Знамение Сына Человеческого на небе.
Свернуть
X
-
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Кстати,
а о каком знамении на небе говорит Господь Иисус Христос в Мт.24:30?Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарии к Книге Откровение. Глава 17 - Великая блудница
Просмотры: 4555 | Владилен Зарипов | Комментарии к Новому Завету
"И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий,
мать блудницам и мерзостям земным" (Отк.17:5)
"Дела их не допускают их обратиться к Богу своему,
ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали"
(Ос.5:4)
1. Вступление
Откровение о конце мира сего раскрывается Иоанну через видения 7 печатей, 7 труб, 7 чаш гнева Божьего и суда. Несколько глав тайновидец посвящает дополнительному, но уже мифопоэтическому описанию необычных действующих лиц последнего времени.
Данные лица, приводящие в изумление: женщина, одетая в солнце, огромный красный дракон (гл.12), зверь, выходящий из моря, также зверь из земли (гл.13), великая блудница, сидящая на багряном звере (гл.17).
Для правильного понимания сущности упомянутых персонажей бинарной оппозиции, имеющих отношение к земному да небесному мирам, необходимо принять во внимание уровень мировоззрения древних и культурно-исторический контекст [Л.1]. Например, в условной форме высказывания как аллегория, образ означает нечто иное, чем он есть на самом деле.
Аллегорический язык возник на почве мифологии, в частности астральной. Мифологические образы компенсировали отсутствие научных описаний, вера в сверхъестественное являлась повсеместной, оживотворялись объекты неживой природы, они наделялись антропоморфными или зооморфными свойствами [Л.2].
Вместе с тем следует учесть, многие персонажи Откровения "основываются на архетипах" [Л.39, стр. 738]. Основополагающих образах общечеловеческой символики, постоянно встречающихся в мифах, легендах, преданиях, верованиях, видениях, литературе, искусстве.
При описании персонажей поразительных видений Иоанн использовал отрицательные и положительные архетипы: антропоморфных предметов, диких животных, дракона. Тайновидец избрал мифологические прообразы, имевшие хоть какое-нибудь сходство с увиденными неизвестными объектами.
Оттого в основе аллегорических образов Откровения лежит нечто реальное, но чрезвычайно трудное для описания до научным бытовым языком.
Композиция гл.17. 1. Введение (17:1), указывающее на источник информации.
2. Изложение главной темы - суд над великим городом:
а) описание загадочного города-блудницы (17:2-6);
б) тайна невиданного семиголового зверя (17:7-14);
в) уничтожение блудницы рогами зверя (17:15-17).
3. Заключение, раскрывающее символику женского образа (17:18).
Главная тема. Великий город последнего времени, олицетворение языческого Вавилона; город, разоряемый страшным багряным зверем с семью головами и десятью рогами.
Цель написания. Показать христианам каким образом в конце дней будут наказаны нынешние жители земли за все мерзости их.
Содержание. Ангел предлагает Иоанну посмотреть на грядущий суд над великой блудницей (17:1), суд мирового масштаба (ст.2). Она сидит на вызывающем чувство ужаса звере, имеющем 7 голов и 10 рогов (ст.3, 4), живой образ древнего города Вавилон (ст.5, 6).
Ангел открывает апостолу тайну странной женщины и поразительного зверя (17:7), выходящего из бездны (ст.8), у него 7 голов, они же 7 гор, они же 7 царей (ст.9-11). Десять рогов-царей получат власть на один час (ст.12, 13), этого окажется достаточно, чтобы полностью разорить блудницу (ст.16), исполняя волю Бога (ст.17). Но в итоге зверь потерпит поражение от Агнца (ст.14).
Жена есть великий город, господствующий над земными царями (17:18), окружённый скоплениями людей, разными народами, множеством племён и языков (ст.15).
Проблемы толкования. Видение Иоанна носит сказочный, исторический или эсхатологический характер. Что именно тайновидец называет великой блудницей, багряным зверем, его головами да рогами.Комментарий
-
2. Великая блудница (17:1, 2)
Удивительные апокалиптические архетипы Откровения, для правильного их толкования, необходимо рассматривать в контексте печатей (гл.6, 8), труб (гл.8, 9, 11), чаш (гл.15, 16). Главное действующее лицо в главе 17 - загадочная женщина-блудница.
"И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди (Смотри), я покажу тебе суд над великою блудницею (какая кара ждёт Великую Развратницу), сидящею на водах многих" (17:1; в скобках, текст из [Л.3]).
Многие воды, по-видимому, все жители Земли (ст.15), великая же блудница "есть великий город, царствующий над ("всеми" [Л.27]) земными царями" (ст.18). Какой именно? у богословов нет единого мнения.
Одни предполагают, имеется в виду Рим [Л.4-8], Римская империя "с её многобожием и кровавыми преследованиями христиан" [Л.9]. Другие, будущий иракский город Вавилон [Л.11, 12, 15, 20, 37].
Третьи, под образом блудницы подразумевают церковь-отступницу, лживую да вероломную [Л.13-17]. Здесь "всемирная экуменическая лжецерковь" [Л.18-20], система идолопоклонства [Л.21], "образ неверия" [Л.42], "всемирная религиозная система" [Л.43].
Некоторые авторы, например [Л.22-25], не разделяют указанные популярные, но поверхностные суждения. "В данном случае образ Вавилона нельзя свести ни к одному конкретному историческому проявлению, в прошлом или будущем ... Вавилон - это архетипическая глава всех сил, которые противостоят Богу" [Л.23, стр. 925]. "Подробности видения Иоанна не относятся ни к какому реальному городу" [Л.24].
Верно. Ни один реальный город не может царствовать над всеми земными правителями, тем более сидеть "на водах многих" (ст.1, 15). Ни в одном конкретном городе невозможно найти ВСЮ "кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (18:24; "всех, кто убит на земле" [Л.3]).
Следовательно невиданная великая блудница есть собирательный образ, "означающий и страну, и политическую систему, и идеологию, и лжерелигию, и даже город как центр всякой власти" [Л.25].
Иными словами, антропоморфно персонифицированный нечестивый (17:5) город (ст.18) служит олицетворением всей планеты, "всех городов земли и их цивилизации" [Л.17, стр. 159]. В древности, одушевлённым мыслился весь окружающий мир.
Божий суд над землёй [Л.1] апостол Иоанн описывает с помощью традиционного древнего антропоморфизма, "переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого объекты уподобляются человеку, становятся "человекоподобными" [Л.26, стр. 56].
Таким образом, "неодушевлённые предметы и в целом универсум демонстрируют свойственные человеку физические, психические и интеллектуальные качества, а зачастую и половые признаки" (там же). Поэтому ангел так характеризует отрицательный архетип видения.
"С нею блудодействовали (развратничали) цари земные (земли), и вином её блудодеяния (разврата) упивались живущие на земле (жители земли)" (17:2; в скобках, текст из [Л.27]. "Имеется в виду опьянение ложной верой" [Л.6], но не только.Комментарий
-
3. Зверь багряный (17:3)
Иоанн пребывал в Духе на небесах (1:10), "т.е. в видении своём, а не в теле" [Л.28]. Что позволило ему видеть, одновременно, как земных, так небесных персонажей, показанных ангелом.
"И он перенёс меня в духе ("охваченного Духом" [Л.3]) в пустыню, и я увидел женщину, сидящую на ярко-красном звере, который был исписан богохульными именами; у него было семь голов и десять рогов" (17:3; пер. [Л.9]).
Библейская пустыня означает "покинутое и заброшенное место, где отсутствуют жизнь, вода, цивилизация и растительность" [Л.39, стр. 364] . Тем не менее, некоторые авторы толкований ст.3 придерживаются иного воззрения.
"Пустыня берётся здесь в нравственно-религиозном смысле ..." [Л.12]. "Идея, заключающаяся в слове "пустыня", означает место духовной бесплодности" [Л.11], "в данном стихе говорится о духовной пустыне, в которой обитает лжецерковь" [Л.13; Л.21].
Однако для такого чисто символического толкования нет логических оснований. Охваченный Духом апостол перенесен "в пустыню" [Л.6], точнее "в пустынное место" [Л.28, 41]. Никоим образом не "в пустынную землю" [Л.24], так как пребывал с ангелом на небесах.
Следует отметить, "прежде всего в Библии образ пустыни связан с апокалиптическими видениями Божьего суда над грешным миром ..." [Л.39, стр. 364].

В "пустынном месте" на небе Иоанн "увидел жену, сидящую на звере багряном" (ст.3; рис.1, 2). Подобно случаю с великой блудницей, здесь также отсутствует однозначное толкование образа невиданного багряного чудовища (буквально "дикое животное" [Л.6]).
Дикое жуткое животное символизирует мир [Л.22], мировое правительство [Л.28], нечестивую государственную силу [Л.37], восстановленную Римскую империю [Л.8, 17, 19, 21, 23], империю или мировую власть антихриста [Л.5, 16]. Зверь - политический лидер коалиции [Л.14], человек- антихрист [Л.7, 13, 20, 24, 25], дракон-дьявол [Л.12], возможно, волчица "из римской легенды о Риме" [Л.10].
Можно придумать многие иные субъективные образы, символизирующие необычное ярко-красное дикое животное. Однако важно не кого символизирует загадочный зверь, а что ВИДЕЛ Иоанн на самом деле? затем описав апокалиптическое видение мифопоэтическим языком, понятным современникам.Комментарий
-
4. Артемида Эфесская
Для ответа на вопрос "что же видел Иоанн?" вспомним мировоззрение древних. Так "во всех мифологических системах присутствуют представления о связи Земли с разнообразными хтоническими чудовищами" [Л.30, стр. 467].
Аналогично, "великая блудница" (17:1, 2) служит антропоморфным архетипом некого языческого города, прообразом богини, олицетворяющей Землю или Луну. Семиголовый рогатый "зверь багряный" (ст.3, 8-11) - архетип левиафана, мифологического хтонического чудовища. На самом деле, оживотворённое планетообразное тело, окружённое космическими телами меньших размеров (рис.2).
В таком случае, почему пророк соединяет образ таинственной женщины, архетип языческой богини, с загадочным небесным телом-зверем?
В Эфесе, столице римской провинции Асия, где продолжительное время жил Иоанн, верили, "город Эфес является хранителем храма великой Артемиды и упавшего с небес её изображения" (Деян.19:35, пер. [Л.27]).
Указанное изображение (греч. "Диопет") представляло собой фигуру греческой богини Луны, диких животных и охоты. Скульптура ,"считавшаяся упавшей с неба, была, скорее всего метеоритом, напоминавшим по форме женскую фигуру" [Л.38, стр. 52].
Оттого апостол, иронически используя миф о Диопете, связывает архетип языческой богини Артемиды-Ашеры (называя её "блудница") с небесным камнем ("зверь багряный"). В древнем мире поклонение камням (т.н. "литолатрия"), особенно упавшим с неба, было весьма распространено.
"В языческих капищах наряду с маццебами, освящёнными камнями, стояли и ашеры (столбы) ... Камни представляли Ваала или вообще божество мужского пола, столбы - богиню Ашеру" (там же, стр. 948).
Кроме земных камней, представлявших богов, небесные тела оживотворялись в виде богов или диких животных [Л.30, стр. 116, 446 - 448]. Данное повсеместное явление нашло отражение в названиях зодиакальных и обычных созвездий [Л.2, стр. 638, 691]. Древние "считали, что небесные тела влияют на дела земные" (стр. 582).
Некоторым астероидам астрономы присвоят кощунственные названия, оттого зверь преисполнен "именами богохульными" (17:3). Его багряный (ярко-красный) цвет обусловит аэрозольное рассеяние света [Л.1, 29].Комментарий


Комментарий