Как формировался канон Библии

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Oleksiy
    Ветеран

    • 30 April 2013
    • 3532

    #1

    Как формировался канон Библии

    Первый зафиксированный в истории Канон НЗ принадлежал еретику Маркиону (ок. 140), но этот канон позже рассматривался как урезанный (у Маркиона было только сокращенное Ев. от Луки и 10 Посланий ап. Павла).

    Вскоре окончательно закрепляется свод 4 Евангелий, о чем свидетельствуют Татиан, свт. Ириней Лионский, Климент Александрийский и др. Нам известно о т. н. Мураториевом каноне (ок. 170). Почему-то туда относили несколько книг, позднее отвергнутых (Послания ап. Павла к лаодикийцам и александрийцам, Апокалипсис Петра, "Пастырь" Гермы), а Евреям, Иакова, 12 Петра, Иуды и Откровения отсутствовали.

    Климент Александрийский уже признает 1 Петр, Иуд и Откр, но и причислял к каноническим "Пастырь" Гермы, Варнавы послание, Проповедь Петра.

    Но что нам мнение частного человека? Нам интересно, как определяла канон Библии церковь. Так вот, оказывается, даже к концу четвертого века официальная церквоь не смогла определиться, что называть священным Писанием, а что нет. 60-е правило Лаодикийского собора перечисляет в составе Писания только 22 книга Ветхого завета и еще не включало Апокалипсис. Этот список был подтверждаем также Григорием Богословом и свтятым Кириллом Иерусалимским. И утверждали при этом, что "...если же какие суть сверх сих, не принадлежат к признанным."

    Свт. Кирилл Иерусалимский (середина и конец 4-го века) перечисляет те же 26 книг Нового завета, и опять без Апокалипсиса, добавляя: «а все прочее да будет положено вне, на втором месте. Что не читается в церкви, того не читай и наедине».

    Но были и альтернативные мнения у представителей церкви конца 4-го века. Так, свт. Амфилохий Иконийский (ок. 340 ок. 395), по некоторым данным родственник свт. Григория Богослова, перечисляет книги Нового завета иначе. Он пишет: "Что напоследок реку о Соборных посланиях? Иные глаголют, что семь их принимать должно, а иные три только: одно Иакова, одно Петрово и одно Иоанново. Некоторые же приемлют три Иоанновых, и кроме сих два Петровых и седьмое Иудино. Откровение же Иоанново иные причисляют к священным книгам, а многие называют неподлинным. Сей да будет неложнейший канон Богодухновенных Писаний".

    А вот Афанасий Александрийский пишет: «изволилось и мне, побужденному истинными братьями и дознавшему сначала по ряду изложить, какие книги приняты в канон, переданы и веруются быть Божественными » и далее приводит полный список 27 книг Нового завета, добавляя затем: «в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо. О сих Господь, посрамляя саддукеев, глаголал «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29)». Продолжая, свт. Афанасий пишет: «Ради большей же точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю и сие, что есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия и так именуемое Учение Апостолов [Дидахэ, или, быть может, Климентины], и Пастырь.

    Дальше у нас наступает Карфагенского собор (419 г.), на котором решили: «Постановлено также, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. Канонические же Писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг двенадцать, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Нового Завета четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга, посланий Павла четырнадцать, Петра Апостола два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола одна, Иуды Апостола одна, Апокалипсис Иоанна книга одна». Т.е. включили в канон те книги, которые потом оттуда благополучно изъяли: Товия и Иудифь.

    Окончательно точку в определении канона поставили только к концу 7-го века. На VI Вселенском собора в 681 г. Существование "Апостольских правил" как авторитетного церковного документа вносило путаницу, если не сказать противоречие (т.н. авторитетное сочинение, называемое апостольскими правилами, включало в канон оба послания Климента, Апостольские Постановления и исключало Апокалипсис). Поэтому собор своим 2-м правилом постановил следующее: «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святой Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению души и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными Отцами, а также и нам переданные именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил. Поскольку же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых Апостолов постановления, чрез Климента переданные, в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения, то мы, ради назидания и ограждения христианнейшей паствы, те Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретического лжесловесия и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение». Статус Посланий Климента в этой части правила, строго говоря, не изменяется. Однако далее в этом же правиле собор подтверждает авторитет и действенность многих правил Поместных и Вселенских соборов, в том числе Лаодикийского и Карфагенского, а также правил свтт. Афанасия, Григория и Амфилохия, касающихся состава Священного Писания. И этим в истории канона Священных книг в самом деле ставится точка.
  • greshnik
    ..несовершенен..

    • 20 July 2006
    • 24441

    #2
    Сообщение от Oleksiy
    Окончательно точку в определении канона поставили только к концу 7-го века.
    700 лет ломали голову и терялись в догадках-
    что назвать словом Божьим
    Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон Чехов

    Комментарий

    • piroma
      👁️

      • 13 January 2013
      • 47838

      #3
      таким образом канон можно самому себе создать
      *****

      Комментарий

      • саша 71
        Ветеран

        • 21 January 2012
        • 15180

        #4
        Сообщение от greshnik
        700 лет ломали голову и терялись в догадках-
        что назвать словом Божьим
        По-тому, что Слово - єто Сам Христос, а никак не книги.
        "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

        Комментарий

        • greshnik
          ..несовершенен..

          • 20 July 2006
          • 24441

          #5
          скажите-если бы Христос сказал что власть по своей сути безбожна-
          эти слова попали бы в канон или нет?
          их бы их потёрли облечённые властью люди составлявшие этот самый канон?

          - - - Добавлено - - -

          ещё вопрос-
          к какому канону относились слова:всё Писание богодухновенно?
          Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон Чехов

          Комментарий

          • Игорь
            He died4me, I live4Him
            Админ Форума

            • 03 May 2000
            • 14897

            #6
            На вопрос как создавался канон Библии (и в частности канон Нового Завета) можно узнать, если пройти сименарский курс который так и называется "Канон Нового Завета".
            Можно просто взять и найти достойную книгу по этому сабжу. Например Мецгера.
            Ну а если абсолютная лень читать умные книги - можно тогда удовлетвориться статьей википедии. Development of the New Testament canon - Wikipedia
            Кого на что хватит, как говорится. Но без чтения лучше не делать заумных выводов, потому как Писание учит, что если не хватает разума, всегда лучше помолчать - тогда можно сойти за умного.

            С любовью во Христе, Игорь Лихнякевич
            Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

            Комментарий

            • Игорь
              He died4me, I live4Him
              Админ Форума

              • 03 May 2000
              • 14897

              #7
              Сообщение от greshnik

              ещё вопрос-
              к какому канону относились слова:всё Писание богодухновенно?
              Это о Ветхом Завете. Сама цитата из Нового Завета. В чем затруднение то?

              С любовью во Христе, Игорь Лихнякевич
              Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

              Комментарий

              • greshnik
                ..несовершенен..

                • 20 July 2006
                • 24441

                #8
                Сообщение от Игорь
                Это о Ветхом Завете. Сама цитата из Нового Завета. В чем затруднение то?
                затруднение в том-
                что цытата не относится к тому
                к чему её все упорно приписывают
                она подразумевает другое
                Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон Чехов

                Комментарий

                • Alex54
                  Отключен

                  • 08 October 2012
                  • 2413

                  #9
                  Сообщение от piroma
                  таким образом канон можно самому себе создать
                  Канон относится к тому, что читают в Церкви.

                  - - - Добавлено - - -

                  Сообщение от greshnik
                  затруднение в том-
                  что цытата не относится к тому
                  к чему её все упорно приписывают
                  она подразумевает другое
                  Просветите нас, что она подразумевает?

                  Комментарий

                  • Alex54
                    Отключен

                    • 08 October 2012
                    • 2413

                    #10
                    Сообщение от саша 71
                    По-тому, что Слово - єто Сам Христос, а никак не книги.
                    Кстати раньше в Церкви Писания назывались словом Божьим или это чисто протестантская фишка?

                    Комментарий

                    • blueberry
                      Ветеран

                      • 06 June 2008
                      • 5612

                      #11
                      Сообщение от Игорь
                      Это о Ветхом Завете. Сама цитата из Нового Завета. В чем затруднение то?
                      Тоесть цитата относится к нашему представлению о каноне, или автор имел в виду некоторый круг писаний отличных от нашего представления о каноне?
                      эта тема близка к уничтожениию.

                      Комментарий

                      • blueberry
                        Ветеран

                        • 06 June 2008
                        • 5612

                        #12
                        Сообщение от Oleksiy
                        ...Канон НЗ...
                        Канон это скорее условность чем абсолют.

                        Канон стал абсолютом, многим так легче.

                        Им легче сказать "потому что так написано в Библии".

                        Всё нужно сердцем взвешивать.
                        эта тема близка к уничтожениию.

                        Комментарий

                        • Мон
                          Скептик

                          • 01 May 2016
                          • 8440

                          #13
                          Сообщение от greshnik
                          затруднение в том-
                          что цытата не относится к тому
                          к чему её все упорно приписывают
                          она подразумевает другое
                          Да, самого Ветхого Завета как понятия и оформленного корпуса книг тогда еще не было.
                          Вряд ли под Писанием имелась в виду вся огромная еврейская литература, созданная к тому времени.
                          И здесь мы подходим к вопросу формирования канона иудаизма.
                          Если не ошибаюсь, во времена Павла каноническими признавались только книги Торы (в большей степени) и Пророков (в меньшей).
                          Все остальное, в том числе отнесенное позднее к ветхозаветным апокрифам, рассматривалось как своего рода беллетристика разного уровня сакральности.
                          То же самое касается и Септуагинты: ко времени Павла переведены на греческий были только Тора и Пророки.
                          Когда потребность в иллюзиях велика, то человек не останавливается ни перед какими препятствиями, чтобы сохранить своё невежество (Сол Беллоу)

                          Комментарий

                          • greshnik
                            ..несовершенен..

                            • 20 July 2006
                            • 24441

                            #14
                            Сообщение от Alex54
                            Просветите нас, что она подразумевает?
                            не новый завет
                            не евангелия и не письма павла
                            Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон Чехов

                            Комментарий

                            • Игорь
                              He died4me, I live4Him
                              Админ Форума

                              • 03 May 2000
                              • 14897

                              #15
                              Сообщение от blueberry
                              Тоесть цитата относится к нашему представлению о каноне, или автор имел в виду некоторый круг писаний отличных от нашего представления о каноне?
                              Он имел ввиду Ветхий Завет. В нашем представлении.

                              С любовью во Христе, Игорь Лихнякевич
                              Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

                              Комментарий

                              Обработка...