для общего сведения
кстати для общего развития... вот информация от иудеев - всеж таки христианство зародилось в их среде....
Одежда евревв и культура страны и эпохи
Еврейский источники (Тора, Мишна, Талмуд) не уделяют особого внимания одежде еврея. В Торе про одежду и головной убор не сказано, насколько я помню,ничего. В Мишне говорится о головных уборах: женщина должна носить тот головной убор, который принят в ее местности. Сам вопрос "носить или не носить" не обсуждается, ясно, что следует носить. Талмуд говорит о том, что одежда еврея должна отличаться от одежды идолопоклонника. Также сказано, что еврей не носит пеструю одежду, как идолопоколнник.
Почему древние источники уделяли так мало внимания вопросу скромности одежды и головного убора, в то время. как современные "поским" - раввины-законодатели - приняли множество законов о том, какой должна быть одежда, обувь, чулки. головной убор? Потому что не говорится о том, что являеется чем-то само собой разумеющимся. Нескромная одежда появилась относительно недавно. В 60-е годы 20-го века, когда возникли купальники-бикини, одежда "топлесс" и прочие "достижения" цивилизации, которые, якобы, раскрепощают женщину, а на самом деле делают ее уязвимой, в том числе, для сексуального домогательства. (Вспомним, что наряду с процессом "раскрепощения" женщины все время ужесточалось законодательство по отношению к мужчине, совершающему это самое "домогательство"). В 60-е годы появляется альтернативная религиозная контр-мода и постановленя раввинов относительно одежды. Эти постановления законодательно закрепили уже существующую практику в среде религиозных женщин. дотоле носившую характер обычая.
Если бы я проводила в классе такой урок, я еще объяснила бы, что правила "цниюта" связаны с материалной культурой страны, где живут евреи, и, конечно, эпохой. До 2-й половины 20 века относительное большинство евреев проживало в Российской империи и ее наследнике - СССР. Для евреев Российской империи не стоял вопрос о головном уборе для женщин. Всем ясно, почему. Мы помним русские выражения "простоволосый", "опростоволоситсья". В русской деревне (и городе) хождение без головного убора было для женщины равносильно публичному позору. В рассказе Чехова "Попрыгунья" мы читаем о женщине, которая оставила мужа ради любовника. Она ходит по деревне без платка или шляпки, приводя в смущение крестьянок. Они все время спрашивают у нее: "Вы барыня или барышня?" Естественно, что в такой России раввинам не нужны были постановления о головных уборах.
Интересно, что вопрос о парике обсуждаетя еще в Талмуде, в трактате "Шабат". Обсуждается, стоит ли перенимать у неевреев обычай ношения парика. В Талмуде дается на этот вопрос отрицательный ответ. Видимо, ношение парика было связано с идолопоклонством. Но примерно 150 лет назад этот обычай возродился и укоренился у евреев. Легенда связывает это с периодом насильственной ассимиляции евреев в царской России. С евреек тогда насильно срывали головной убор, несмотря на то. что православные женщины носили платки. Считается, что именно поэтому еврейки стали носить парик.
3. Галаха (еврейский закон ) относительно одежды женщин:
а. Женщина не носит мужскую одежду или одежду, похожую на мужскую (это восходит к письменной Торе: запрещено носить одежду другого пола). В наши дни мужской одеждой считаются брюки.
б. Замужняя женщина носит головной убор. Его размер и форма зависит от обычаев общины. Сегодня все больше укрепляется консенсус всего религиозного общества в отношении покрытия головы: головной убор должен покрывать все волосы полностью.
в. Юбка должна закрывать колени даже тогда, когда женщина (и девочка) сидит.
г. Локти должны быть закрыты.
д. Должны быть чулки, закрывающие колени, так, чтобы они оказывались закрытыми и тогда, когда женщина сидит. Если юбка очень длинная - можно гольфы. Относительно возраста. когда начинается ношение таких чулок, есть расхождения. У харедим их надевают к школе - уже в шесть лет. Религиозные сионисты еще допускают носки с младших классах.
е. Не должно быть выреза. Есть общины, где женщины носят одежду только с воротником, но большинство - с вырезом "под горло".
ж. В религиозных школах девочки не распускают волосы, носят "хвостики" и коротки стрижки. Но в шабат это допускается, опять же, не всеми общинами.
з. Не следует носить одежду, слишком привлекающую внимание:
В целом женщина (и девочка) должна смотреться красиво, но не вызывающе. Все напрвлено на то, чтобы она не выглядела "дешевкой". Религиозные предпочитают классический или романтический стиль, солидную одежду.
кстати для общего развития... вот информация от иудеев - всеж таки христианство зародилось в их среде....
Одежда евревв и культура страны и эпохи
Еврейский источники (Тора, Мишна, Талмуд) не уделяют особого внимания одежде еврея. В Торе про одежду и головной убор не сказано, насколько я помню,ничего. В Мишне говорится о головных уборах: женщина должна носить тот головной убор, который принят в ее местности. Сам вопрос "носить или не носить" не обсуждается, ясно, что следует носить. Талмуд говорит о том, что одежда еврея должна отличаться от одежды идолопоклонника. Также сказано, что еврей не носит пеструю одежду, как идолопоколнник.
Почему древние источники уделяли так мало внимания вопросу скромности одежды и головного убора, в то время. как современные "поским" - раввины-законодатели - приняли множество законов о том, какой должна быть одежда, обувь, чулки. головной убор? Потому что не говорится о том, что являеется чем-то само собой разумеющимся. Нескромная одежда появилась относительно недавно. В 60-е годы 20-го века, когда возникли купальники-бикини, одежда "топлесс" и прочие "достижения" цивилизации, которые, якобы, раскрепощают женщину, а на самом деле делают ее уязвимой, в том числе, для сексуального домогательства. (Вспомним, что наряду с процессом "раскрепощения" женщины все время ужесточалось законодательство по отношению к мужчине, совершающему это самое "домогательство"). В 60-е годы появляется альтернативная религиозная контр-мода и постановленя раввинов относительно одежды. Эти постановления законодательно закрепили уже существующую практику в среде религиозных женщин. дотоле носившую характер обычая.
Если бы я проводила в классе такой урок, я еще объяснила бы, что правила "цниюта" связаны с материалной культурой страны, где живут евреи, и, конечно, эпохой. До 2-й половины 20 века относительное большинство евреев проживало в Российской империи и ее наследнике - СССР. Для евреев Российской империи не стоял вопрос о головном уборе для женщин. Всем ясно, почему. Мы помним русские выражения "простоволосый", "опростоволоситсья". В русской деревне (и городе) хождение без головного убора было для женщины равносильно публичному позору. В рассказе Чехова "Попрыгунья" мы читаем о женщине, которая оставила мужа ради любовника. Она ходит по деревне без платка или шляпки, приводя в смущение крестьянок. Они все время спрашивают у нее: "Вы барыня или барышня?" Естественно, что в такой России раввинам не нужны были постановления о головных уборах.
Интересно, что вопрос о парике обсуждаетя еще в Талмуде, в трактате "Шабат". Обсуждается, стоит ли перенимать у неевреев обычай ношения парика. В Талмуде дается на этот вопрос отрицательный ответ. Видимо, ношение парика было связано с идолопоклонством. Но примерно 150 лет назад этот обычай возродился и укоренился у евреев. Легенда связывает это с периодом насильственной ассимиляции евреев в царской России. С евреек тогда насильно срывали головной убор, несмотря на то. что православные женщины носили платки. Считается, что именно поэтому еврейки стали носить парик.
3. Галаха (еврейский закон ) относительно одежды женщин:
а. Женщина не носит мужскую одежду или одежду, похожую на мужскую (это восходит к письменной Торе: запрещено носить одежду другого пола). В наши дни мужской одеждой считаются брюки.
б. Замужняя женщина носит головной убор. Его размер и форма зависит от обычаев общины. Сегодня все больше укрепляется консенсус всего религиозного общества в отношении покрытия головы: головной убор должен покрывать все волосы полностью.
в. Юбка должна закрывать колени даже тогда, когда женщина (и девочка) сидит.
г. Локти должны быть закрыты.
д. Должны быть чулки, закрывающие колени, так, чтобы они оказывались закрытыми и тогда, когда женщина сидит. Если юбка очень длинная - можно гольфы. Относительно возраста. когда начинается ношение таких чулок, есть расхождения. У харедим их надевают к школе - уже в шесть лет. Религиозные сионисты еще допускают носки с младших классах.
е. Не должно быть выреза. Есть общины, где женщины носят одежду только с воротником, но большинство - с вырезом "под горло".
ж. В религиозных школах девочки не распускают волосы, носят "хвостики" и коротки стрижки. Но в шабат это допускается, опять же, не всеми общинами.
з. Не следует носить одежду, слишком привлекающую внимание:
- - прозрачную,
- слишком обтягивающую,
- слишком яркую (красное не носят почти все общины),
- чересчур прозрачные чулки,
- разрезы на юбках (современные ортодоксы это допускают в разумных пределах),
- туфли на слишком высоком каблуке или чересчур разукрашенные всякими блестящими штучками,
- слишком яркую косметику.
В целом женщина (и девочка) должна смотреться красиво, но не вызывающе. Все напрвлено на то, чтобы она не выглядела "дешевкой". Религиозные предпочитают классический или романтический стиль, солидную одежду.
Комментарий