

                            Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.

                            Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: «Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях».

                            Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.

                            >>>
                            Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
                            Деяния Апостолов, 17:11

                            Комментарий

                            • Михаил Беншалом
                              Ветеран

                              • 10 May 2016
                              • 3008

                              #44
                              Краткая история догмата о Пресвятой Троице

                              В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

                              В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).

                              Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» «единосущный».

                              Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

                              Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси». Василий Великий определил различие между «сущностью» и, «ипостасью» как между общим и частным.

                              Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.

                              Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

                              Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

                              Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико- нийский называли Божественные ипостаси «способами бытия» Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу.

                              Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

                              Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

                              В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.

                              Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): «Вначале сотворил Бог небо и землю». Глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное «элогим» во множественном, что буквально означает «боги».

                              Быт. 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». «Из Нас» тоже множественное число.

                              Быт. 11, 6 7, где речь о Вавилонском столпотворении: «И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их», слово «сойдем» во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения».

                              VIII глава книги «Бытия», явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит «Иегова». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Адонаи», буквально «Господь», в единственном числе.

                              В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.

                              Однако большинство отцов святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.

                              Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона «Троица ветхозаветная»).

                              Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому исповедал Единого Бога в Трех лицах».

                              Указание на троичность Бога в Новом Завете это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.

                              Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал Господь «во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога».
                              2 Кор. 13, 13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.

                              1, Ин. 5, 7: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.

                              Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом. Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский: «Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором как сияющее облако, осенившее апостолов».

                              Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

                              Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать? Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.

                              Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.

                              Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.

                              Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца нерожденность, у Сына рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

                              При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

                              Священник Олег Давыденков
                              (Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте)
                              Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
                              Деяния Апостолов, 17:11

                              Комментарий

                              • Шефифон
                                и сказал мне: не бойся

                                • 01 May 2016
                                • 4173

                                #45
                                Сообщение от Михаил Беншалом
                                Краткая история догмата о Пресвятой Троице

                                В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

                                В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).

                                Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» «единосущный».

                                Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

                                Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси». Василий Великий определил различие между «сущностью» и, «ипостасью» как между общим и частным.

                                Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.

                                Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

                                Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

                                Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико- нийский называли Божественные ипостаси «способами бытия» Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу.

                                Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

                                Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

                                В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.

                                Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): «Вначале сотворил Бог небо и землю». Глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное «элогим» во множественном, что буквально означает «боги».

                                Быт. 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». «Из Нас» тоже множественное число.

                                Быт. 11, 6 7, где речь о Вавилонском столпотворении: «И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их», слово «сойдем» во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения».

                                VIII глава книги «Бытия», явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит «Иегова». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Адонаи», буквально «Господь», в единственном числе.

                                В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.

                                Однако большинство отцов святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.

                                Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона «Троица ветхозаветная»).

                                Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому исповедал Единого Бога в Трех лицах».

                                Указание на троичность Бога в Новом Завете это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.

                                Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал Господь «во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога».
                                2 Кор. 13, 13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.

                                1, Ин. 5, 7: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.

                                Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом. Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский: «Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором как сияющее облако, осенившее апостолов».

                                Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

                                Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать? Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.

                                Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.

                                Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.

                                Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца нерожденность, у Сына рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

                                При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

                                Священник Олег Давыденков
                                (Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте)
                                http://my.tele2.ee/orthodoxy/Rch/UchenTr.html
                                Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Иоанн 19:40

                                Комментарий

                                Обработка...