Свободен ли человек в своих поступках?
Свернуть
X
-
-
Теперь еще раз попытаюсь объяснить логическое решение парадокса о всеведущем Боге и свободной воле.
Допустим, Вы, Лука, знаете, что вчера было морское сражение. Почему Вы это знаете? Одна из причин - потому что морское сражение действительно было. Факт морского сражения является причиной вашего знания. Но не наоборот. Ваше знание не является причиной морского сражения.
В то же время, из того, что Вы знаете, что вчера было морское сражение, логически следует, что морское сражение действительно было. Потому что иначе Ваше знание было бы не знанием, а заблуждением.
Причиной парадокса всеведения и свободной воли является смешение двух разных вещей: детерминизма и логической необходимости. Это разные вещи, а не одно и то же. Причина не тождественна антецеденту (логическому основанию), а следствие не тождественно консеквенту (логическому следствию). Наоборот, в рассмотренном примере причина является консеквентом, а следствие - антецедентом.
Применим эти рассуждения к Богу.
Бог знает, что завтра произойдет морское сражение. Что здесь является причиной и следствием, а что антецедентом и консеквентом?
Причина сегодняшнего знания Бога о завтрашнем морском сражении - факт завтрашнего морского сражения. Именно потому, что морское сражение состоится, Бог знает, что оно состоится. Если бы морское сражение завтра не состоялось, то сегодня Бог знал бы иное, а именно, что оно не состоится.
Но нынешнее знание Бога не является причиной завтрашнего морского сражения. Наоборот, оно является его следствием.
И опять же "но". Но знание Бога о завтрашнем морском сражении является антецедентом (логическим основанием) того, что завтра оно обязательно состоится. Ибо если Бог действительно знает, а не заблуждается, что морское сражение завтра состоится, то из этого логически следует, что оно действительно завтра состоится, потому что в противном случае Бог бы не знал, что оно состоится, а заблуждался или знал бы иное.
Ошибка всех, кто думает, что всеведение Бога само по себе предопределяет будущие события, состоит в неправомерном отождествлении причинно-следственной зависимости с логическим следованием. Искушение принять логическую необходимость следования В из А за то, что В - следствие, а А - причина, крайне велико. Но все обстоит наоборот: А - следствие, а В - причина, и именно поэтому В логически следует из А, а не А из В.
Так предопределяет Бог завтрашнее морское сражение или нет? Поскольку мы установили, что знание Бога не является причиной завтрашнего морского сражения, а наоборот, его следствием, то Бог может как предопределить завтрашнее морское сражение, так и не предопределять - это никак не влияет на отношения между его знанеим и будущими событиями.
Поэтому Иоанн Дамаскин так и говорит: "Бог все знает, но не все предопределяет". Точнее не скажешь.
В заключении хочу сказать, что проблема эта имеет стаж более 2300 лет, на эту тему написаны горы литературы, прочитать которую не под силу, наверное, уже никому, и я мог бы при желании напрячь память и привести по меньшей мере еще с десяток предложенных за всю историю логики решений этой проблемы (логической, а не теологической, на самом деле). Я привел Вам именно это решение по двум причинам: во-первых, после длительных штудий, оно показалось мне наиболее убедительным, а во-вторых, оно совпадает с мнением Церкви.
Теперь о мнении Церкви. Что включает в себя вероучение Церкви? Можно считать, что только Писание. Можно считать, что вероучение включает также и постановления соборов. Можно считать, что не только постановления соборов, но и ту часть учения святых отцов Церкви, которая постпенно была признана всей Церковью, то есть стала традицией. Вы, конечно, можете с этим не соглашаться лично, потому что это зависит от конфессии, ничего не имею против, но таково мнение Церкви, охватывающей примерно 70% жителей планеты, именующих себя христианами. Я не настаиваю на этом, просто привожу данные.
P.S. Ибн Эзра говорит: "Тот, кто разрушает дело собственных рук, фактически раскаивается в том, что он создал это". Очень красивая интерпретация, на мой взгляд.Последний раз редактировалось Лука; 23 May 2010, 01:36 PM.Комментарий
-
Здравствуйте уважаемый Лука, мне интересно поспорить с Вами. Всегда ли раскаяние связано со знанием или ведением?
Я приведу пример того, о чем я пытаюсь сказать.
Сказано "не судите - да не судимы будете". Следует ли нам понимать это только как "если будете судить то будет вам возмездие за самый факт осуждения", или есть и другой взгляд, например "любовь ... все прощает", то есть если мы судим, то не достаточно в нас любви и смирения, и именно поэтому мы можем быть судимы?
Если я пишу слишком абстрактно, дайте мне знать, я сейчас стараюсь писать коротко.
Уважемый Владимир, я пишу на тему о свободе, так как я ее понимаю, не взыщите, пожалуйстаКомментарий
-
Алексей Г.
Причина сегодняшнего знания Бога о завтрашнем морском сражении - факт завтрашнего морского сражения. Именно потому, что морское сражение состоится, Бог знает, что оно состоится.
Ошибка всех, кто думает, что всеведение Бога само по себе предопределяет будущие события, состоит в неправомерном отождествлении причинно-следственной зависимости с логическим следованием.
Поскольку мы установили, что знание Бога не является причиной завтрашнего морского сражения
Поэтому Иоанн Дамаскин так и говорит: "Бог все знает, но не все предопределяет". Точнее не скажешь
Я привел Вам именно это решение по двум причинам: во-первых, после длительных штудий, оно показалось мне наиболее убедительным, а во-вторых, оно совпадает с мнением Церкви.
Вот именно потому, что оно должно быть нам понятно, и написано по-человеческому "раскаялся".
Ибн Эзра говорит: "Тот, кто разрушает дело собственных рук, фактически раскаивается в том, что он создал это". Очень красивая интерпретация, на мой взгляд.Комментарий
-
Читатель
Всегда ли раскаяние связано со знанием или ведением?
Если я пишу слишком абстрактно, дайте мне знать, я сейчас стараюсь писать коротко.Комментарий
-
Раскаяние, Вам ли как психологу не знать, связано с изменением, иначе это не раскаяние, не так ли? И связано это с настоящим, а не будущим. Теперь Вам понятнее к чему я веду?Комментарий
-
-
-
Знание, согласно неверному, но зато классическому определению,
- истинное и обоснованное мнение. То есть чтобы мнение называлось знанием, оно должно, помимо прочего, соответствовать фактам. Поэтому если имеется знание о факте, то отсюда логически следует, что имеется факт, которому оно соответствует.
Следовательно, если Бог знает, что завтра будет морское сражение, значит в будущем имеется факт морского сражения. Именно потому, что имеется факт морского сражения, мнение Бога о том, что оно будет, является знанием.
Предопределение же здесь вообще ни при чем. Оно не является условием того, что мнение является знанием. Будущий факт морского сражения может быть как предопределен Богом, так и оставлен им на свободный выбор человечков.
Именно об этом и говорит Иоанн Дамаскин и с ним вся Церковь хором: Бог все знает, но не все предопределяет. Бог знает, что завтра будет морское сражение, потому что оно действительно будет, а не потому, что Бог его предопределил, он может его и не предопределить, однако все равно знать, что оно будет.
Это не МЫ УСТАНОВИЛИ, а ВЫ ПРИДУМАЛИ
В отношении Вашего "показалось" у меня возражений нет. Что касается мнения Церкви - на каком Вселенском Соборе принято мнение, о котором Вы пишите?
Но всеведение с раскаянием несовместимо т.к. всеведущий знает о всех возможных последствиях своих поступков и потому ничего неожиданного т.е. того, что может стать поводом для раскаяния, произойти не может.
Красиво, но далеко от реальности. В частности, любой земледелец, животновод или кулинар создает "дело собственных рук" именно для того, чтобы оно было разрушено потребителями.Комментарий
-
Сообщение от Лукаможет ли Всеведущий расскаяться?
Сообщение от ЛукаИменно поэтому Он в состоянии самоограничить Свое Всеведение.Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]Комментарий
-
Если я правильно понял, таким примером и является Ваш четвертый тезис. Или я что-то не так понял?
Не могли бы Вы изложить его в более развернутом виде?Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]Комментарий
Комментарий