Библия называет смерть «возмездием за грех». (ср. Рим. 6.23). Грех в христианском богословии тесно связан (или даже тождественен) с отступлением от воли или замысла Творца, и потому согрешить может лишь разумное существо. В Новом Завете говорится, что первым грешником был диавол (ср. 1 Ин. 3.8). Однако «в мир» смерть проникла «через человека» (Рим. 5.12). Это в течении много времени порождало наивное с современной точки зрения, но вполне естественное для своего века представление о том, что до «преступления Адама» (ср. Рим. 5.14) смерти во вселенной не существовало. Так ли это?
Да, это так. Слово Библии обращено к человеку, и в этом смысле она глубоко антропоцентрична. Библия чужда теоретизирования и умозрительной философии, она сосредоточена на отношениях между Богом и человеком «здесь и сейчас». Поэтому неудивительно, что многие из понятий, которым в принципе можно дать многогранную и даже абстрактную интерпретацию, на страницах библейских книг используются лишь в той мере, в которой они относятся к человеку и Божественному промышлению о нем. И слово «смерть» здесь не исключение. В Библии «смерть» - это всегда смерть человека. Конечно, люди библейских времен из опыта знали, что умереть, перестать жить, может и животное, и растение. Но «точкой отсчета» здесь выступал именно человек. Трагедия отпадения от Бога как источника бытия и ухода из видимого мира уникальной, совершенно неповторимой личности именно это по преимуществу называется «смертью» на языке Библии. Этой подлинной, настоящей смерти «Бог не сотворил».(Прем. 1.13).
Да, это так. Слово Библии обращено к человеку, и в этом смысле она глубоко антропоцентрична. Библия чужда теоретизирования и умозрительной философии, она сосредоточена на отношениях между Богом и человеком «здесь и сейчас». Поэтому неудивительно, что многие из понятий, которым в принципе можно дать многогранную и даже абстрактную интерпретацию, на страницах библейских книг используются лишь в той мере, в которой они относятся к человеку и Божественному промышлению о нем. И слово «смерть» здесь не исключение. В Библии «смерть» - это всегда смерть человека. Конечно, люди библейских времен из опыта знали, что умереть, перестать жить, может и животное, и растение. Но «точкой отсчета» здесь выступал именно человек. Трагедия отпадения от Бога как источника бытия и ухода из видимого мира уникальной, совершенно неповторимой личности именно это по преимуществу называется «смертью» на языке Библии. Этой подлинной, настоящей смерти «Бог не сотворил».(Прем. 1.13).
Комментарий