До воплощения в Иисусе Христе Бог обитал в неприступном свете. Тогда Он имел одну только нетварную Божественность, и, естественно, в Нём не было ничего тварного, в том числе и тварного человечества. Божественность же не имеет ни формы, ни вида, ни образа. Посему и написано в Библии:
Втор.4:15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня
1Тим.6:16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может
Иоан.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Похожей точки зрения придерживается, вроде бы, и православная антропология.
Священник Андрей Лоргус в книге «Православная антропология» (частьII "Природа человека"; Глава 8 "Образ Божий") пишет следующее:
8.2.3. Телесность образа Божьего
Во многих христианских храмах по всему свету мы встретим изображения Бога Отца в образе старца. Для подавляющего большинства людей эти изображения вполне естественны - ведь Бог создал человека по Своему образу. Между тем, если мы хотим, чтобы наши иконы и фрески соответствовали православному богословию, мы должны либо вовсе отказаться от подобных изображений, либо, если сделать это по разным причинам не представляется возможным, относиться к ним как к символам. Мы должны держаться твердого убеждения, что в православии может иметь место только один изобразимый образ Бога - образ Иисуса Христа. Только Он воплотился и стал видимым, осязаемым. Но Бог в Своей сущности и природе остается не познаваемым и неизобразимым в собственных образах, а не в символах (например, рыбах, голубе, агнце и т.п.).
Православное святоотеческое богословие однозначно отрицает человеческую телесность в Боге, даже образ человеческого тела. Образ Божий "бестелесен".
* * *
Если правда оно (ну, хотя бы на треть), тогда стоит себя спросить: а как же Господь Бог мог сотворить первого человека Адама «по образу Своему, по образу Божию» (Быт.1:27), если Сам Он в то время никакого видимого образа во вселенной ещё не имел?
Правда, в Чис.12:8 написано, что Моисею каким-то образом всё-таки удавалось видеть образ невидимого Бога:
"...образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?"
Но я склонен считать, что написано так только потому, что Моисей, который в Ветхом Завете был вождём народа Израиля, является прообразом Святого Духа, являющегося вождём всех верующих в Новом Завете.
Видел Моисей, конечно, не Самого Бога, Которого видеть невозможно, но видел Моисей Его образ, Его нетварную духовную сущность, которая есть Любовь, и которую Бог пожелал отобразить в Своём творении, а именно в тварном человеке.
* * *
Все ветхозаветные образы и прообразы указывали на Иисуса Христа, на Его смерть и воскресение, и Моисей, будучи пророком Божьим и автором Торы, смог увидеть и в той же Торе, которую Бог дал людям через Моисея, и в образе скинии, и в образе жертвоприношений, и в образе священнического служения, - во всём этом величайший Божий пророк смог увидеть Сына Божьего Мессию Израиля, Который, придя в назначенное время на землю, будет истинным образом истинного Бога.
Для прочих же людей видеть образ Бога во времена Ветхого Завета было "технически" невозможно. Таким образом, библейский стих Чис.12:8 только лишь подтверждает уникальность Моисея. Эта уникальность заключается в его сверхъестественных способностях. Но смог ли Моисей явить народу Божьему Божью Любовь?
- Пожалуй, нет. Все, кто вышел с ним из Египта (кроме двух человек), должны были умереть в пустыне...
Потому имя Моисея более ассоциируется у нас с Божьей святостью и праведностью, чем с Божьей милостью и любовью.
* * *
Иисус Христос первый Богочеловек, в Котором нетварная Божественность Бога соединилась с тварной человеческой природой. Благодаря этому у Бога появилась возможность зримо и осязательно явить Себя людям и, главное, показать им Свою Любовь. Войдя в пространство и время, облёкшись в плоть и кровь, Иисус Христос стал видимым образом невидимого Бога. А до этого великого события никакого видимого образа у Бога не было, почему и сотворить первого человека Адама по образу Своему Он, конечно, не мог.
Сегодня Божий образ имеют не дети Адама, а дети Божьи, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:13).
Дети Адама, как и их отец, носят образ перстного, а дети Божьи образ небесного.
Бог есть Любовь. Свою силу и Божество Он выразил во всём Творении, но явить Себя как Личность, явить Свой Святой образ Он мог не иначе, как только в человеке, для чего Ему Самому пришлось стать Человеком.
Всё христианство сегодня утверждает, что первый человек Адам был сотворён по образу Божьему. Но на самом деле это не так.
- Ни разум, ни свободная воля, ни творческие способности, ни способности владычествовать над животным миром ничто из этого не сделало человека образом нетварного Бога, ибо всем этими способностями (да в придачу и способностью творить великие чудеса и знамения) обладает и тварный дух, имя которому диавол и сатана. Единственное, чего у дьявола нет, - это Божественной Любви.
Наличие или отсутствие у человека святой Божественной Любви (Агапэ) - это то единственное, что отличает детей Адама, имеющих образ земного (образ перстного) от детей Бога, которые в продолжение земной жизни преобретают образ небесного (образ Божий).
* * *
Почему же христианство настаивает на том, что человек был сотворён по образу Божьему?
- Потому, что до сего дня без каких бы то ни было серьёзных оснований отождествляются две истории о сотворении человека, которые записаны в первой и второй главах Бытия...
На самом же деле первая глава Бытия - это пророчество о Христе и Церкви, и она не имеет никакого отношения ни к сотворению первого человека Адама, ни к сотворению земной флоры и фауны, ни к сотворению видимой Вселенной...
Втор.4:15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня
1Тим.6:16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может
Иоан.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Похожей точки зрения придерживается, вроде бы, и православная антропология.
Священник Андрей Лоргус в книге «Православная антропология» (частьII "Природа человека"; Глава 8 "Образ Божий") пишет следующее:
8.2.3. Телесность образа Божьего
Во многих христианских храмах по всему свету мы встретим изображения Бога Отца в образе старца. Для подавляющего большинства людей эти изображения вполне естественны - ведь Бог создал человека по Своему образу. Между тем, если мы хотим, чтобы наши иконы и фрески соответствовали православному богословию, мы должны либо вовсе отказаться от подобных изображений, либо, если сделать это по разным причинам не представляется возможным, относиться к ним как к символам. Мы должны держаться твердого убеждения, что в православии может иметь место только один изобразимый образ Бога - образ Иисуса Христа. Только Он воплотился и стал видимым, осязаемым. Но Бог в Своей сущности и природе остается не познаваемым и неизобразимым в собственных образах, а не в символах (например, рыбах, голубе, агнце и т.п.).
Православное святоотеческое богословие однозначно отрицает человеческую телесность в Боге, даже образ человеческого тела. Образ Божий "бестелесен".
* * *
Если правда оно (ну, хотя бы на треть), тогда стоит себя спросить: а как же Господь Бог мог сотворить первого человека Адама «по образу Своему, по образу Божию» (Быт.1:27), если Сам Он в то время никакого видимого образа во вселенной ещё не имел?
Правда, в Чис.12:8 написано, что Моисею каким-то образом всё-таки удавалось видеть образ невидимого Бога:
"...образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?"
Но я склонен считать, что написано так только потому, что Моисей, который в Ветхом Завете был вождём народа Израиля, является прообразом Святого Духа, являющегося вождём всех верующих в Новом Завете.
Видел Моисей, конечно, не Самого Бога, Которого видеть невозможно, но видел Моисей Его образ, Его нетварную духовную сущность, которая есть Любовь, и которую Бог пожелал отобразить в Своём творении, а именно в тварном человеке.
* * *
Все ветхозаветные образы и прообразы указывали на Иисуса Христа, на Его смерть и воскресение, и Моисей, будучи пророком Божьим и автором Торы, смог увидеть и в той же Торе, которую Бог дал людям через Моисея, и в образе скинии, и в образе жертвоприношений, и в образе священнического служения, - во всём этом величайший Божий пророк смог увидеть Сына Божьего Мессию Израиля, Который, придя в назначенное время на землю, будет истинным образом истинного Бога.
Для прочих же людей видеть образ Бога во времена Ветхого Завета было "технически" невозможно. Таким образом, библейский стих Чис.12:8 только лишь подтверждает уникальность Моисея. Эта уникальность заключается в его сверхъестественных способностях. Но смог ли Моисей явить народу Божьему Божью Любовь?
- Пожалуй, нет. Все, кто вышел с ним из Египта (кроме двух человек), должны были умереть в пустыне...
Потому имя Моисея более ассоциируется у нас с Божьей святостью и праведностью, чем с Божьей милостью и любовью.
* * *
Иисус Христос первый Богочеловек, в Котором нетварная Божественность Бога соединилась с тварной человеческой природой. Благодаря этому у Бога появилась возможность зримо и осязательно явить Себя людям и, главное, показать им Свою Любовь. Войдя в пространство и время, облёкшись в плоть и кровь, Иисус Христос стал видимым образом невидимого Бога. А до этого великого события никакого видимого образа у Бога не было, почему и сотворить первого человека Адама по образу Своему Он, конечно, не мог.
Сегодня Божий образ имеют не дети Адама, а дети Божьи, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:13).
Дети Адама, как и их отец, носят образ перстного, а дети Божьи образ небесного.
Бог есть Любовь. Свою силу и Божество Он выразил во всём Творении, но явить Себя как Личность, явить Свой Святой образ Он мог не иначе, как только в человеке, для чего Ему Самому пришлось стать Человеком.
Всё христианство сегодня утверждает, что первый человек Адам был сотворён по образу Божьему. Но на самом деле это не так.
- Ни разум, ни свободная воля, ни творческие способности, ни способности владычествовать над животным миром ничто из этого не сделало человека образом нетварного Бога, ибо всем этими способностями (да в придачу и способностью творить великие чудеса и знамения) обладает и тварный дух, имя которому диавол и сатана. Единственное, чего у дьявола нет, - это Божественной Любви.
Наличие или отсутствие у человека святой Божественной Любви (Агапэ) - это то единственное, что отличает детей Адама, имеющих образ земного (образ перстного) от детей Бога, которые в продолжение земной жизни преобретают образ небесного (образ Божий).
* * *
Почему же христианство настаивает на том, что человек был сотворён по образу Божьему?
- Потому, что до сего дня без каких бы то ни было серьёзных оснований отождествляются две истории о сотворении человека, которые записаны в первой и второй главах Бытия...
На самом же деле первая глава Бытия - это пророчество о Христе и Церкви, и она не имеет никакого отношения ни к сотворению первого человека Адама, ни к сотворению земной флоры и фауны, ни к сотворению видимой Вселенной...
Комментарий