Знамение Сына Человеческого на небе.
Свернуть
X
-
-
-
3. Снятие шестой печати (6:12, а)
Свиток в руке Агнца (5:7-9) аналогичен свитку, полученному Иезекиилем в начале пророческого служения. На обоих сторонах свитка "были начертаны слова причитаний, скорби и горя" (Иез.2:10, пер. [Л.11]; Синод. пер. "плач, и стон, и горе").
В древности снятие печатей (архетип тайны) со свитка означало открытие и обнародование его содержания. Оттого, по мере удаления 5-и печатей Агнцем, тайновидцу Иоанну, пребывавшему в особом состоянии (4:2), открываются видения загадочного всадника на разных по цвету конях (6:1-8), видения душ убитых христиан (ст.9-11). Далее.
"И когда Он (Агнец) снял шестую печать, я взглянул (увидел), и вот, произошло (вдруг разразилось) великое (сильное) землетрясение" (6:12, а; в скобках, текст из [Л.12]; данное евр. слово "обозначает сильный шум или оглушительный рёв" [Л.3]).
"Некоторые относят это к великим переворотам времён императора Константина, к падению язычества; другие, с большей вероятностью, к разрушению Иерусалима ... Это (великое землетрясение) можно понимать в политическом смысле ..." [Л.16, стр. 368].
Многие иные богословы, как отмечается в работе [Л.10], равным образом пытались толковать Отк.6:12 ретроспективно или аллегорически. Но почти все современные комментаторы воспринимают ст.12 буквально [Л.4-10, 17-20, 33 и др.]. Более того, исполнение пророчества они относят к будущему.
"С Отк. 6 начинается рассказ о событиях, происходящих на земле во время семи лет великой скорби" [Л.7], "в шестой печати речь шла о наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня" [Л.17], "речь идёт о конце времён" [Л.6].
Верно, ст.12-17 относятся к концу времён, наступлению Дня Господня и Великой скорби перед возвращением Христа [Л.21, 22]. Кульминацией излияния гнева Божьего станет "великое (сильное) землетрясение" (ст.12; рис.1).
Сотрясётся небо, Земля сдвинется с места (Ис.13:13), т.е. изменит орбиту и скорость вращения вокруг своей оси! Сейсмические колебания охватят весь земной шар, согласно предупреждения Иисуса Христа.
"Будут сильные (великие) землетрясения ... в разных (во многих) местах" (Лк.21:11, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.24]). Даже в тех странах, которые никогда их не испытывали [Л.15, 29].
"Мощное землетрясение конца времён предсказывается ветхозаветными пророками ..." [Л.6], "на земле произойдёт страшное землетрясение" [Л.17].
"Цей землетрус буде всесвітнім. Ні одна країна чи народ, ні одне місто чи село не уникнуть його. Тому цей землетрус не буде зрозумілим для науки" [Л.19, стр. 91].
"Вся земная кора покроется трещинами, которые начнут одновременно ломаться. Это приведёт к всемирному землетрясению" [Л.8].
Последнее мнение похоже на правду, только трещины в земной коре явятся не причиной, а следствием всемирного землетрясения. Причина же будет носить космический эсхатологический характер.
Потому что глобальные потрясения вызовет столкновение Земли с крупным астероидом. Иоанн называет его "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8; "нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём" [Л.23], "словно огромная гора огня" [Л.24]).Комментарий
-
3. Снятие шестой печати (6:12, а)
Свиток в руке Агнца (5:7-9) аналогичен свитку, полученному Иезекиилем в начале пророческого служения. На обоих сторонах свитка "были начертаны слова причитаний, скорби и горя" (Иез.2:10, пер. [Л.11]; Синод. пер. "плач, и стон, и горе").
В древности снятие печатей (архетип тайны) со свитка означало открытие и обнародование его содержания. Оттого, по мере удаления 5-и печатей Агнцем, тайновидцу Иоанну, пребывавшему в особом состоянии (4:2), открываются видения загадочного всадника на разных по цвету конях (6:1-8), видения душ убитых христиан (ст.9-11). Далее.
"И когда Он (Агнец) снял шестую печать, я взглянул (увидел), и вот, произошло (вдруг разразилось) великое (сильное) землетрясение" (6:12, а; в скобках, текст из [Л.12]; данное евр. слово "обозначает сильный шум или оглушительный рёв" [Л.3]).
"Некоторые относят это к великим переворотам времён императора Константина, к падению язычества; другие, с большей вероятностью, к разрушению Иерусалима ... Это (великое землетрясение) можно понимать в политическом смысле ..." [Л.16, стр. 368].
Многие иные богословы, как отмечается в работе [Л.10], равным образом пытались толковать Отк.6:12 ретроспективно или аллегорически. Но почти все современные комментаторы воспринимают ст.12 буквально [Л.4-10, 17-20, 33 и др.]. Более того, исполнение пророчества они относят к будущему.
"С Отк. 6 начинается рассказ о событиях, происходящих на земле во время семи лет великой скорби" [Л.7], "в шестой печати речь шла о наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня" [Л.17], "речь идёт о конце времён" [Л.6].
Верно, ст.12-17 относятся к концу времён, наступлению Дня Господня и Великой скорби перед возвращением Христа [Л.21, 22]. Кульминацией излияния гнева Божьего станет "великое (сильное) землетрясение" (ст.12; рис.1).
Сотрясётся небо, Земля сдвинется с места (Ис.13:13), т.е. изменит орбиту и скорость вращения вокруг своей оси! Сейсмические колебания охватят весь земной шар, согласно предупреждения Иисуса Христа.
"Будут сильные (великие) землетрясения ... в разных (во многих) местах" (Лк.21:11, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.24]). Даже в тех странах, которые никогда их не испытывали [Л.15, 29].
"Мощное землетрясение конца времён предсказывается ветхозаветными пророками ..." [Л.6], "на земле произойдёт страшное землетрясение" [Л.17].
"Цей землетрус буде всесвітнім. Ні одна країна чи народ, ні одне місто чи село не уникнуть його. Тому цей землетрус не буде зрозумілим для науки" [Л.19, стр. 91].
"Вся земная кора покроется трещинами, которые начнут одновременно ломаться. Это приведёт к всемирному землетрясению" [Л.8].
Последнее мнение похоже на правду, только трещины в земной коре явятся не причиной, а следствием всемирного землетрясения. Причина же будет носить космический эсхатологический характер.
Потому что глобальные потрясения вызовет столкновение Земли с крупным астероидом. Иоанн называет его "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8; "нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём" [Л.23], "словно огромная гора огня" [Л.24]).Комментарий
-
4. Затмения светил (6:12, б)
Во все времена читателей Книги Откровение интересовал ответ на вопрос "когда произойдёт уникальное "великое землетрясение"? какие апокалиптические знамения, т.е. знаки, необычные явления предшествуют ему?
Ибо написано, "будут происходить ужасные события и явятся великие знамения на небе" (Лк.21:11, пер. [Л.11]; "в небесах страшные явления и великие знамения" [Л.24]). Указанных Христом астрономических знаков-архетипов окажется ТРИ. Два из них содержатся в следующем стихе:
"солнце стало мрачно (Почернело) как власяница ("как мешковина из козьего волоса"), и луна сделалась как кровь (луна стала кровавой)" (6:12, б; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.12]).
Власяница,- тёмная одежда из грубой ткани [Л.2]; чёрного цвета будет солнце, луна покраснеет. Но почему? "Речь тут может идти о катастрофических изменениях на солнце, которое почти перестанет освещать землю ..." Л.10, стр. 548].
Более реалистичная версия. "Одновременно с землетрясением произойдут извержения вулканов, сопровождающиеся выбросом в атмосферу большого количества пепла и лавы. В результате этого солнце померкнет, а луна приобретёт кроваво-красный оттенок" [Л.8].
Логично. Подобные явления на небе возникают, как правило, по причине вулканической деятельности, массовых выбросов в атмосферу грубых дисперсных аэрозолей, изменяющих её оптические свойства [Л.15].
Тем не менее, можно предположить, всемирное землетрясение произойдёт не одновременно, но ПОСЛЕ изменений в свете солнца и луны (на что указывает ст.13). Тогда в стихе 12 речь, прежде всего, об астрономических затмениях светил.
Их предсказал Иисус Христос. "И будут знамения в солнце и луне и звёздах ..." (Лк.21:25), "солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Мт.24:29, б). Потом "звёзды спадут с неба" (ст.29, в), в результате чего возникнет знамение на небе. По-научному, знак радианта метеорного потока, как написано. "Тогда явится знамение ..." (ст.30).
Ветхозаветные пророки также предсказывают солнечное затмение и лунное затмение, как архетипы эсхатологического времени, накануне Дня Господа.
"Солнце превратится (обратится) во тьму и луна - в кровь, прежде (перед тем) нежели наступит (до наступления) день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31). В отличие от Солнца, Луна при затмении не превращается "во тьму", приобретает цвет, похожий на "кровь" (рис.2).
Несомненно здесь говорится о затмениях, так считается в работах [Л.14, 25, 30]. "Под знамениями подразумеваются солнечные и лунные затмения ...", утверждает автор [Л.26, стр. 43], комментируя Иоил.2:31.
Так Йахвэ Элохим через пророка Амоса обещает. "И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Ам.8:9; "среди дня на землю опустится мрак" [Л.23]).Комментарий
-
5. Падение звёзд (6:13)
После солнечного и лунного затмений (6:12) Иоанн видит 3-е эсхатологическое апокалиптическое знамение. В отличие от первых двух, нечто совершенно изумительное.
"И звёзды небесные пали (упали) на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы (инжир) свои" (6:13; в скобках, уточнения из [Л.11]).
"Всеобъемлющее видение ужаса представлено в Книге Откровение ..." [Л.32, стр. 1162]. Великое землетрясение (6:12), исчезновение неба, передвижение гор по земле и островов в море (ст.14), падение звёзд с небосвода (ст.13).
Но какие "звёзды небесные" имеет в виду тайновидец? Некоторые предполагают, речь об ангелах, однако в параллельных стихах Ис.34:4, Дан.8:10, Мк.13:24, 25 явно говорится о звёздах. В Библии не упоминаются ни падающие тающие небесные существа, ни кем-то растоптанные ангелы.
Тогда на землю упадут буквальные звёзды? плазменные водородно-гелиевые астрономические очень крупные объекты огромной массы. Нет. В старину под звёздами подразумевались любые светящиеся тела на небе, кроме солнца и луны.
Звёздным же дождём или "падающими звёздами" назывались метеорные тела [Л.34, стр. 244]. Твёрдые космические частицы, дающие яркую ночную вспышку при вторжении в атмосферу Земли. Метеоры считались звёздами, которые оторвались от твёрдого небосвода [Л.32, стр. 552; Л.24, стр. 1401], падали на землю.
Возникновение одиночной метеорной вспышки на небе рядовое явление. Однако Иоанн видел массовое появление метеорных тел по причине неботрясения. Он сравнивает их с маленькими незрелыми весенними смоквами, падающими "с деревьев от сильного порыва ветра" (6:13, пер. [Л.12]).
В таком случае, на небосводе обязательно возникнет таинственный радиант метеорного потока, солнце ночного неба (рис.3).
Иисус Христос называет его "знамение (знак) Сына Человеческого на небе" (Мт.24:29, 30).
Тайну возникновения загадочного астрономического знака открывает снятие шестой печати (Отк.6:12), сопровождаемое падением "звёзд" (ст.13; по-научному, метеорных тел).
Круглая плоская печать на древнем свитке соответствует эсхатологическому радианту на небе, являясь земным отражением небесного. Астрономический феномен звёздного дождя будут создавать не только короткие следы вспышек (треки) мелких метеоров, но длинные светящиеся хвосты.
Например, от полёта метеороидов, разрушающихся в воздухе с выпадением небольших метеоритов, от падений более массивных космических тел - астероидов [Л.22].
"Слово "звёзды" (Отк. 6:13) может означать любое небесное тело, большое или маленькое ... Лучшее объяснение - это массивный астероид или же метеоритный дождь" [Л.8]. "Метеоритный дождь вызовет разрушения, земная кора сдвинется" [Л.7]. "Під падаючими на землю зорями треба розуміти не сонця чи планети, а метеори" [Л.19]. Здесь "падение звёзд, в виде астероидов, метеоров" [Л.17], речь "о массовом падении астероидов, метеоритов и т.п." [Л.10].
Вышеприведенное дружное мнение комментаторов подтверждается видениями Иоанна: "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море" (8:8), "упала с неба большая (огромная) звезда, горящая подобно светильнику ("горящая, как факел" [Л.11])" (ст.10), "я увидел звезду, падшую (упавшую) с неба на землю" (9:1).
Падение массивного небесного тела (8:8, 10; 9:1) вызовет не бывало страшное сотрясение неба (Ис.13:13, Агг.2:6) да земли (Отк.6:12, 11:13). "Такое землетрясение! Так великое!" (16:18; Ис.13:13, 24:19, 20, 29:6; Иер.4:24; Иез.38:19, 20; Агг.2:6; Иоил.2:10, 3:16).Комментарий
-
6. Исчезновение неба (6:14)
Ещё 2 глобальных, на первый взгляд, невероятных последствия космической эсхатологической катастрофы открываются апостолу в следующем видении.
"Небо исчезло, свернувшись, как свиток (Небеса раскололись и свернулись); все горы и острова сдвинулись ("были сдвинуты") со своих мест" (6:14, пер. [Л.24]; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.11, 12]).
"Имеется в виду папирусный свиток, который сворачивается на обоих концах" [Л.28]. "Здесь небо сравнивается с развёрнутым и натянутым свитком, который вдруг трескается посредине и каждая половина отскакивает и сворачивается" [Л.20]. Образное сравнение неба со свитком как архетипом тайны понятно, но почему оно "вдруг трескается посредине"?
Небо "разорвёт" планетообразное тело, пролетающее сквозь земную атмосферу с громким необычным шумом, с громовым раскатом [Л.22]. Оно расколет небо пополам, согласно написанному. "Небеса раскололись и свернулись" (6:14, пер. [Л.23]). "Найтяжче зрозуміти, якто могло "небо згорнутись"?" [Л.19, стр. 93].
Понять невероятный процесс сворачивание неба можно так. Вращение огромных масс атмосферного воздуха свернёт расколовшийся небосвод, подобно как сам собой сворачивается треснувший посредине развёрнутый "свиток книжный" (Ис.34:4).
Причиной возникновения глобального вихря послужит падение астероида в морскую стихию (Отк.8:8) или на сушу (9:1). В итоге "небо скрылось (было отстранено, исчезло), свившись как свиток" (6:14; Ис.34:4). То же самое предсказывает апостол Пётр, "небосвод с громким шумом исчезнет" (2Пет.3:10, пер. [11, 12]).
Неужели небо, земля, солнце перестанут существовать буквально, физически? по утверждению некоторых толкователей, например [Л.2, 8, 18, 19, 33].
Нет, атмосфера НЕ исчезнет. Однако из-за непрерывного пеплопада небосвод, вместе со звёздами, луной, солнцем, облаками, не будет виден (рис.4) на протяжении многих месяцев.
Поэтому пророк Исаия предсказывает явление Господа в дни, когда "тьма покроет землю , и мрак - народы" (Ис.60:2).
Второе глобальное последствие космической катастрофы, увиденной Иоанном,- передвижение со своих мест ВСЕХ гор и островов (6:14).
Причиной чего послужит великое землетрясение (6:12, 16:18) ударного происхождения (8:8, 10, 9:1), оно спровоцирует "большие землетрясения по местам" (Лк.21:11).
Из-за серии волнообразных сейсмических колебаний земной коры, "всякая гора и остров (все горы и острова) двинулись с мест своих" (Отк.6:14, б), убежали в сердце морей (16:20, Пс.45:3).
"Под влиянием глобального землетрясения огромные сегменты земной коры начнут двигаться, разрушая и перестраивая целые континенты" [Л.8]. Будущие разрушения на земле, в том числе гор, холмов, башен, стен предсказывают многие ветхозаветные пророки (Ис.13:13, 24:18-20, 30:25, Иез.38:20, Иер.24:4, Наум.1:5, Ам.8:8; Пс.59:4).Комментарий
-
6. Исчезновение неба (6:14)
Ещё 2 глобальных, на первый взгляд, невероятных последствия космической эсхатологической катастрофы открываются апостолу в следующем видении.
"Небо исчезло, свернувшись, как свиток (Небеса раскололись и свернулись); все горы и острова сдвинулись ("были сдвинуты") со своих мест" (6:14, пер. [Л.24]; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.11, 12]).
"Имеется в виду папирусный свиток, который сворачивается на обоих концах" [Л.28]. "Здесь небо сравнивается с развёрнутым и натянутым свитком, который вдруг трескается посредине и каждая половина отскакивает и сворачивается" [Л.20]. Образное сравнение неба со свитком как архетипом тайны понятно, но почему оно "вдруг трескается посредине"?
Небо "разорвёт" планетообразное тело, пролетающее сквозь земную атмосферу с громким необычным шумом, с громовым раскатом [Л.22]. Оно расколет небо пополам, согласно написанному. "Небеса раскололись и свернулись" (6:14, пер. [Л.23]). "Найтяжче зрозуміти, якто могло "небо згорнутись"?" [Л.19, стр. 93].
Понять невероятный процесс сворачивание неба можно так. Вращение огромных масс атмосферного воздуха свернёт расколовшийся небосвод, подобно как сам собой сворачивается треснувший посредине развёрнутый "свиток книжный" (Ис.34:4).
Причиной возникновения глобального вихря послужит падение астероида в морскую стихию (Отк.8:8) или на сушу (9:1). В итоге "небо скрылось (было отстранено, исчезло), свившись как свиток" (6:14; Ис.34:4). То же самое предсказывает апостол Пётр, "небосвод с громким шумом исчезнет" (2Пет.3:10, пер. [11, 12]).
Неужели небо, земля, солнце перестанут существовать буквально, физически? по утверждению некоторых толкователей, например [Л.2, 8, 18, 19, 33].
Нет, атмосфера НЕ исчезнет. Однако из-за непрерывного пеплопада небосвод, вместе со звёздами, луной, солнцем, облаками, не будет виден (рис.4) на протяжении многих месяцев.
Поэтому пророк Исаия предсказывает явление Господа в дни, когда "тьма покроет землю , и мрак - народы" (Ис.60:2).
Второе глобальное последствие космической катастрофы, увиденной Иоанном,- передвижение со своих мест ВСЕХ гор и островов (6:14).
Причиной чего послужит великое землетрясение (6:12, 16:18) ударного происхождения (8:8, 10, 9:1), оно спровоцирует "большие землетрясения по местам" (Лк.21:11).
Из-за серии волнообразных сейсмических колебаний земной коры, "всякая гора и остров (все горы и острова) двинулись с мест своих" (Отк.6:14, б), убежали в сердце морей (16:20, Пс.45:3).
"Под влиянием глобального землетрясения огромные сегменты земной коры начнут двигаться, разрушая и перестраивая целые континенты" [Л.8]. Будущие разрушения на земле, в том числе гор, холмов, башен, стен предсказывают многие ветхозаветные пророки (Ис.13:13, 24:18-20, 30:25, Иез.38:20, Иер.24:4, Наум.1:5, Ам.8:8; Пс.59:4).Комментарий
-
7. Бегство людей (6:15)
Снятие шестой печати открывает Иоанну видения последнего времени (6:12-14). Они относятся не только к небу, ко всей земле, но также к поведению её жителей.
"И цари земные и вельможи (высокопоставленные чиновники), и богатые и тысяченачальники (полководцы) и сильные (власть имущие), и всякий раб и всякий свободный скрылись (попрятались) в пещеры и в ущелья гор (в пещерах и расщелинах гор)" (6:15; в скобках, текст из [Л.11, 12]).
"Перечислены семь общественных положений, включающих все слои общества от императора до последнего раба" [Л.28; Л.4, 5, 19], что указывает "на всеобъемлющий характер суда" [Л.9].
Страх, затем ужас охватят все народы, поразят жителей на лице всей земли (6:16, 18:10, 15; Иез.7:27, Иер.4:9, 15:8). В точности как предсказывает Иисус Христос.
"Люди ослабеют от страха и ужаса (будут падать бездыханными) перед бедствиями, надвигающимися на землю (перед тем, что надвигается на мир) ..." (Лк.21:26, пер. [Л.23]; в скобках, текст из [Л.24]).
Увидев апокалиптическое знамение Сына Человеческого на небе, громко заплачут ВСЕ народы (Мт.24:30). Они далеко побегут, гонимые словно "пыль от вихря" (Ис.17:13), кинутся искать куда спрятать жизнь свою, провидит нави Йешайа.
"Люди укроются в скалах, уйдут в норы, под землю, из страха пред Господом, из-за блеска и величия Его. Поднимется Он - ужаснётся земля!" (Ис.2:19, пер. [Л.24]; Синод. пер. "когда Он восстанет сокрушить землю").
Но почему перед тем, "когда Господь восстанет, чтобы сокрушить землю" (ст.19, пер. [Л.23]), её жители "уйдут в норы, под землю"? равным образом спрячутся "в пещеры и в ущелья гор" (Отк.6:15). Несмотря на реальную угрозу погибнуть в пещерах, норах, подземных убежищах из-за великого землетрясения (6:12, 14;16:18-20).
Объяснение кроется в характере будущих крупномасштабных катаклизмов, возникновению высокотемпературных ударных волн из раскалённых газов, минеральной пыли, песка, сметающих да сжигающих всё на поверхности земли. Появлению огненных бурь, штормов, сильно нагретого, даже вне очагов пожаров, воздуха, обжигающего лёгкие при дыхании.
Кроме перечисленных бед. Падение метеоритов, многодневные кислотные дожди, густые пеплопады, затрудняющие нормальное дыхание [Л.29]. Избежать губительного воздействия всех перечисленных поражающих факторов можно лишь в укрытиях (6:15), в том числе под землёй. Потому что серповидное небесное "орудие суда" [Л.10] пожнёт всю поверхность земли (14:14-20).Комментарий
-
8. День Господень (6:16, 17)
Иоанн видит бегство людей "в пещеры и в ущелья гор", даже слышит, что они скажут.
"И говорят горам и камням (умоляли они горы и скалы): падите на нас и сокройте (спрячьте) нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (6:16; в скобках, текст из [Л.12]).
"Удивительно, что грешники молятся не о спасении своей души, а о своём уничтожении" [Л.30]. "Смерть станет для них желанной" [Л.10]. "Они предпочитали погибнуть под обломками рушащихся гор и камней, чем терпеть наказание Божье и гнев Агнца" [Л.5; Л.16].
Нет. Согласно видения, люди в пещерах не "предпочитали погибнуть", наоборот, хотят сохранить жизнь, скрывшись от суда Божьего в обвалившихся горах.
Что же подразумевает тайновидец под архетипом "лицо Бога"? выражаясь, "спрятаться от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца". Очевидно сияющий радиант метеорного потока, солнце ночного неба (рис.3). Знамение Господа на небосводе (Мт.24:30), превращающее тёмную ночь в ясный солнечный день [Л.22, 27].
Ибо написано, "лице Его - как солнце, сияющее в силе своей" (Отк.1:16, "словно палящее солнце в зените" [Л.24]). Оттого пророк Исаия советует. "Укройся в скале, спрячься в земле из страха пред Господом, из-за блеска и величия Его!" (Ис.2:10, пер. [Л.24]).
От сияющего "лица" Всемогущего растают горы, содрогнутся народы (64:1, 2). Небеса покроет величие Его, славою наполнится земля (Авв.3:3). "Блеск (сияния) её - как солнечный свет" (ст.4; "Она, как яркий свет" [Л.23]).
Характерным признаком эсхатологического Дня Господа, времени космической катастрофы, послужит сияющий радиант, подобный солнечному свету; вместе с тем, кроваво-красный небосвод (рис.5; Иоил.2:30, Втор.28:23, Ис.63:1-3).
С появлением астрономического знака-феномена постепенно изменится диффузное излучение неба, его цвет переменится с голубого на красный [Л.29].
Необычный красный небосвод Иоанн называет гневом Агнца (6:16).
Подобно ветхозаветным пророкам, многократно употреблявшим архетип "гнев Его", предвещая страшный День Господень (Ис.13:5-9, 30:27, 63:3-6, 66:15; Соф.1:14-18, 2:1-3, 3:8; Иер.25:30-38 и т.д.).
"Это будет самый драматический период во всей человеческой истории" [Л.10]. Мало кто из людей сможет пережить его (Отк.6:8, 8:11, 9:18; Мт.24:22, Ис.13:12, 24:6).
"Ибо пришёл (Наступил) великий день гнева Его (Их гнева), и кто может устоять?" (Отк.6:17; в скобках, уточнения из [Л.11]).
"Шестая печать открывает то, что пророки называют "День Господень" [Л.8]. "Слова ст.17 как бы подтверждают, что в шестой печати речь шла о наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня" [Л.17].
Вопрос, заданный нам Иоанном (ст.17), не нуждается в ответе. Также как риторический вопрос пророка Йоэйла, "велик день Господень и весьма (очень) страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:11, в).Комментарий
-
ЛИТЕРАТУРА
1. Словарь Нового Завета. Т.2. Мир Нового Завета.- М.: ББИ св. ап. Андрея, 2010.- 960 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
5. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
6. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Ч.2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733с.
7. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
8. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
11. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
12. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
13. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1 156 с.
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
15. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
16. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
17. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
18. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
19. Барчук І. Пояснення на книгу Обявлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
20. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
21. Статья "1. Комментарии к Евангелию от Матфея. Конец этого мира и возвращение Иисуса Христа (Мт.24:14-31)".
22. Статья "2. Комментарии ко Второму посланию Петра. День Господень (3:6-13)".
23. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
25. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
26. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088с.
27. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
28. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
29. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
30. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
31. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
32. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016, 1 423 с.
33. Фрискни Т. Сила к победе.- М.: Весть, 2003.- 221 с.
34. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.Комментарий
-
-
Комментарий
-
Комментарии к Книге Откровение. Звуки труб (8:5-12)
Просмотры: 3830 | Владилен Зарипов | Комментарии к Новому Завету
"И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились
трубить" (Отк.8:6)
"Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой
горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо
наступает день Господень, ибо он близок" (Иоил.2:1)
1. Вступление
Основные драматические картины Откровения сосредоточены в видениях 7 печатей (гл.6, 8), 7 труб (гл.8, 9, 11), 7 чаш (гл.15, 16). Архетипы печатей, труб, чаш взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены [Л.1].
Однако они не являются ни историческими эпохами, ни тремя периодами Великой скорби, ни разными группами наказаний, отделённых неопределёнными промежутками времени, как предполагается в работах [Л.2-6, 29].
Нет. Все видения Иоанна относятся к одному и тому же Божьему суду. Сначала он возвещается снятием печатей со свитка, затем осуществляется под звуки труб, потом описываются последствия суда через излияние 7 чаш.
Подобный вывод содержится в работе [Л.7], "очевидно, перед нами не нескончаемый перечень наказаний, а три параллельных описания одного и того же краткого периода Божьего суда" (стр. 516). Указанные описания не заимствованы из Ветхого завета, вопреки мнению авторов [Л.26].
Композиция ст. 8:5-12. 1. Вступление, указывающее на подготовку к суду (8:5, 6).
2. Изложение главной темы - массовое падение на землю небесных тел:
а) града, смешанного с огнём и кровью (8:7);
б) огромной горы, пылающей огнём (8:8, 9);
в) большой звезды, горящей подобно факелу (8:10, 11).
3. Заключение, описывающее загадочные атмосферные явления (8:12).
Главная тема. Падение на землю орудий гнева Божьего: кадильницы, горы, "звёзд", производящих катастрофические разрушения.
Цель написания. Открыть всем народам содержание предстоящего суда Творца над миром, лежащим во зле.
Содержание. За снятием 7-й печати апостолу открывается видение ангелов с трубами, архетипами суда Божьего (8:1, 2). Один из ангелов наполнил кадильницу углями из жертвенника, бросил её на землю (ст.5), что послужило сигналом другим ангелам (ст.6).
Звуки труб вызвали падение: 1) града, крови и огня, спалившего всю траву да треть деревьев (8:7); 2) как бы большой пылающей горы, превратившей часть моря в кровь (ст.8), погубившей треть его обитателей (ст.9); 3) большой звезды, отравившей часть источников пресной воды на земле (ст.10, 11).
После звуков четвёртой трубы на треть ослабеет свет от солнца, луны, звёзд; оттого третья часть дня и ночи лишатся света (8:12).
Проблемы толкования. Стихи 8:5-12 следует воспринимать аллегорически или буквально. Что именно подразумевал Иоанн под кадильницей, большой горой, большой звездой; какая связь града с огнём и кровью. Отчего в последние дни уменьшится светимость солнца, луны, звёзд.Комментарий
-
2. Кадильница (8:5, 6)
Рассказ Иоанна о содержании и последовательности предстоящих трагических событий, их удивительных персонажах (6:1-11) окончился со снятием 6-й печати [Л.8].
Седьмая печать (8:1) открывает следующую серию потрясающих апокалиптических видений, они показывают каким образом осуществятся ранее открытые апостолу явления космической эсхатологии. Действие начинается на небесах, руководят им ангелы (ст.2-4).
"И взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника (алтаря), и поверг (бросил) на землю: и произошли голоса (грохот, "гурконява" [Л.28]) и громы (раскаты грома), и молнии (вспышки молний) и землетрясение" (8:5; в скобках, текст из [Л.9]).
"В ветхозаветной скинии имелась тяжёлая медная кадильница, служившая для перенесения горящих углей из медного жертвенника ... В кадильнице носили горящие угли" [Л.6, стр. 551]. "Во время Соломонова храма кадильницы были золотыми" [Л.27, стр.987].
Понятно, но о чём хотел рассказать пророк? увидев подобную "золотую кадильницу" (8:3), брошенную с неба "на землю" (ст.5). Очевидно речь о космических телах, по-научному болидах, вторгающихся в атмосферу земли в виде горящих углей, окутанных кадильным дымом (рис.1).
Задача ангела "высыпать эти уголья на землю,- с высоты небесного свода ... Эти горячие уголья, высыпанные на землю, должны были обозначать начало казней Божьего гнева, наступление времени Божьего суда и отмщения" [Л.10].
Полёт болидов сопровождается грохотом ("голоса"), раскатами грома ("громы"), оканчивается световыми вспышками ("молнии" в ст. 8:5) по причине взрывов болидов в атмосфере. Столкновение же массивного космического тела (астероида) с поверхностью земного шара вызовет "землетрясение".
Похожее суждение у автора [Л.16]. "Ангел поверг горящие угли на землю, и они вызвали сильные взрывы, громы, молнии и землетрясения". Та же причина указывается в работе [Л.6]. "Ангел ... опрокинул горящие угли из кадильницы на землю". После чего.
"И семь Ангелов, имеющие ("державших" [Л.12]) семь труб, приготовились трубить" (8:6).
В древности звук рога или трубы применялся в разных целях. "Наиболее часто трубы использовались на войне: они призывали на бой, давали сигнал к атаке ... предупреждали о нападении или провозглашали победу" [Л.13, стр. 1225]. В Библии, "трубный звук стал эсхатологическим образом, который в апокалиптической литературе служит знамением конца времён" [Л.33, стр. 711].
На небесах сигналы к атаке дают ангелы (8:6-12). На земле "голоса (грохот) и громы" (ст.5) создадут ударные воздушные волны от полёта и столкновения с нашей планетой небесных тел [Л.1]. Таким образом земные трубные звуки явятся отражением небесных ангельских.Комментарий
Комментарий