Ну, а где здесь постулирование полного тотального невмешательства? Между "не испытывает сопротивление от вездесущия Божия" и "не испытывает воздействия Божия" не видите разве разницу?
Ньютон решает проблему соотношения Бога и мира и, уходя от пантеизма, по сути иными словами повторяет Иоанна Дамаскина: "мир в Боге по месту, а не по природе":
"Бог есть единый и тот же самый бог всегда и везде. Он вездесущ не по свойству только, но по самой сущности, ибо свойство не может существовать без сущности. В нем все содержится и все вообще движется, но без действия друг на друга. Бог не испытывает воздействия от движущихся тел, движущиеся тела не испытывают сопротивления от вездесущия божия. Признано, что необходимо существование высшего божества, поэтому необходимо, чтобы он был везде и всегда. <...> Он совершенно не обладает телом и телесным видом, поэтому его нельзя ни видеть, ни слышать, ни ощущать, вообще его не должно почитать под видом какой-либо телесной вещи. Мы имеем представление об его свойствах, но какого рода его сущность совершенно не знаем. Мы видим лишь образы и цвета тел, слышим лишь звуки, ощущаем лишь наружные поверхности, чуем лишь запах и чувствуем вкусы: внутреннюю же сущность никаким чувством, никаким действием мысли не постигаем, тем меньшее можем мы иметь представление о сущности бога. Мы познаем его лишь по его качествам и свойствам и по премудрейшему и превосходнейшему строению вещей и по конечным причинам, и восхищаемся по совершенству всего, почитаем же и поклоняемся по господству. <...> От слепой необходимости природы, которая повсюду и всегда одна и та же, не может происходить изменения вещей. Всякое разнообразие вещей, сотворенных по месту и времени, может происходить лишь от мысли и воли существа необходимо существующего."
В фразе "Бог не испытывает воздействия от движущихся тел" Ньютон утверждает неограниченность Бога своим творением (т.е как раз всемогущество). Во фразе "движущиеся тела не испытывают сопротивления от вездесущия Божия" Ньютон уходит от пантеизма, что бы не отождествить природу Бога и природу мира (как у Бруно). В дальнейших рассуждениях (подчеркнутых мной) Ньютон утверждает тоже самое, что я пытаюсь объяснить оппонентам в теме "10 вопросов к атеистам-сциентистам."
Ньютон решает проблему соотношения Бога и мира и, уходя от пантеизма, по сути иными словами повторяет Иоанна Дамаскина: "мир в Боге по месту, а не по природе":
"Бог есть единый и тот же самый бог всегда и везде. Он вездесущ не по свойству только, но по самой сущности, ибо свойство не может существовать без сущности. В нем все содержится и все вообще движется, но без действия друг на друга. Бог не испытывает воздействия от движущихся тел, движущиеся тела не испытывают сопротивления от вездесущия божия. Признано, что необходимо существование высшего божества, поэтому необходимо, чтобы он был везде и всегда. <...> Он совершенно не обладает телом и телесным видом, поэтому его нельзя ни видеть, ни слышать, ни ощущать, вообще его не должно почитать под видом какой-либо телесной вещи. Мы имеем представление об его свойствах, но какого рода его сущность совершенно не знаем. Мы видим лишь образы и цвета тел, слышим лишь звуки, ощущаем лишь наружные поверхности, чуем лишь запах и чувствуем вкусы: внутреннюю же сущность никаким чувством, никаким действием мысли не постигаем, тем меньшее можем мы иметь представление о сущности бога. Мы познаем его лишь по его качествам и свойствам и по премудрейшему и превосходнейшему строению вещей и по конечным причинам, и восхищаемся по совершенству всего, почитаем же и поклоняемся по господству. <...> От слепой необходимости природы, которая повсюду и всегда одна и та же, не может происходить изменения вещей. Всякое разнообразие вещей, сотворенных по месту и времени, может происходить лишь от мысли и воли существа необходимо существующего."
В фразе "Бог не испытывает воздействия от движущихся тел" Ньютон утверждает неограниченность Бога своим творением (т.е как раз всемогущество). Во фразе "движущиеся тела не испытывают сопротивления от вездесущия Божия" Ньютон уходит от пантеизма, что бы не отождествить природу Бога и природу мира (как у Бруно). В дальнейших рассуждениях (подчеркнутых мной) Ньютон утверждает тоже самое, что я пытаюсь объяснить оппонентам в теме "10 вопросов к атеистам-сциентистам."
Комментарий