7.1
Последние слова заслуживают более подробного анализа. Дабы разобраться с правым и левым,
прочтем этот фрагмент целиком: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем,
чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда
творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах,
чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же,
когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы
милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:14).
Эти слова можно понять так, что творить милостыню открыто и явно соответствует случаю,
когда левая рука знает, что делает правая рука, подающая или творящая милостыню; когда же
левая рука не знает, что делает правая, это имеет какое"то отношение к тайне.
Но это относится к милостыне. А как быть, если выступаешь «с оружием правды в правой
и левой руке» (2 Кор 6:7)? Надо ли и в этом случае левой руке не знать, что делает правая?
К сожалению, в рамках канонических писаний этот вопрос остается открытым.
К слову сказать, у Фомы последнее правило относится не только к творению милостыни, но
носит более общий характер: «То, что твоя правая рука будет делать,пусть твоя левая рука не
знает того, что она [правая] делает» (Фома 66).
Напомним читателю роль правой руки (которая в Синодальном переводе часто выступает как
десница): «[Господь] вел Моисея за правую руку» (Ис 63:12); «Я Господь, Бог твой; держу тебя за
правую руку твою, говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе» (Ис 41:13 ср. 45:1); «Ты держишь
меня за правую руку» (Пс 72:23). Поэтому мы естественно воспринимаем, что в деснице правед"
ника должна быть истина. Но это сказано о праведнике.
А как обстоят дела с грешником? Что у него в правой руке?«Он гоняется за пылью; обма"
нутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не
обман ли в правой руке моей?» (Ис 44:20). Оказывается, в правой руке может быть и обман.
Причем, как видно из контекста, обнаружить, что почитаемое тобой за истину, на самом деле
обман, уже есть шаг, достойный похвалы. Иными словами, хотя бы у человека в правой руке
был и обман, он все равно почитает находящееся в правой руке за истину. И о нечестивом же
сказано: «Диавол да станет одесную [т. е. по правую руку] его» (Пс 108:6).
Итак, в отличие от праведника грешник говорит: «Не обман ли в правой руке моей?»
(Ис 44:20). Но ведь «нет верных между сынами человеческими» (Пс 11:2); «нет человека
праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Ек 7:20); «все согрешили и
лишены славы Божией» (Рим 3:23).
Заметим, что Филипп, хоть и говорит о неотделимости правого от левого, все же противопостав#
лет правое левому, как свет противопоставлен тьме и жизньсмерти: «Свет и тьма, жизнь и
смерть, правое и левоебратья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие
не хороши, и плохиене плохи, и жизньне жизнь, и смертьне смерть» (Филипп 10).
«Сердце мудрогона правую сторону, а сердце глупогона левую» (Ек 10:2). Этот стих мог
быть переведен и иначе: «Сердце мудрогопо правую руку, а сердце глупогопо левую».
И ведь именно обманутое сердце вводит нечестивого в заблуждение (ср Ис 44:20). В другом
месте читаем: «Наставление [в мудрости] для разумного ... как драгоценное украшение на правой
руке» (Сир 21:24). Ну а что наставление в истине для глупца?Очень просто: «Наставление для
безумных как цепи на правой руке» (Сир 21:22),читаем там же.
Правая рука сама собой предназначена для клятвы. И нам кажется излишним распростра"
няться на тему того, что клятвазалог истинности. Итак, повторим еще раз: в правой руке
праведникаистина. А в правой руке нечестивоголожь, которую он не может отличить от
истины.
Однако в правой руке может быть не только обман: «Не погуби души моей с грешниками и
жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна
мздоимства» (Пс 25:910). Оказывается, в правой руке может быть и мздоимство.
К сожалению, ранее мы никак не коснулись этой операции с неверным богатством. Однако
толкование сего столь явно лежит на поверхности, что можно лишь сожалеть о нашей несооб"
разительности в прошлом. Мздоимство есть предпочтение неверного богатства истине, способ"
ствование мудрости века сего в ущерб истине. Обращаем внимание еще раз: у праведного в
правой руке должна быть истина. Если же в правой рукемздоимство, то о праведности и
речи быть не может. В правой руке неправедного может быть и нечто иное, гораздо более
близкое ко лжи: «В правой руке у него гаданье» (Иез 21:22).
Подводя промежуточный итог, скажем, что в правой руке человекато, что он почитает за
истину,правда человеческая.
Еще заметим, что правая рукасимвол мира: «Итак, подадим правую руку этим людям и
заключим с ними мир» (1 Мак 6:58; ср. 2 Мак 11:30). Последнее наше наблюдение ничуть не817 Глава X. ЭТИКА
противоречит первому, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира (ср. 1 Кор 14:33). С другой
стороны, противоположность миру, смирению, как мы знаем,гордыня, и с рукой, простертой
надменно, бывает так: «Взяли Иудеи и отрубили голову Никанора и правую руку его, которую
он простирал надменно» (1 Мак 7:47).
Но что же? И истина с ложью, и мир с гордынейвсе в правой руке? А что же остается
левой? Только ли знать или не знать, что делает правая? При этомвесьма интересное наблюде"
ниепочти во всех известных нам языках правое кажется синонимом правильного (однако
в иврите и греческом это правило не действует), и, наоборот, ни в одном из известных нам
языков левое не является синонимом ложного (Вавилонское смешение все-таки продолжается, и в современном русском языке уже некоторое время
существуют такие неформальные обороты, как «левый товар», «левая [в другом смысле] водка», «пойти налево»
и пр. Не придется удивляться, что в будущем анализ правого и левого окажется еще более затруднен).
Продолжим наши рассуждения. Является ли гордыня единственным случаем, когда правая
рука заслуживает быть отрубленной? Для читателя, хорошо помнящего Нагорную проповедь,
этот вопрос смешон. Не помните ли?«Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и
брось от себя» (Мф 5:30). Но ведь мы только что выяснили, что и истина, и ее противополож"
ность находятся в правой руке. Человек полагает, что в правой руке его истина, но именно в
правой руке и может оказаться обман (Ис 44:20). Это"то и есть случай, когда правая рука соблаз"
няет тебя. В зависимости от того, что именно находится в правой руке, можно давать рекоменда"
ции, питать ли и греть такую руку (ср. Еф 5:29), или же отсечь ее и бросить.
Заметим, что у Матфея, ничего не сказано по поводу того, что нужно отсекать левую руку,
если та соблазняет человека. Но ведь левая рука не для истины и не для лжи. В ней не может
оказаться обман вместо истины. Левую руку не надо отсекать, ибо она не может соблазнять.
Еще добавим, что уж если кто решил отсечь свою правую руку и бросить, то этого никак не
сделать, кроме как левой рукой.
Но даже если бы левая рука не имела бы упомянутого следующего из формулировки Матфея
странного свойства, мы все равно не могли бы ограничиться рассмотрением свойств одной
только правой руки.
Мы совершили бы большую ошибку, если бы пропустили одно слово из речения, определя"
ющего обязанности левой рука в отношении правой. Слово это«трубить»: «Когда творишь
милостыню, не труби перед собою» (Мф 6:2). Неужели это просто метафора, литературный
или риторический прием? Нет же!Писание не содержит выражений для украшения речи
(ср. Климент. Strom VI.129:4, см. I.I.3, с. 36). Глагол «трубить» должен нести какой"то смысл.
А ведь и труба у трубящего находится в правой руке: «И затрубили все три отряда трубами, и
разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и труби"
ли, и кричали: меч Господа и Гедеона!» (Суд 7:20).
Не для того ли сказано у Матфея про трубы, чтобы мы нашли эти слова из книги Судей,
дабы узнать, что в левой руке находится светильник?
Иными словами, в правой руке человекаего правда, которая у каждого своя. И эту"то
правду, не подозревая об обмане, полагая, что делает благо, творит милостыню, человек стре"
мится раструбить по всему миру. А в левой рукене предположения человека об истине, не
вера, но то, что он точно знает.
Смотри, читатель, в каком удивительном свете предстает перед нами противопоставление
правого левому: не правда и ложь, а вера и знание. И они действительно братья друг другу.
Этим толкованием снимается огромное число проблем. Когда человек творит благо, вовсе
не нужно помнить, что добро и зло не существуют объективно, но только в сознании. Истинно,
«когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф 6:3).
А когда творишь зло, то левой руке надо или не надо знать, что делает правая?Пожалуй, тоже
лучше не знать, ибо иначе она либо оправдает творимое тобой зло, либо, наоборот, отсечет
правую руку и бросит. Получается, как у Фомы (66): что бы ни делала правая рука, пусть левая
рука твоя не знает, что делает правая. И всякий раз, как в правой руке твоей обнаруживается
обман, то только левой и приходится отсекать ее и бросать. Но только левой рукой и можно
это сделать
Но во взаимоотношениях правой и левой руки есть еще несколько интересных особенно"
стей, о которых нет речи ни в канонических, ни в апокрифических книгах в Библии. Когда
творишь зло, должна ли правая рука знать, что знает левая?Ни в коем случае! А когда добро,
надо ли правой руке знать, что знает левая?Опять нет!..
Напомним читателю еще и то, что мы говорили в первой книге по поводу числа восемнад"
цать. Существует выражение истинымудрость, но истину можно пытаться и отразить. Неотъ"
емлемое свойство любого отраженияпревращение правого в левое и левого в правое. Мы
говорили тогда, что восемнадцать представляет собой число лжи. Надо исправиться: заблуж"
дение и искажение истины более точно характеризует это число.
А как читателю понравится такое: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором
более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество
скота?» (Ион 4:11). Или: «Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, [потому
что пути правые наблюдает Господь, а левыеиспорчены]» (Прит 4:2728).
Итак, сделай свои пути прямыми. Не уклоняйся ни влево, «ибо [кто] думает, что он знает
что"нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор 8:2),ни вправо, следуя
за своими представлениями об истине, которые могут оказаться обманом. Теперь все
Однако не все. Ибо остается приведенный уже фрагмент из Матфея, который, кажется, если
и не опровергает всего сказанного выше о правом и левом, то уж во всяком случае ставит
дополнительные вопросы (Мф 25:3146):
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,
тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит
одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую
Свою сторону, а козловпо левую И пойдут сии в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную.
Обращаем внимание, что отделенные от овец козлы, проклятые, путь которыхв огонь вечный,
уготованный диаволу, поставлены по левую рукувесьма печальная участь. Как же быть со
всем сказанным нами о левой руке?
Но читатель мудрый, мы ведь все время говорили о человеке несовершенном, о том, кото"
рый еще не достиг и не усовершился, но который находится только на пути к цели. Когда он
достигает цели, то становится совершенным, свободным, спасенным. Собственно, это"то и
есть цель. Правое и левое для странника на этом пути совсем не то, что для Победившего и
Воссевшего на престоле славы одесную Отца. Точно так же и любовь и ярость человеческие
совсем не то, что любовь и гнев Божии. Подобно этомучеловеку заповедано судить, а Судье
Всевышнемунет.
- - - Добавлено - - -
Хотел сказать: "от левого", ибо оно так. Но ни левое без правого, ни правое без левого. Выбор только одного с отказом от второго есть человекоубийство.
Последние слова заслуживают более подробного анализа. Дабы разобраться с правым и левым,
прочтем этот фрагмент целиком: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем,
чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда
творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах,
чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же,
когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы
милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:14).
Эти слова можно понять так, что творить милостыню открыто и явно соответствует случаю,
когда левая рука знает, что делает правая рука, подающая или творящая милостыню; когда же
левая рука не знает, что делает правая, это имеет какое"то отношение к тайне.
Но это относится к милостыне. А как быть, если выступаешь «с оружием правды в правой
и левой руке» (2 Кор 6:7)? Надо ли и в этом случае левой руке не знать, что делает правая?
К сожалению, в рамках канонических писаний этот вопрос остается открытым.
К слову сказать, у Фомы последнее правило относится не только к творению милостыни, но
носит более общий характер: «То, что твоя правая рука будет делать,пусть твоя левая рука не
знает того, что она [правая] делает» (Фома 66).
Напомним читателю роль правой руки (которая в Синодальном переводе часто выступает как
десница): «[Господь] вел Моисея за правую руку» (Ис 63:12); «Я Господь, Бог твой; держу тебя за
правую руку твою, говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе» (Ис 41:13 ср. 45:1); «Ты держишь
меня за правую руку» (Пс 72:23). Поэтому мы естественно воспринимаем, что в деснице правед"
ника должна быть истина. Но это сказано о праведнике.
А как обстоят дела с грешником? Что у него в правой руке?«Он гоняется за пылью; обма"
нутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не
обман ли в правой руке моей?» (Ис 44:20). Оказывается, в правой руке может быть и обман.
Причем, как видно из контекста, обнаружить, что почитаемое тобой за истину, на самом деле
обман, уже есть шаг, достойный похвалы. Иными словами, хотя бы у человека в правой руке
был и обман, он все равно почитает находящееся в правой руке за истину. И о нечестивом же
сказано: «Диавол да станет одесную [т. е. по правую руку] его» (Пс 108:6).
Итак, в отличие от праведника грешник говорит: «Не обман ли в правой руке моей?»
(Ис 44:20). Но ведь «нет верных между сынами человеческими» (Пс 11:2); «нет человека
праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Ек 7:20); «все согрешили и
лишены славы Божией» (Рим 3:23).
Заметим, что Филипп, хоть и говорит о неотделимости правого от левого, все же противопостав#
лет правое левому, как свет противопоставлен тьме и жизньсмерти: «Свет и тьма, жизнь и
смерть, правое и левоебратья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие
не хороши, и плохиене плохи, и жизньне жизнь, и смертьне смерть» (Филипп 10).
«Сердце мудрогона правую сторону, а сердце глупогона левую» (Ек 10:2). Этот стих мог
быть переведен и иначе: «Сердце мудрогопо правую руку, а сердце глупогопо левую».
И ведь именно обманутое сердце вводит нечестивого в заблуждение (ср Ис 44:20). В другом
месте читаем: «Наставление [в мудрости] для разумного ... как драгоценное украшение на правой
руке» (Сир 21:24). Ну а что наставление в истине для глупца?Очень просто: «Наставление для
безумных как цепи на правой руке» (Сир 21:22),читаем там же.
Правая рука сама собой предназначена для клятвы. И нам кажется излишним распростра"
няться на тему того, что клятвазалог истинности. Итак, повторим еще раз: в правой руке
праведникаистина. А в правой руке нечестивоголожь, которую он не может отличить от
истины.
Однако в правой руке может быть не только обман: «Не погуби души моей с грешниками и
жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна
мздоимства» (Пс 25:910). Оказывается, в правой руке может быть и мздоимство.
К сожалению, ранее мы никак не коснулись этой операции с неверным богатством. Однако
толкование сего столь явно лежит на поверхности, что можно лишь сожалеть о нашей несооб"
разительности в прошлом. Мздоимство есть предпочтение неверного богатства истине, способ"
ствование мудрости века сего в ущерб истине. Обращаем внимание еще раз: у праведного в
правой руке должна быть истина. Если же в правой рукемздоимство, то о праведности и
речи быть не может. В правой руке неправедного может быть и нечто иное, гораздо более
близкое ко лжи: «В правой руке у него гаданье» (Иез 21:22).
Подводя промежуточный итог, скажем, что в правой руке человекато, что он почитает за
истину,правда человеческая.
Еще заметим, что правая рукасимвол мира: «Итак, подадим правую руку этим людям и
заключим с ними мир» (1 Мак 6:58; ср. 2 Мак 11:30). Последнее наше наблюдение ничуть не817 Глава X. ЭТИКА
противоречит первому, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира (ср. 1 Кор 14:33). С другой
стороны, противоположность миру, смирению, как мы знаем,гордыня, и с рукой, простертой
надменно, бывает так: «Взяли Иудеи и отрубили голову Никанора и правую руку его, которую
он простирал надменно» (1 Мак 7:47).
Но что же? И истина с ложью, и мир с гордынейвсе в правой руке? А что же остается
левой? Только ли знать или не знать, что делает правая? При этомвесьма интересное наблюде"
ниепочти во всех известных нам языках правое кажется синонимом правильного (однако
в иврите и греческом это правило не действует), и, наоборот, ни в одном из известных нам
языков левое не является синонимом ложного (Вавилонское смешение все-таки продолжается, и в современном русском языке уже некоторое время
существуют такие неформальные обороты, как «левый товар», «левая [в другом смысле] водка», «пойти налево»
и пр. Не придется удивляться, что в будущем анализ правого и левого окажется еще более затруднен).
Продолжим наши рассуждения. Является ли гордыня единственным случаем, когда правая
рука заслуживает быть отрубленной? Для читателя, хорошо помнящего Нагорную проповедь,
этот вопрос смешон. Не помните ли?«Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и
брось от себя» (Мф 5:30). Но ведь мы только что выяснили, что и истина, и ее противополож"
ность находятся в правой руке. Человек полагает, что в правой руке его истина, но именно в
правой руке и может оказаться обман (Ис 44:20). Это"то и есть случай, когда правая рука соблаз"
няет тебя. В зависимости от того, что именно находится в правой руке, можно давать рекоменда"
ции, питать ли и греть такую руку (ср. Еф 5:29), или же отсечь ее и бросить.
Заметим, что у Матфея, ничего не сказано по поводу того, что нужно отсекать левую руку,
если та соблазняет человека. Но ведь левая рука не для истины и не для лжи. В ней не может
оказаться обман вместо истины. Левую руку не надо отсекать, ибо она не может соблазнять.
Еще добавим, что уж если кто решил отсечь свою правую руку и бросить, то этого никак не
сделать, кроме как левой рукой.
Но даже если бы левая рука не имела бы упомянутого следующего из формулировки Матфея
странного свойства, мы все равно не могли бы ограничиться рассмотрением свойств одной
только правой руки.
Мы совершили бы большую ошибку, если бы пропустили одно слово из речения, определя"
ющего обязанности левой рука в отношении правой. Слово это«трубить»: «Когда творишь
милостыню, не труби перед собою» (Мф 6:2). Неужели это просто метафора, литературный
или риторический прием? Нет же!Писание не содержит выражений для украшения речи
(ср. Климент. Strom VI.129:4, см. I.I.3, с. 36). Глагол «трубить» должен нести какой"то смысл.
А ведь и труба у трубящего находится в правой руке: «И затрубили все три отряда трубами, и
разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и труби"
ли, и кричали: меч Господа и Гедеона!» (Суд 7:20).
Не для того ли сказано у Матфея про трубы, чтобы мы нашли эти слова из книги Судей,
дабы узнать, что в левой руке находится светильник?
Иными словами, в правой руке человекаего правда, которая у каждого своя. И эту"то
правду, не подозревая об обмане, полагая, что делает благо, творит милостыню, человек стре"
мится раструбить по всему миру. А в левой рукене предположения человека об истине, не
вера, но то, что он точно знает.
Смотри, читатель, в каком удивительном свете предстает перед нами противопоставление
правого левому: не правда и ложь, а вера и знание. И они действительно братья друг другу.
Этим толкованием снимается огромное число проблем. Когда человек творит благо, вовсе
не нужно помнить, что добро и зло не существуют объективно, но только в сознании. Истинно,
«когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф 6:3).
А когда творишь зло, то левой руке надо или не надо знать, что делает правая?Пожалуй, тоже
лучше не знать, ибо иначе она либо оправдает творимое тобой зло, либо, наоборот, отсечет
правую руку и бросит. Получается, как у Фомы (66): что бы ни делала правая рука, пусть левая
рука твоя не знает, что делает правая. И всякий раз, как в правой руке твоей обнаруживается
обман, то только левой и приходится отсекать ее и бросать. Но только левой рукой и можно
это сделать
Но во взаимоотношениях правой и левой руки есть еще несколько интересных особенно"
стей, о которых нет речи ни в канонических, ни в апокрифических книгах в Библии. Когда
творишь зло, должна ли правая рука знать, что знает левая?Ни в коем случае! А когда добро,
надо ли правой руке знать, что знает левая?Опять нет!..
Напомним читателю еще и то, что мы говорили в первой книге по поводу числа восемнад"
цать. Существует выражение истинымудрость, но истину можно пытаться и отразить. Неотъ"
емлемое свойство любого отраженияпревращение правого в левое и левого в правое. Мы
говорили тогда, что восемнадцать представляет собой число лжи. Надо исправиться: заблуж"
дение и искажение истины более точно характеризует это число.
А как читателю понравится такое: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором
более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество
скота?» (Ион 4:11). Или: «Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, [потому
что пути правые наблюдает Господь, а левыеиспорчены]» (Прит 4:2728).
Итак, сделай свои пути прямыми. Не уклоняйся ни влево, «ибо [кто] думает, что он знает
что"нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор 8:2),ни вправо, следуя
за своими представлениями об истине, которые могут оказаться обманом. Теперь все
Однако не все. Ибо остается приведенный уже фрагмент из Матфея, который, кажется, если
и не опровергает всего сказанного выше о правом и левом, то уж во всяком случае ставит
дополнительные вопросы (Мф 25:3146):
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,
тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит
одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую
Свою сторону, а козловпо левую И пойдут сии в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную.
Обращаем внимание, что отделенные от овец козлы, проклятые, путь которыхв огонь вечный,
уготованный диаволу, поставлены по левую рукувесьма печальная участь. Как же быть со
всем сказанным нами о левой руке?
Но читатель мудрый, мы ведь все время говорили о человеке несовершенном, о том, кото"
рый еще не достиг и не усовершился, но который находится только на пути к цели. Когда он
достигает цели, то становится совершенным, свободным, спасенным. Собственно, это"то и
есть цель. Правое и левое для странника на этом пути совсем не то, что для Победившего и
Воссевшего на престоле славы одесную Отца. Точно так же и любовь и ярость человеческие
совсем не то, что любовь и гнев Божии. Подобно этомучеловеку заповедано судить, а Судье
Всевышнемунет.
- - - Добавлено - - -
Хотел сказать: "от левого", ибо оно так. Но ни левое без правого, ни правое без левого. Выбор только одного с отказом от второго есть человекоубийство.
Комментарий