Какой образ имеет Бог?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • sergej57
    Ветеран

    • 29 March 2012
    • 3455

    #1

    Какой образ имеет Бог?

    До воплощения в Иисусе Христе Бог обитал в неприступном свете. Тогда Он имел одну только нетварную Божественность, и, естественно, в Нём не было ничего тварного, в том числе и тварного человечества. Божественность же не имеет ни формы, ни вида, ни образа. Посему и написано в Библии:

    Втор.4:15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня

    1Тим.6:16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может

    Иоан.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

    Похожей точки зрения придерживается, вроде бы, и православная антропология.

    Священник Андрей Лоргус в книге «Православная антропология» (частьII "Природа человека"; Глава 8 "Образ Божий") пишет следующее:

    8.2.3. Телесность образа Божьего
    Во многих христианских храмах по всему свету мы встретим изображения Бога Отца в образе старца. Для подавляющего большинства людей эти изображения вполне естественны - ведь Бог создал человека по Своему образу. Между тем, если мы хотим, чтобы наши иконы и фрески соответствовали православному богословию, мы должны либо вовсе отказаться от подобных изображений, либо, если сделать это по разным причинам не представляется возможным, относиться к ним как к символам. Мы должны держаться твердого убеждения, что в православии может иметь место только один изобразимый образ Бога - образ Иисуса Христа. Только Он воплотился и стал видимым, осязаемым. Но Бог в Своей сущности и природе остается не познаваемым и неизобразимым в собственных образах, а не в символах (например, рыбах, голубе, агнце и т.п.).
    Православное святоотеческое богословие однозначно отрицает человеческую телесность в Боге, даже образ человеческого тела. Образ Божий "бестелесен".


    * * *

    Если правда оно (ну, хотя бы на треть), тогда стоит себя спросить: а как же Господь Бог мог сотворить первого человека Адама «по образу Своему, по образу Божию» (Быт.1:27), если Сам Он в то время никакого видимого образа во вселенной ещё не имел?

    Правда, в Чис.12:8 написано, что Моисею каким-то образом всё-таки удавалось видеть образ невидимого Бога:

    "...образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?"

    Но я склонен считать, что написано так только потому, что Моисей, который в Ветхом Завете был вождём народа Израиля, является прообразом Святого Духа, являющегося вождём всех верующих в Новом Завете.
    Видел Моисей, конечно, не Самого Бога, Которого видеть невозможно, но видел Моисей Его образ, Его нетварную духовную сущность, которая есть Любовь, и которую Бог пожелал отобразить в Своём творении, а именно в тварном человеке.


    * * *

    Все ветхозаветные образы и прообразы указывали на Иисуса Христа, на Его смерть и воскресение, и Моисей, будучи пророком Божьим и автором Торы, смог увидеть и в той же Торе, которую Бог дал людям через Моисея, и в образе скинии, и в образе жертвоприношений, и в образе священнического служения, - во всём этом величайший Божий пророк смог увидеть Сына Божьего Мессию Израиля, Который, придя в назначенное время на землю, будет истинным образом истинного Бога.
    Для прочих же людей видеть образ Бога во времена Ветхого Завета было "технически" невозможно. Таким образом, библейский стих Чис.12:8 только лишь подтверждает уникальность Моисея. Эта уникальность заключается в его сверхъестественных способностях. Но смог ли Моисей явить народу Божьему Божью Любовь?
    - Пожалуй, нет. Все, кто вышел с ним из Египта (кроме двух человек), должны были умереть в пустыне...
    Потому имя Моисея более ассоциируется у нас с Божьей святостью и праведностью, чем с Божьей милостью и любовью.


    * * *

    Иисус Христос первый Богочеловек, в Котором нетварная Божественность Бога соединилась с тварной человеческой природой. Благодаря этому у Бога появилась возможность зримо и осязательно явить Себя людям и, главное, показать им Свою Любовь. Войдя в пространство и время, облёкшись в плоть и кровь, Иисус Христос стал видимым образом невидимого Бога. А до этого великого события никакого видимого образа у Бога не было, почему и сотворить первого человека Адама по образу Своему Он, конечно, не мог.

    Сегодня Божий образ имеют не дети Адама, а дети Божьи, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:13).

    Дети Адама, как и их отец, носят образ перстного, а дети Божьи образ небесного.

    Бог есть Любовь. Свою силу и Божество Он выразил во всём Творении, но явить Себя как Личность, явить Свой Святой образ Он мог не иначе, как только в человеке, для чего Ему Самому пришлось стать Человеком.

    Всё христианство сегодня утверждает, что первый человек Адам был сотворён по образу Божьему. Но на самом деле это не так.

    - Ни разум, ни свободная воля, ни творческие способности, ни способности владычествовать над животным миром ничто из этого не сделало человека образом нетварного Бога, ибо всем этими способностями (да в придачу и способностью творить великие чудеса и знамения) обладает и тварный дух, имя которому диавол и сатана. Единственное, чего у дьявола нет, - это Божественной Любви.

    Наличие или отсутствие у человека святой Божественной Любви (Агапэ) - это то единственное, что отличает детей Адама, имеющих образ земного (образ перстного) от детей Бога, которые в продолжение земной жизни преобретают образ небесного (образ Божий).


    * * *

    Почему же христианство настаивает на том, что человек был сотворён по образу Божьему?

    - Потому, что до сего дня без каких бы то ни было серьёзных оснований отождествляются две истории о сотворении человека, которые записаны в первой и второй главах Бытия...

    На самом же деле первая глава Бытия - это пророчество о Христе и Церкви, и она не имеет никакого отношения ни к сотворению первого человека Адама, ни к сотворению земной флоры и фауны, ни к сотворению видимой Вселенной...
    Последний раз редактировалось sergej57; 19 May 2012, 06:38 AM.
  • ahmed ermonov
    Ищущий ищущих Бога!

    • 12 September 2003
    • 8625

    #2
    После пришествия Христа в Боге ничего не изменилось. Это точно!
    Как жил Он в неприступном свете, так и живет. Его никто не видел и видеть не может.
    Христос был образом сущности Бога и явил Его людям настолько, насколько Бог познаваем человеком... и все.
    Радуйтесь, что Бога узнали столько!
    Мир!

    Комментарий

    • Богдан Шевчук
      Бытие 3:15

      • 19 May 2011
      • 7733

      #3
      Сообщение от sergej57
      Иисус Христос первый Богочеловек, в Котором нетварная Божественность Бога соединилась с тварной человеческой природой. Благодаря этому у Бога появилась возможность зримо и осязательно явить Себя людям и, главное, показать им Свою Любовь. Войдя в пространство и время, облёкшись в плоть и кровь, Иисус Христос стал видимым образом невидимого Бога. А до этого великого события никакого видимого образа у Бога не было, почему и сотворить первого человека Адама по образу Своему Он, конечно, не мог.

      Вопросы.

      Почему Ваше утверждение противоречит Писанию?

      И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
      И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
      (Бытие, глава 1/26-27)


      Кого видел Исаия?

      В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
      Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
      И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
      (Исаия, глава 6/1-3)
      Господь - это все, чего я жажду.

      Комментарий

      • g14
        .

        • 18 February 2005
        • 10465

        #4
        Сообщение от sergej57
        Втор.4:15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня

        1Тим.6:16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может

        Иоан.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
        А как с этим текстом?

        10 и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.11 И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили.
        (Исх.24:10,11)
        Здесь Бог видимый, и с ногами, т.е. в виде человека стоял на чем-то из блестящего(светящегося) материала. Наверное, древние еврем видели прилетевшего гуманоида и обожествили его.
        Но те, кто этого текста не читал, написали, что Бог невидимый.
        Последний раз редактировалось g14; 19 May 2012, 03:40 AM.
        "Как некоторые слепые начинают видеть, когда снимаются с их глаз катаракты, так прозревает и душа, когда снимается с нее ее катаракта, то есть тело"

        Комментарий

        • sergej57
          Ветеран

          • 29 March 2012
          • 3455

          #5
          Сообщение от ahmed ermonov
          После пришествия Христа в Боге ничего не изменилось. Это точно!
          Как жил Он в неприступном свете, так и живет. Его никто не видел и видеть не может.
          Христос был образом сущности Бога и явил Его людям настолько, насколько Бог познаваем человеком... и все.
          Радуйтесь, что Бога узнали столько!
          Мир!
          Слово, Которое было Бог, однажды стало ПЛОТЬЮ!
          Нетварная Божественность, слившись с тварным человечеством, Сама по Себе не изменилась, но благодаря Боговоплощению получила возможность выразить Себя как любящая Личность, а не как горящий куст или любой другой зрительно воспринимаемый объект...

          Один только Иисус Христос есть образ Бога невидимого, и явил Он образ Отца, конечно, не цветом Своих глаз, не тембром голоса, не Своею походкой, но всей Своею земною жизнью, которая закончилась на Голгофском кресте.

          Тварный человек может обрести образ нетварного Бога только одним способом: приняв Его верой в своё сердце!
          Радуйтесь, что Бога узнали столько!
          Мир!

          Комментарий

          • sergej57
            Ветеран

            • 29 March 2012
            • 3455

            #6
            Сообщение от g14
            А как с этим текстом?
            10 и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.11 И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили.
            (Исх.24:10,11)
            Здесь Бог видимый, и с ногами, т.е. в виде человека стоял на чем-то из блестящего(светящегося) материала. Наверное, древние еврем видели прилетевшего гуманоида и обожествили его.
            Но те, кто этого текста не читал, написали, что Бог невидимый.
            "Если же думаем, что по телесному виду понимается этот образ [Божий], то и неразумным животным ничто не мешает [тогда] быть сообразными Богу" (Святитель Кирилл Александрийский)

            Комментарий

            • g14
              .

              • 18 February 2005
              • 10465

              #7
              Сообщение от sergej57
              "Если же думаем, что по телесному виду понимается этот образ [Божий], то и неразумным животным ничто не мешает [тогда] быть сообразными Богу" (Святитель Кирилл Александрийский)
              Конечно не мешает. Детеныши всех теплокровных животных просто божественны.
              "Как некоторые слепые начинают видеть, когда снимаются с их глаз катаракты, так прозревает и душа, когда снимается с нее ее катаракта, то есть тело"

              Комментарий

              • sergej57
                Ветеран

                • 29 March 2012
                • 3455

                #8
                Сообщение от g14
                Конечно не мешает. Детеныши всех теплокровных животных просто божественны.
                Исх.15:11 Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?

                Ис.40:18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

                Иер.10:6 Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом.

                Пс.112:5 Кто, как Господь, Бог наш

                Пс.88:7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

                Пс.88:9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи?..

                Ис.46:5 Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?


                ===========================================

                Уподобим Бога детёнышам теплокровных животных?..

                Комментарий

                • Богдан Шевчук
                  Бытие 3:15

                  • 19 May 2011
                  • 7733

                  #9
                  Сообщение от sergej57
                  "Если же думаем, что по телесному виду понимается этот образ [Божий], то и неразумным животным ничто не мешает [тогда] быть сообразными Богу" (Святитель Кирилл Александрийский)

                  Кирилл Александрийский
                  Материал из Википедии свободной энциклопедии


                  В 412 году, после смерти Феофила, Кирилл занял место дяди, причем его интронизация сопровождалась беспорядками и вмешательством войск, во время интронизации Кирилл вступил в конфликт со светскими властями Александрии и, став александрийским епископом, стал претендовать не только на духовную, но и на светскую власть; по словам Сократа Схоластика:
                  Кирилл вступил на епископство с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священнического сана и начало самовластно распоряжаться делами.
                  Сократ Схоластик. «Церковная история», Книга VII, глава 7

                  Став епископом, Кирилл закрыл церкви новациан и конфисковал их священную утварь.
                  Также Кирилл всеми мерами боролся за религиозно-политическую власть в Александрии, преследуя язычников, иудеев и христиан-противников его епископата, что неоднократно приводило к кровопролитию; в конфликтах с властями и населением города он опирался на нитрийских монахов, вооруженных его дядей и предшественником по александрийскому епископату Феофилом против гермопольского епископа Диоскора (Диоскор порицал Феофила за корыстолюбие).
                  Наиболее кровавыми эпизодами этой борьбы были организованные Кириллом избиение префекта Египта Ореста и изгнание евреев из Александрии, что явилось одним из первых изгнаний евреев из христианских стран, описанное Сократом Схоластиком:
                  В то же самое время епископу Кириллу пришлось изгнать из Александрии и племя иудеев, по следующей причине. Я расскажу о главнейшей, которая была причиной изгнания их из Александрии. Сговорившись, чтобы каждый носил с собой, как отличительный знак, сделанное из коры пальмового дерева кольцо, они задумали напасть ночью на христиан, и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь соименная Александру. Услышав это, христиане, для спасения церкви, сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их. Друг друга они не трогали, потому что каждый показывал другому кольцо, а встречавшихся христиан убивали. С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам, и синагоги у них отнимает, а самих изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времен Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам.
                  Сократ Схоластик. «Церковная история», Книга VII, глава 13






                  "Образ Божий - это Сын, по подобию Которого создан человек. И потому-то Сын и появился в последние времена, чтобы показать, что Его образ похож на Него"
                  (Святитель Ириней Лионский)


                  "[Сын есть] образ... величий, мыслимых при Божественной сущности, образ Силы, образ Премудрости, почему и называется Христос Божией Силою и Божией Премудростию"
                  (Святитель Василий Великий)
                  Господь - это все, чего я жажду.

                  Комментарий

                  • Toivo
                    Ветеран

                    • 14 June 2009
                    • 4994

                    #10
                    Два соображения по ходу дискуссии.

                    1) Есть известная проблемка - сначала Бог создал Адама по Своему образу, а потом пришёл Иисус в теле Адама. Странно? Ведь по логике пепел созданием Адама должне быть неки

                    Комментарий

                    • Мишель21
                      Отключен

                      • 30 April 2012
                      • 2710

                      #11
                      И храм и коробка создаются по одному и тому же закону нашего 3-х мерного мира, но разница между ними огромная. Что касается Христа, Он, на мой взгляд, явил Отца по Духу, и никак не по Плоти. И видеть в Нём Отца можно лишь духовными очами, а не плотскими. И изображать, конечно, нельзя, так как не Бог изображается.

                      Комментарий

                      • ahmed ermonov
                        Ищущий ищущих Бога!

                        • 12 September 2003
                        • 8625

                        #12
                        такое ощущение, что Тойво уснул перед компом
                        Мир!

                        Комментарий

                        • Ventilyator
                          Ветеран

                          • 22 July 2009
                          • 3783

                          #13
                          посмеялся.....

                          Toivo, с вами все в порядке? Живой?

                          Комментарий

                          • Ventilyator
                            Ветеран

                            • 22 July 2009
                            • 3783

                            #14
                            Сообщение от ahmed ermonov
                            После пришествия Христа в Боге ничего не изменилось. Это точно!
                            Как жил Он в неприступном свете, так и живет. Его никто не видел и видеть не может.
                            Христос был образом сущности Бога и явил Его людям настолько, насколько Бог познаваем человеком... и все.
                            Если Бог не имеет образа, то являть не чего. А если и таки Иисус и явил Его образ, то как людям ни когда не видившим Его образ, знать, что Он явил именно тот образ, а не какой другой?

                            Комментарий

                            • ahmed ermonov
                              Ищущий ищущих Бога!

                              • 12 September 2003
                              • 8625

                              #15
                              Сообщение от Ventilyator
                              Если Бог не имеет образа, то являть не чего. А если и таки Иисус и явил Его образ, то как людям ни когда не видившим Его образ, знать, что Он явил именно тот образ, а не какой другой?
                              Я понимаю вас. Но, к слову "образ" нельзя подходить так буквально. Бог настолько велик, что Его невозможно обять разумом. Что может узнать человек о Боге, то и получается собирательным образом Его. Но, мы должны поклоняться не образу а Самому Богу, что труднее, чем поклоняться образу...
                              Мир!

                              Комментарий

                              Обработка...