Я считаю, разногласия между группой Павла и лидерами Церкви Израиля были серьёзными, но Иаков и Пётр пытались сгладить эти разногласия до того, как Павла арестовали римляне по жалобе Иудеев. Разногласия касались будущего Назорейских общин евреев (то есть, евреев во Христе) - Иаков и Шимон прилагали усилия, чтобы эти общины приобрели вполне себе легитимный статус автономных общин в составе Иудаизма. Для них важно было, чтобы как можно больше было верующих в Иисуса Иудеев - на земле Израиля и за пределами Израиля. В этой связи, когда появились сведения о том, что в Антиохии и во многих других местах за пределами Израиля появилось много людей, близких к Иудейской вере, уверовавших в Иисуса, конечно же, лидеры Церкви пожелали обратить их в Иудаизм. Но возникло неожиданное препятствие в лице Шауля, который был одним из уважаемых и авторитетных лидеров Христиан Антиохии и других городов и мест. Поэтому и был созван Собор в Иерусалиме. Но этот на этом Соборе не было решено, что обрезание (переход в Иудаизм) для Христиан - это нечто плохое, вредное и опасное. Лидеры Церкви исходили из того, что предложившие Христианам Антиохии Иудеи во Христе сделали это слишком грубо и настойчиво - это выглядело, как принуждение. И это недопустимо. Собор постановил, что такое принуждение - это то, что усложняет духовный путь уверовавших из числа язычников (неевреев). Собор решил, что нельзя затруднять или усложнять этот путь этих братьев во Христе. Но в этом решение нет запрета на переход Христиан в Иудаизм и еврейство. Из решения видно, что Собор не желал принуждать Христиан. И это понятно - с точки зрения Закона Моисея, насильственное обращение язычников в Иудаизм - это суровое нарушение древних норм евреев. Это нарушение важных норм Закона Моисея. Решение Собора обтекаемо - лидеры Церкви не поддержали тех Иудеев во Христе, которые хотели быстро обратить Христиан в Иудаизм, но также показали таким решением, что согласны и с позицией Павла, который был против быстрого (или даже любого другого) обращения Христиан в Иудаизм. Собор как бы в известной мере согласился с мнением Павла: спасение души нееврея зависит лишь от веры нееврея, а никак не связано с обрезанием (изменением национальной принадлежности). Люди любого народа могут уверовать в Бога и во Христа и спастись. И без всякого обрезания и возникающих в связи с этим сложностей. Павел воспринял такую обтекаемую формулировку решения Собора, как свою победу - он подумал, что лидеры Церкви встали на его сторону в его видении будущего тех Христиан. Павел полагал, что они, Христиане, могли бы быть Иудеями по вере, но не быть Иудеями по национальности, будучи освященными людьми разных народов.
Но Павел, как мне кажется, ошибочно понял обтекаемую формулировку Собора в Иерусалиме, так как лидеры Церкви всё-таки хотели постепенно превратить всех Христиан в реальных Иудеев, которые и обрезаны были бы и рукотворным обрезанием тоже. Да, лидеры Церкви Израиля, будучи патриотами Израиля, хотели, чтоб лидеры Синедриона узнали, что благодаря Церкви Израиля за пределами Израиля появилось много новых евреев (перешедших в еврейство из язычников). Это для них важно было - это укрепило бы авторитет лидеров Церкви Израиля в глазах лидеров Синедриона. И лидеры Церкви постарались бы убедить Синедрион в том, что это сделал сам Мессия Израиля. И тогда Синедрион задумался бы о покаянии за непризнание в лице Иисуса Мессии. Но Павел был против... Думаю, не без помощи кого-то из Церкви Израиля Павел оказался в руках Иудеев, которые его и передали римлянам для суда и казни. Но Павел и после ареста не изменил свою позицию и продолжал рассылать письма во все общины Христиан, уча этими письмами их не обрезаться. Когда Павел узнал, что Иаков и Пётр за его спиной активно стараются обратить Христиан в Иудаизм, он написал такие слова о них:
13. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15. а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
(Второе послание к Коринфянам 11:13-15)
Можно предположить, что именно лидеров Церкви Израиля, из-за которых, предположительно, Павел оказался пленником и узников язычников-римлян, он называет ставшими лживыми Апостолами, которые ещё и превратились, поддавшись наветам сатана, в хитрых неких деятелей (делателей).
На мой взгляд, уже к 63-64 году многие общины Христиан Малой Азии и Греции, как и часть общин Финикии и Сирии, перестали подчиняться Церкви Израиля с центром в Иерусалиме. А уж после Иудейской войны (после 70 года), когда Церковь Израиля очень ослабела и Апостолы погибли или бежали, связи у Апостолов и их сторонников (евреев во Христе) с Христианскими многими общинами полностью прервались и раскол уже произошёл на еврейские общины во Христе и христианские (не еврейские) общины. Всякое общение между ними сошло на нет. И поэтому во 2 веке н.э. или в 3 веке н.э. и дальше у Христиан уже сложилось о евреях во Христе (конечно же, соблюдавших Закон Моисея), как о назореях-еретиках (сначала к ним Христиане не относились слишком плохо, но вполне были склонны проявлять терпимость по отношению к ним). И да, едва ли Павел учил евреев, уверовавших в Иисуса, перестать соблюдать Закон Моисея и обрезать своих сыновей. Я почти уверен, что и сам Шауль соблюдал Закон Моисея и никогда не стал бы призывать Иудеев нарушать Закон Моисея. Его проповедь была обращена исключительно к неевреям, то есть к Христианам - их он призывал не переходить в Иудаизм и не начинать соблюдать весь Закон Моисея.
Но Павел, как мне кажется, ошибочно понял обтекаемую формулировку Собора в Иерусалиме, так как лидеры Церкви всё-таки хотели постепенно превратить всех Христиан в реальных Иудеев, которые и обрезаны были бы и рукотворным обрезанием тоже. Да, лидеры Церкви Израиля, будучи патриотами Израиля, хотели, чтоб лидеры Синедриона узнали, что благодаря Церкви Израиля за пределами Израиля появилось много новых евреев (перешедших в еврейство из язычников). Это для них важно было - это укрепило бы авторитет лидеров Церкви Израиля в глазах лидеров Синедриона. И лидеры Церкви постарались бы убедить Синедрион в том, что это сделал сам Мессия Израиля. И тогда Синедрион задумался бы о покаянии за непризнание в лице Иисуса Мессии. Но Павел был против... Думаю, не без помощи кого-то из Церкви Израиля Павел оказался в руках Иудеев, которые его и передали римлянам для суда и казни. Но Павел и после ареста не изменил свою позицию и продолжал рассылать письма во все общины Христиан, уча этими письмами их не обрезаться. Когда Павел узнал, что Иаков и Пётр за его спиной активно стараются обратить Христиан в Иудаизм, он написал такие слова о них:
13. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15. а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
(Второе послание к Коринфянам 11:13-15)
Можно предположить, что именно лидеров Церкви Израиля, из-за которых, предположительно, Павел оказался пленником и узников язычников-римлян, он называет ставшими лживыми Апостолами, которые ещё и превратились, поддавшись наветам сатана, в хитрых неких деятелей (делателей).
На мой взгляд, уже к 63-64 году многие общины Христиан Малой Азии и Греции, как и часть общин Финикии и Сирии, перестали подчиняться Церкви Израиля с центром в Иерусалиме. А уж после Иудейской войны (после 70 года), когда Церковь Израиля очень ослабела и Апостолы погибли или бежали, связи у Апостолов и их сторонников (евреев во Христе) с Христианскими многими общинами полностью прервались и раскол уже произошёл на еврейские общины во Христе и христианские (не еврейские) общины. Всякое общение между ними сошло на нет. И поэтому во 2 веке н.э. или в 3 веке н.э. и дальше у Христиан уже сложилось о евреях во Христе (конечно же, соблюдавших Закон Моисея), как о назореях-еретиках (сначала к ним Христиане не относились слишком плохо, но вполне были склонны проявлять терпимость по отношению к ним). И да, едва ли Павел учил евреев, уверовавших в Иисуса, перестать соблюдать Закон Моисея и обрезать своих сыновей. Я почти уверен, что и сам Шауль соблюдал Закон Моисея и никогда не стал бы призывать Иудеев нарушать Закон Моисея. Его проповедь была обращена исключительно к неевреям, то есть к Христианам - их он призывал не переходить в Иудаизм и не начинать соблюдать весь Закон Моисея.
Комментарий