6. Знамения в солнце, луне, звёздах
В качестве ожидаемого христианами знака пришествия, Господь едва ли даст какое-то изображение или авангард ангелов.
В древности "считалось, что исторические события связаны с соответствующими явлениями природы" [Л.28, стр. 682]. "Перед тем как Христос видимым образом придёт на землю, будут происходить природные знамения на небе и на земле" [Л.40, стр. 224].
Логично. Творец всего сущего, в частности для астрономических знамений, создал природные светила: солнце, луну, звёзды. "И сказал Бог: да будут светила на (своде) тверди небесной ... для знамений ..." (Быт.1:14, "для особых знамений" пер. [Л.26]).
"Согласно Быт.1:14-19, Солнце и Луна, как и звёзды, должны давать Земле свет, определять смену времён года и служить "знамениями" [Л.36, стр. 118]. Под знамениями имеются в виду солнечные затмения, лунные затмения, иные необычные небесные явления [Л.20, стр. 43]. В том числе, перед наступлением Дня Господа произойдут затмения светил, согласно пророчества Иоиля.
"Солнце превратится во тьму (померкнет) и луна - в кровь, прежде нежели (перед тем, как) наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31). Здесь указан не символ Божьего суда, по версии [Л.27, стр. 1122], или аллегория, по мнению претеристов [Л.31, стр. 178], а реальные физические явления.
О грядущих событиях говорит Иисус ученикам, перечисляя 3-и последовательных астрономических явления. "И будут (появятся) знамения в солнце (1) и луне (2) и звёздах (3) " (Лк.21:25). В толковании [Л.12] они названы "космическими знамениями" (стр. 267).
Видение указанных Христом природных апокалиптических знамений дано Иоанну: "солнце стало мрачно (почернело) как власяница (мешковина из чёрной шерсти), и луна сделалась как кровь" (Отк.6:12).
Именно небесное тело ("звезду") дал Бог в виде знамения, чтобы указать мудрецам с востока на рождение Мессии, привести их в город Вифлеем (Мт.2:2, 7, 9). Следовательно не крест, лик Христа или Небесный Иерусалим, а знамения в солнце, луне, звёздах возвестят пришествие Господне?
Заманчиво ответить "да", но правильнее сказать "нет". Во-первых, Учитель говорил об одном знаке возвращения, не о трёх (Мт.24:30). Во-вторых, 3-и вышеуказанные знамения в светилах, в частности затмения, трудно отождествить со следующими словами Иисуса.
"Ибо, как молния (возможно, "сияние солнца" [Л.3, стр. 467]), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба ("озаряет всё небо" [Л.35, 38]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24; Мт.24:27).
Здесь сообщается не о затмении. Наоборот, о вспышках света, ярком свечении, так как греческое "astrape" (Синод. пер., "молния") означает "ясный свет", "сияние". Сказанное подтверждается стихом Лк.11:36, в нём "astrape" переведено как "сияние". Также в Мт.24:30 словом "явится" (знамение) переведено греческое слово, производное от глагола "светить" [Л.21].
В-третьих, изменения в свете солнца, луны, звёзд действительно будут (Лк.21:25, Отк.6:12, Иоил.2:31). Однако нет веских библейских оснований считать их именно тем знаком, о котором сообщает ученикам Христос (Мт.24:30).
Потому что загадочное знамение Божьего могущества должно выглядеть чудом (Дан.3:33). Явлением всемирного масштаба: величественным, необычным, удивительным, устрашающим (Исх.4:1-9, 7:3, Иоил.2:30, Мт.12:38-40).
Так бесчисленные вспышки света в ночном небе (2Пет.3:10) увидят "и зарыдают в отчаянии все народы земли" (Мт.24:30, пер. [Л.35]; "возопиют от страха и смятения" [Л.38]). Устрашится любой человек, поднявший голову к небу (Лк.21:28).
В таком случае, возможен ли вообще правильный ответ о сущности знамения? как найти ответ, каким образом научно обосновать?
Комментарий