Я так понимаю, вы клоните к тому, что добро и зло есть жизнь и смерть, следовательно, их познание приводит к смерти.
Точка зрения, заслуживающая уважения. Тем более, что она подкрепляется словами Моше: "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло".
К сожалению, это противоречит тому факту, что жизнь и смерть существуют на планете почти в миллион раз дольше, чем те 6 тысяч лет, которые прошли от рождения Адама.
Я вижу ситуацию как значительно более сложную. Категории "хорошо" и "плохо" гораздо древнее человеческого рода, причем они сохранятся и в будущем мире, где человек уже освобожден от страха смерти. Я считаю, что Рамбам прав и что проблема с этим деревом была в том, что человек подменил более масштабные Божественные категории добра и зла менее масштабными, изобретенными им самим. И в результате он обрел не саму смерть - динозавры тоже были смертными - а страх перед смертью.
Не то чтобы другое, но, может быть, вы не имели его в виду. Автор романа, который ввел в роман себя самого в качестве персонажа. Он, естественно, знает, чем все закончится - как автор. Но как персонаж он этого не знает.
Это, разумеется, только аналогия. В более общем плане можно сказать так: Его знание - не наше знание. Пока мы взаимодействуем с Ним в рамках нашего пространственно-временного континуума, у нас есть свобода выбора и никто, даже Он, не может сказать, какой выбор мы сделаем. Но Он не связан этими 4 измерениями - и на самом деле даже мы можем выйти за эти рамки. Вне этих рамок Его всезнание абсолютно, однако вне этих рамок мы не можем и описывать ситуацию обычным языком! Ведь временные рамки заложены в сам язык: как только мы используем любой глагол, сразу подразумевается некий одномерный линейный ход времени, следовательно, более масштабное и сложное знание просто не может быть сформулировано.
Да, я понял вашу мысль. Но там другая проблема: Библия прямо указывает, что Адам и Ева снизили свой уровень, в частности, были наказаны изгнанием. С этим нет проблемы, если не связывать изгнание с самим плодом и считать плод просто тестом: послушаются, нарушат, если нарушат, то что будут делать потом и так далее. Но в Торе нет лишних слов, и если сказано, что это плод познания добра и зла, значит, само это "познание" тоже несет в себе нечто негативное, связанное с наказанием.
То есть вы трактуете "сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" как относящееся к ситуации после плода. Тогда, вероятно, "сотворил по образу" - это изначально, а "по подобию" - только после съедания. Вы это имеете в виду?
Если да, то это, по-моему, чересчур натянуто. Оказывается, нужно быть смертным, чтобы стать подобным Богу. Причем до этого, надо полагать, Адам был не Homo Sapiens, а бессмертным фантастическим созданием наподобие греческих богов. А начало главы 5 опять надо читать не как написано, а сквозь призму этой концепции.
Я вижу все гораздо более ближе к тексту. Да, человек стал смертным и умер смертью, просто смысл этого не такой, как мы привыкли думать. Для него смерть не была концом, и та же ситуация восстановится в будущем - это и есть воскресение мертвых. Но, совершив ошибку, человек временно утратил восприятие себя как бессмертного и начал бояться смерти.
Вообще-то возможность - следствие способности. Если я способен поднять штангу, значит, я могу поднять штангу. Если меня вдруг лишат этой возможности (отберут штангу), то уже нельзя будет сказать, что я способен это сделать. Разве что с оговорками - при условии, что у меня будет штанга, я смогу ее поднять, но это опять-таки наличие возможности.
Вот обратное неверно. Быть может, я могу стать президентом, но не способен на это - просто это зависит не от меня, а от недостаточно разумных избирателей. Что мы и видим сплошь и рядом: президентов, неспособных быть президентами
Вот видите.
Если вы под Библией подразумеваете также Новый Завет, то весь Новый Завет - рассказ именно об этом
Если ограничиться Танахом, то там эта тема упоминается вскользь - царица Савская. Тем не менее, из истории отлично известно, что и до распространения христианства множество народов усвоили от евреев базовые концепции Торы. Евреи-эфиопы - просто частный случай. И тем более процесс передачи этики Торы стал гораздо более интенсивным уже в нашу эру - причем отнюдь не только путем массового крещения. Сегодня практически все конституции и кодексы законов основаны на Торе - причем именно на ней, а не на кодексе Хаммурапи.
Называя чужое священное писание сборником мифов, вы напрашиваетесь на аналогичное определение в адрес собственного священного писания. Разве нет?
Так то война, о которой рассказано в Махабхарате. Другое дело - сама Махабхарата.
Библия начинается с рассказа о Большом взрыве. Но отсюда не следует, что она была записана за миллиарды лет до появления Солнечной системы. Не следует также, что кодекс Торы был записан во время Адама.
Я бы сказал, вопрос о сравнительной древности - дискуссионный.
Спасибо за анекдот!
Однако вы упрощаете. Религиозные войны связаны со смертью, однако ведутся во имя добра. В основании христианства и христианского представления о добре лежит смерть Иисуса. Безудержный разврат связан с жизнью, более того, с ее увеличением - размножением, однако обычно ассоциируется со злом.
Более того, в эталоне добра и зла, предложенном Богом, - в заповедях Торы - тоже все не так просто. Есть случаи, когда предписана смерть, например, казнь, и исполнение этой заповеди является добром. И есть случаи, когда попытка сохранить кому-то жизнь, например, тем же детям мидьянитян, однозначно квалифицируется как зло.
Мне кажется, вы пытаетесь дать простой ответ на сложный вопрос.
Точка зрения, заслуживающая уважения. Тем более, что она подкрепляется словами Моше: "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло".
К сожалению, это противоречит тому факту, что жизнь и смерть существуют на планете почти в миллион раз дольше, чем те 6 тысяч лет, которые прошли от рождения Адама.
Я вижу ситуацию как значительно более сложную. Категории "хорошо" и "плохо" гораздо древнее человеческого рода, причем они сохранятся и в будущем мире, где человек уже освобожден от страха смерти. Я считаю, что Рамбам прав и что проблема с этим деревом была в том, что человек подменил более масштабные Божественные категории добра и зла менее масштабными, изобретенными им самим. И в результате он обрел не саму смерть - динозавры тоже были смертными - а страх перед смертью.
Не то чтобы другое, но, может быть, вы не имели его в виду. Автор романа, который ввел в роман себя самого в качестве персонажа. Он, естественно, знает, чем все закончится - как автор. Но как персонаж он этого не знает.
Это, разумеется, только аналогия. В более общем плане можно сказать так: Его знание - не наше знание. Пока мы взаимодействуем с Ним в рамках нашего пространственно-временного континуума, у нас есть свобода выбора и никто, даже Он, не может сказать, какой выбор мы сделаем. Но Он не связан этими 4 измерениями - и на самом деле даже мы можем выйти за эти рамки. Вне этих рамок Его всезнание абсолютно, однако вне этих рамок мы не можем и описывать ситуацию обычным языком! Ведь временные рамки заложены в сам язык: как только мы используем любой глагол, сразу подразумевается некий одномерный линейный ход времени, следовательно, более масштабное и сложное знание просто не может быть сформулировано.
Да, я понял вашу мысль. Но там другая проблема: Библия прямо указывает, что Адам и Ева снизили свой уровень, в частности, были наказаны изгнанием. С этим нет проблемы, если не связывать изгнание с самим плодом и считать плод просто тестом: послушаются, нарушат, если нарушат, то что будут делать потом и так далее. Но в Торе нет лишних слов, и если сказано, что это плод познания добра и зла, значит, само это "познание" тоже несет в себе нечто негативное, связанное с наказанием.
То есть вы трактуете "сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" как относящееся к ситуации после плода. Тогда, вероятно, "сотворил по образу" - это изначально, а "по подобию" - только после съедания. Вы это имеете в виду?
Если да, то это, по-моему, чересчур натянуто. Оказывается, нужно быть смертным, чтобы стать подобным Богу. Причем до этого, надо полагать, Адам был не Homo Sapiens, а бессмертным фантастическим созданием наподобие греческих богов. А начало главы 5 опять надо читать не как написано, а сквозь призму этой концепции.
Я вижу все гораздо более ближе к тексту. Да, человек стал смертным и умер смертью, просто смысл этого не такой, как мы привыкли думать. Для него смерть не была концом, и та же ситуация восстановится в будущем - это и есть воскресение мертвых. Но, совершив ошибку, человек временно утратил восприятие себя как бессмертного и начал бояться смерти.
Вообще-то возможность - следствие способности. Если я способен поднять штангу, значит, я могу поднять штангу. Если меня вдруг лишат этой возможности (отберут штангу), то уже нельзя будет сказать, что я способен это сделать. Разве что с оговорками - при условии, что у меня будет штанга, я смогу ее поднять, но это опять-таки наличие возможности.
Вот обратное неверно. Быть может, я могу стать президентом, но не способен на это - просто это зависит не от меня, а от недостаточно разумных избирателей. Что мы и видим сплошь и рядом: президентов, неспособных быть президентами

Вот видите.
Если вы под Библией подразумеваете также Новый Завет, то весь Новый Завет - рассказ именно об этом

Если ограничиться Танахом, то там эта тема упоминается вскользь - царица Савская. Тем не менее, из истории отлично известно, что и до распространения христианства множество народов усвоили от евреев базовые концепции Торы. Евреи-эфиопы - просто частный случай. И тем более процесс передачи этики Торы стал гораздо более интенсивным уже в нашу эру - причем отнюдь не только путем массового крещения. Сегодня практически все конституции и кодексы законов основаны на Торе - причем именно на ней, а не на кодексе Хаммурапи.
Называя чужое священное писание сборником мифов, вы напрашиваетесь на аналогичное определение в адрес собственного священного писания. Разве нет?
Так то война, о которой рассказано в Махабхарате. Другое дело - сама Махабхарата.
Библия начинается с рассказа о Большом взрыве. Но отсюда не следует, что она была записана за миллиарды лет до появления Солнечной системы. Не следует также, что кодекс Торы был записан во время Адама.
Я бы сказал, вопрос о сравнительной древности - дискуссионный.
Спасибо за анекдот!
Однако вы упрощаете. Религиозные войны связаны со смертью, однако ведутся во имя добра. В основании христианства и христианского представления о добре лежит смерть Иисуса. Безудержный разврат связан с жизнью, более того, с ее увеличением - размножением, однако обычно ассоциируется со злом.
Более того, в эталоне добра и зла, предложенном Богом, - в заповедях Торы - тоже все не так просто. Есть случаи, когда предписана смерть, например, казнь, и исполнение этой заповеди является добром. И есть случаи, когда попытка сохранить кому-то жизнь, например, тем же детям мидьянитян, однозначно квалифицируется как зло.
Мне кажется, вы пытаетесь дать простой ответ на сложный вопрос.
Комментарий