Свобода воли и предопределение.Вот именно так "и", а не "или".
Давайте я попробую пояснить свою мысль на примере проблемного обучения физике в школе.
Итак, лабораторный практикум в классе.
На столах подготовлены наборы приборов, лежат инструкции что, как сделать, что с чем соединить, что измерить, что подсчитать. Мало того, до наступления практикума ученики уже знают (по крайней мере так предполагается) какой результат они должны получить. То есть задача такого практикума состоит лишь в том, что ученики убеждаются в правильности предложенных им до того готовых выводов из исследований череды ученых.
Это не проблемное обучение. Это "я знаю, рассказал тебе, теперь ты тоже должен знать". Свободы воли здесь ни на грош. Малейшее отступление от инструкции влечет за собой ошибку, неправильный результат и либо сомнение в компетентности учителя, либо сомнение в себе и своих силах. И соответственно санкции учителя, в меру его благости: двойка, возможность переделать работу, вызов родителей для того, чтобы они дома выпороли свое чадо, изгнание из класса.
Но и возможности научиться мыслить, почувствовать вкус к этому процессу, к процессу познания, здесь ровно столько же. Лишь приобретение некой порции технических навыков и закрепление в памяти полученных готовых знаний.
Наверное, столько же и любви у учителя к ученикам. Они лишь субъекты для упрочения личного авторитета и умения управлять для учителя. Но желает учитель ученикам доброго. На свой лад.
И другой вариант. Теперь уже проблемного обучения.
На столах подготовлены приборы, которые можно соединить различными способами, но лишь в соединении в определенной последовательности они дадут определенный результат. А в другой результат будет другой. На одном столе все подготовлено для получения одних результатов, на другом для других, но все во взаимосвязи. Мало того, ученик даже не знает какие это результаты должны быть. Знает лишь то, что приборами нужно не гвозди забивать, а соединять их, как это свинчивать, как это включать, как это короче, лишь простейшие технические приемы.
Он сам, по своей воле, соединяет так и эдак, сам наблюдает результаты, у него возникают вопросы (возникает проблема) почему это так получается, он сам находит ответы на свои вопросы, сам делает выводы (решает проблему).
Вот это научение. Результат такого научения вечен. Ученик уже не забудет того, что познал сам.
Все по своей воле? Да ничего подобного. Для проведения обучения таким методом, учитель не только должен знать свой предмет в совершенстве, законы его познания в совершенстве, он должен знать в совершенстве каждого из своих учеников (и способности, и пределы, и склонности, и многое другое), скрупулезно продумать наборы приборов на каждом из столов. Им продумано ВСЕ. Мало того, при всей захватывающей все внимание учеников деятельности, так, что вроде бы и учитель им ни к чему, не замечают они его, учитель постоянно находится рядом. Пока идет процесс познания он не вмешивается. Иначе может возникнуть желание "схалтурить", не самому искать, исследовать, а ждать подсказки. Тупик бросит одно-два слова. Да еще так, что наиболее увлеченные даже не заметят, что это учитель сказал, просто Эврика!
Здесь предопределен каждый момент и заранее предопределен. Малейшая оплошность учителя и все пойдет насмарку вопрос не возникнет, закономерность не будет выявлена. Не будет установлено ни качественное не количественное соотношение событий "мира", если "мир" не сотворен совершенным. Предопределены даже все до одной ошибки, которые ученик не только может, но должен совершить. Потому что иначе он не будет знать того, как можно, а как нельзя, что приводит к результату, а что не приводит.
И вот когда все доступные на данном уровне эксперименты проведены, часть выводов уже сделана, но присутствуют наблюдения (вот они есть и никуда от них не денешься, не закроешь глаза), которые не имеют объяснения на имеющемся уровне познания, а вопрос назрел уже так, что совсем горячо, вот тогда наступает квинтэссенция метода проблемного обучения: ученик задает уже полностью сформулированный и осознанный вопрос и учитель начинает объяснять сам. Тогда ничто, даже звонок на перемену, не в состоянии оторвать внимание учащихся от объяснения учителя. И в результате этого объяснения происходит резкий переход познаний учащихся на качественно новый уровень познания. Порой даже опровергающий какие-либо результаты предыдущих исследований.
А потом новый комплекс экспериментов и далее, далее, далее. Процесс.
Причем заметьте, в первом варианте учитель главный авторитет. Все держится на его объяснениях, если вопросы то к нему, все инструкции, которым нужно неукоснительно следовать его.
Во втором варианте учитель намерено держится в тени. И даже момент "квинтэссенции" подготавливается не ради авторитета учителя, а лишь ради блага ученика, для того, чтобы он сумел максимально сосредоточить свое внимание на источнике познания, для более глубокого понимание того, что без учителя или с рассеянным вниманием, или держась за старые познания, он понять не в состоянии. И снова уходит в тень. Но разлюбить такого учителя невозможно его ученикам, хоть он и не добивается этой любви. Она естественное следствие..
А вы где антропоморфизм, где антропоморфизм. Какой там антропоморфизм? Все наши наивысшие достижения это наше богоподобие. Оно естественно выявляется в каждом из нас через и по мере снижения уровня самолюбия. (сковывания в течение "тысячи лет", которые - один, седьмой День Господень)
Все предопределено, но ученики полностью свободны. Все направляется ситуативно тем миром, в котором они находятся, теми ситуациями, которые возникают, теми последствиями, которые возникают в результате действий по разрешению возникшей ситуации, вполне предопределенных Творцом, но совершенных по своей воле тварью.
Одно время я предполагала, что во вполне предопределенной череде событий мы полностью свободны лишь в своем отношении к этим событиям. Но и это предопределено нашей душей, нашими душевными состояниями, которые тоже сотворены Им по Его Плану. Но в полностью свободном нашем пользовании.
Вы уж простите меня, пожалуйста, что так много да за один раз. Дорвалась, что называется. Впрочем, я ведь и не сказала ничего нового. На протяжении всей темы кто-нибудь из вас да сказал уже все, о чем я говорю. Разве что в некоторых случаях я несколько переставила акценты.
А до второй-третьей главы даже и не добралась. Но, возможно, это и не в тему.
Laangkhmer, у меня к Вам личная просьба. Не помню в какой теме, не помню кто, но точно, что Вам, обещал прислать свои соображения о смысле страдания детей. Не могли бы Вы переслать и мне эти соображения на мой e-mail?
Давайте я попробую пояснить свою мысль на примере проблемного обучения физике в школе.
Итак, лабораторный практикум в классе.
На столах подготовлены наборы приборов, лежат инструкции что, как сделать, что с чем соединить, что измерить, что подсчитать. Мало того, до наступления практикума ученики уже знают (по крайней мере так предполагается) какой результат они должны получить. То есть задача такого практикума состоит лишь в том, что ученики убеждаются в правильности предложенных им до того готовых выводов из исследований череды ученых.
Это не проблемное обучение. Это "я знаю, рассказал тебе, теперь ты тоже должен знать". Свободы воли здесь ни на грош. Малейшее отступление от инструкции влечет за собой ошибку, неправильный результат и либо сомнение в компетентности учителя, либо сомнение в себе и своих силах. И соответственно санкции учителя, в меру его благости: двойка, возможность переделать работу, вызов родителей для того, чтобы они дома выпороли свое чадо, изгнание из класса.
Но и возможности научиться мыслить, почувствовать вкус к этому процессу, к процессу познания, здесь ровно столько же. Лишь приобретение некой порции технических навыков и закрепление в памяти полученных готовых знаний.
Наверное, столько же и любви у учителя к ученикам. Они лишь субъекты для упрочения личного авторитета и умения управлять для учителя. Но желает учитель ученикам доброго. На свой лад.
И другой вариант. Теперь уже проблемного обучения.
На столах подготовлены приборы, которые можно соединить различными способами, но лишь в соединении в определенной последовательности они дадут определенный результат. А в другой результат будет другой. На одном столе все подготовлено для получения одних результатов, на другом для других, но все во взаимосвязи. Мало того, ученик даже не знает какие это результаты должны быть. Знает лишь то, что приборами нужно не гвозди забивать, а соединять их, как это свинчивать, как это включать, как это короче, лишь простейшие технические приемы.
Он сам, по своей воле, соединяет так и эдак, сам наблюдает результаты, у него возникают вопросы (возникает проблема) почему это так получается, он сам находит ответы на свои вопросы, сам делает выводы (решает проблему).
Вот это научение. Результат такого научения вечен. Ученик уже не забудет того, что познал сам.
Все по своей воле? Да ничего подобного. Для проведения обучения таким методом, учитель не только должен знать свой предмет в совершенстве, законы его познания в совершенстве, он должен знать в совершенстве каждого из своих учеников (и способности, и пределы, и склонности, и многое другое), скрупулезно продумать наборы приборов на каждом из столов. Им продумано ВСЕ. Мало того, при всей захватывающей все внимание учеников деятельности, так, что вроде бы и учитель им ни к чему, не замечают они его, учитель постоянно находится рядом. Пока идет процесс познания он не вмешивается. Иначе может возникнуть желание "схалтурить", не самому искать, исследовать, а ждать подсказки. Тупик бросит одно-два слова. Да еще так, что наиболее увлеченные даже не заметят, что это учитель сказал, просто Эврика!
Здесь предопределен каждый момент и заранее предопределен. Малейшая оплошность учителя и все пойдет насмарку вопрос не возникнет, закономерность не будет выявлена. Не будет установлено ни качественное не количественное соотношение событий "мира", если "мир" не сотворен совершенным. Предопределены даже все до одной ошибки, которые ученик не только может, но должен совершить. Потому что иначе он не будет знать того, как можно, а как нельзя, что приводит к результату, а что не приводит.
И вот когда все доступные на данном уровне эксперименты проведены, часть выводов уже сделана, но присутствуют наблюдения (вот они есть и никуда от них не денешься, не закроешь глаза), которые не имеют объяснения на имеющемся уровне познания, а вопрос назрел уже так, что совсем горячо, вот тогда наступает квинтэссенция метода проблемного обучения: ученик задает уже полностью сформулированный и осознанный вопрос и учитель начинает объяснять сам. Тогда ничто, даже звонок на перемену, не в состоянии оторвать внимание учащихся от объяснения учителя. И в результате этого объяснения происходит резкий переход познаний учащихся на качественно новый уровень познания. Порой даже опровергающий какие-либо результаты предыдущих исследований.
А потом новый комплекс экспериментов и далее, далее, далее. Процесс.
Причем заметьте, в первом варианте учитель главный авторитет. Все держится на его объяснениях, если вопросы то к нему, все инструкции, которым нужно неукоснительно следовать его.
Во втором варианте учитель намерено держится в тени. И даже момент "квинтэссенции" подготавливается не ради авторитета учителя, а лишь ради блага ученика, для того, чтобы он сумел максимально сосредоточить свое внимание на источнике познания, для более глубокого понимание того, что без учителя или с рассеянным вниманием, или держась за старые познания, он понять не в состоянии. И снова уходит в тень. Но разлюбить такого учителя невозможно его ученикам, хоть он и не добивается этой любви. Она естественное следствие..
А вы где антропоморфизм, где антропоморфизм. Какой там антропоморфизм? Все наши наивысшие достижения это наше богоподобие. Оно естественно выявляется в каждом из нас через и по мере снижения уровня самолюбия. (сковывания в течение "тысячи лет", которые - один, седьмой День Господень)
Все предопределено, но ученики полностью свободны. Все направляется ситуативно тем миром, в котором они находятся, теми ситуациями, которые возникают, теми последствиями, которые возникают в результате действий по разрешению возникшей ситуации, вполне предопределенных Творцом, но совершенных по своей воле тварью.
Одно время я предполагала, что во вполне предопределенной череде событий мы полностью свободны лишь в своем отношении к этим событиям. Но и это предопределено нашей душей, нашими душевными состояниями, которые тоже сотворены Им по Его Плану. Но в полностью свободном нашем пользовании.
Вы уж простите меня, пожалуйста, что так много да за один раз. Дорвалась, что называется. Впрочем, я ведь и не сказала ничего нового. На протяжении всей темы кто-нибудь из вас да сказал уже все, о чем я говорю. Разве что в некоторых случаях я несколько переставила акценты.
А до второй-третьей главы даже и не добралась. Но, возможно, это и не в тему.
Laangkhmer, у меня к Вам личная просьба. Не помню в какой теме, не помню кто, но точно, что Вам, обещал прислать свои соображения о смысле страдания детей. Не могли бы Вы переслать и мне эти соображения на мой e-mail?
Комментарий