Первый зафиксированный в истории Канон НЗ принадлежал еретику Маркиону (ок. 140), но этот канон позже рассматривался как урезанный (у Маркиона было только сокращенное Ев. от Луки и 10 Посланий ап. Павла).
Вскоре окончательно закрепляется свод 4 Евангелий, о чем свидетельствуют Татиан, свт. Ириней Лионский, Климент Александрийский и др. Нам известно о т. н. Мураториевом каноне (ок. 170). Почему-то туда относили несколько книг, позднее отвергнутых (Послания ап. Павла к лаодикийцам и александрийцам, Апокалипсис Петра, "Пастырь" Гермы), а Евреям, Иакова, 12 Петра, Иуды и Откровения отсутствовали.
Климент Александрийский уже признает 1 Петр, Иуд и Откр, но и причислял к каноническим "Пастырь" Гермы, Варнавы послание, Проповедь Петра.
Но что нам мнение частного человека? Нам интересно, как определяла канон Библии церковь. Так вот, оказывается, даже к концу четвертого века официальная церквоь не смогла определиться, что называть священным Писанием, а что нет. 60-е правило Лаодикийского собора перечисляет в составе Писания только 22 книга Ветхого завета и еще не включало Апокалипсис. Этот список был подтверждаем также Григорием Богословом и свтятым Кириллом Иерусалимским. И утверждали при этом, что "...если же какие суть сверх сих, не принадлежат к признанным."
Свт. Кирилл Иерусалимский (середина и конец 4-го века) перечисляет те же 26 книг Нового завета, и опять без Апокалипсиса, добавляя: «а все прочее да будет положено вне, на втором месте. Что не читается в церкви, того не читай и наедине».
Но были и альтернативные мнения у представителей церкви конца 4-го века. Так, свт. Амфилохий Иконийский (ок. 340 ок. 395), по некоторым данным родственник свт. Григория Богослова, перечисляет книги Нового завета иначе. Он пишет: "Что напоследок реку о Соборных посланиях? Иные глаголют, что семь их принимать должно, а иные три только: одно Иакова, одно Петрово и одно Иоанново. Некоторые же приемлют три Иоанновых, и кроме сих два Петровых и седьмое Иудино. Откровение же Иоанново иные причисляют к священным книгам, а многие называют неподлинным. Сей да будет неложнейший канон Богодухновенных Писаний".
А вот Афанасий Александрийский пишет: «изволилось и мне, побужденному истинными братьями и дознавшему сначала по ряду изложить, какие книги приняты в канон, переданы и веруются быть Божественными » и далее приводит полный список 27 книг Нового завета, добавляя затем: «в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо. О сих Господь, посрамляя саддукеев, глаголал «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29)». Продолжая, свт. Афанасий пишет: «Ради большей же точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю и сие, что есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия и так именуемое Учение Апостолов [Дидахэ, или, быть может, Климентины], и Пастырь.
Дальше у нас наступает Карфагенского собор (419 г.), на котором решили: «Постановлено также, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. Канонические же Писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг двенадцать, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Нового Завета четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга, посланий Павла четырнадцать, Петра Апостола два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола одна, Иуды Апостола одна, Апокалипсис Иоанна книга одна». Т.е. включили в канон те книги, которые потом оттуда благополучно изъяли: Товия и Иудифь.
Окончательно точку в определении канона поставили только к концу 7-го века. На VI Вселенском собора в 681 г. Существование "Апостольских правил" как авторитетного церковного документа вносило путаницу, если не сказать противоречие (т.н. авторитетное сочинение, называемое апостольскими правилами, включало в канон оба послания Климента, Апостольские Постановления и исключало Апокалипсис). Поэтому собор своим 2-м правилом постановил следующее: «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святой Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению души и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными Отцами, а также и нам переданные именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил. Поскольку же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых Апостолов постановления, чрез Климента переданные, в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения, то мы, ради назидания и ограждения христианнейшей паствы, те Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретического лжесловесия и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение». Статус Посланий Климента в этой части правила, строго говоря, не изменяется. Однако далее в этом же правиле собор подтверждает авторитет и действенность многих правил Поместных и Вселенских соборов, в том числе Лаодикийского и Карфагенского, а также правил свтт. Афанасия, Григория и Амфилохия, касающихся состава Священного Писания. И этим в истории канона Священных книг в самом деле ставится точка.
Вскоре окончательно закрепляется свод 4 Евангелий, о чем свидетельствуют Татиан, свт. Ириней Лионский, Климент Александрийский и др. Нам известно о т. н. Мураториевом каноне (ок. 170). Почему-то туда относили несколько книг, позднее отвергнутых (Послания ап. Павла к лаодикийцам и александрийцам, Апокалипсис Петра, "Пастырь" Гермы), а Евреям, Иакова, 12 Петра, Иуды и Откровения отсутствовали.
Климент Александрийский уже признает 1 Петр, Иуд и Откр, но и причислял к каноническим "Пастырь" Гермы, Варнавы послание, Проповедь Петра.
Но что нам мнение частного человека? Нам интересно, как определяла канон Библии церковь. Так вот, оказывается, даже к концу четвертого века официальная церквоь не смогла определиться, что называть священным Писанием, а что нет. 60-е правило Лаодикийского собора перечисляет в составе Писания только 22 книга Ветхого завета и еще не включало Апокалипсис. Этот список был подтверждаем также Григорием Богословом и свтятым Кириллом Иерусалимским. И утверждали при этом, что "...если же какие суть сверх сих, не принадлежат к признанным."
Свт. Кирилл Иерусалимский (середина и конец 4-го века) перечисляет те же 26 книг Нового завета, и опять без Апокалипсиса, добавляя: «а все прочее да будет положено вне, на втором месте. Что не читается в церкви, того не читай и наедине».
Но были и альтернативные мнения у представителей церкви конца 4-го века. Так, свт. Амфилохий Иконийский (ок. 340 ок. 395), по некоторым данным родственник свт. Григория Богослова, перечисляет книги Нового завета иначе. Он пишет: "Что напоследок реку о Соборных посланиях? Иные глаголют, что семь их принимать должно, а иные три только: одно Иакова, одно Петрово и одно Иоанново. Некоторые же приемлют три Иоанновых, и кроме сих два Петровых и седьмое Иудино. Откровение же Иоанново иные причисляют к священным книгам, а многие называют неподлинным. Сей да будет неложнейший канон Богодухновенных Писаний".
А вот Афанасий Александрийский пишет: «изволилось и мне, побужденному истинными братьями и дознавшему сначала по ряду изложить, какие книги приняты в канон, переданы и веруются быть Божественными » и далее приводит полный список 27 книг Нового завета, добавляя затем: «в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо. О сих Господь, посрамляя саддукеев, глаголал «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29)». Продолжая, свт. Афанасий пишет: «Ради большей же точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю и сие, что есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия и так именуемое Учение Апостолов [Дидахэ, или, быть может, Климентины], и Пастырь.
Дальше у нас наступает Карфагенского собор (419 г.), на котором решили: «Постановлено также, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. Канонические же Писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг двенадцать, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Нового Завета четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга, посланий Павла четырнадцать, Петра Апостола два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола одна, Иуды Апостола одна, Апокалипсис Иоанна книга одна». Т.е. включили в канон те книги, которые потом оттуда благополучно изъяли: Товия и Иудифь.
Окончательно точку в определении канона поставили только к концу 7-го века. На VI Вселенском собора в 681 г. Существование "Апостольских правил" как авторитетного церковного документа вносило путаницу, если не сказать противоречие (т.н. авторитетное сочинение, называемое апостольскими правилами, включало в канон оба послания Климента, Апостольские Постановления и исключало Апокалипсис). Поэтому собор своим 2-м правилом постановил следующее: «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святой Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению души и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными Отцами, а также и нам переданные именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил. Поскольку же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых Апостолов постановления, чрез Климента переданные, в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения, то мы, ради назидания и ограждения христианнейшей паствы, те Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретического лжесловесия и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение». Статус Посланий Климента в этой части правила, строго говоря, не изменяется. Однако далее в этом же правиле собор подтверждает авторитет и действенность многих правил Поместных и Вселенских соборов, в том числе Лаодикийского и Карфагенского, а также правил свтт. Афанасия, Григория и Амфилохия, касающихся состава Священного Писания. И этим в истории канона Священных книг в самом деле ставится точка.
Комментарий