Христианское вероучение действительно содержит фундаментальный парадокс. С одной стороны, если не будешь соблюдать заповеди, не спасешься. С другой стороны, Христос умер не напрасно, а за грехи грешников, чтобы всякий грешник, кто верует в него, был спасен.
Для разрешения этого парадокса была придумана масса вариантов.
1. Человек спасается, если соблюдает заповеди, а заповеди соблюдает, только если верит в Христа, потому что тот, кто не верит в Христа, не имеет оснований и силы для соблюдения заповедей. Соблюдение заповедей есть практическое воплощение веры.
2. Человек спасается верой, а верит он на самом деле, а не на словах, только если соблюдает заповеди, которые являются свидетельством и необходимым побочным продуктом его веры.
3. Человек спасается только верой. Заповеди надо соблюдать, но не нарушить их невозможно, поэтому тот, кто верит, тот оправдывается верой перед Богом, покаявшись в несоблюдении заповедей. Бог судит человека по делам, а оправдывает по вере. Неверующие будут судимы по делам и осуждены, а верующий вообще не приходит на суд, он заранее оправдан Богом.
4. Человек спасается верой и соблюдением заповедей совместно. Невозможно спастись только верой или только заповедями, спастись может только тот, кто и верит, и заповеди соблюдает.
Христианство исключает только вариант, что человек может спастись только соблюдением заповедей, вера желательна, потому что верить правильно и вера помогает, но необязательна. Именно здесь пролегает водораздел между христианством и иудаизмом.
Для разрешения этого парадокса была придумана масса вариантов.
1. Человек спасается, если соблюдает заповеди, а заповеди соблюдает, только если верит в Христа, потому что тот, кто не верит в Христа, не имеет оснований и силы для соблюдения заповедей. Соблюдение заповедей есть практическое воплощение веры.
2. Человек спасается верой, а верит он на самом деле, а не на словах, только если соблюдает заповеди, которые являются свидетельством и необходимым побочным продуктом его веры.
3. Человек спасается только верой. Заповеди надо соблюдать, но не нарушить их невозможно, поэтому тот, кто верит, тот оправдывается верой перед Богом, покаявшись в несоблюдении заповедей. Бог судит человека по делам, а оправдывает по вере. Неверующие будут судимы по делам и осуждены, а верующий вообще не приходит на суд, он заранее оправдан Богом.
4. Человек спасается верой и соблюдением заповедей совместно. Невозможно спастись только верой или только заповедями, спастись может только тот, кто и верит, и заповеди соблюдает.
Христианство исключает только вариант, что человек может спастись только соблюдением заповедей, вера желательна, потому что верить правильно и вера помогает, но необязательна. Именно здесь пролегает водораздел между христианством и иудаизмом.
Комментарий