Естестесвенно выдумаваю
Естественная хронология работы Дарвина над теорией происхождения видов позволяет выделить в её генезисе три очерченных выше периода достаточно однозначно:
- Зарождение 18311836 годы (совпадает с путешествием на «Бигле» и заканчивается созданием первой «теории» видов).
- Оформление 18361842 годы (работа над теорией, отраженная в основном в записных книжках 18371838 годов и очерке 1842 года).
- Развитие 18421858 годы (работа над очерком 1844 года и над объёмным трудом, извлечением из которого стал текст «Происхождения видов»).
Из текста записных книжек 1836 году ясно видно, что Дарвин находил место и для новых актов творения, сосуществующих с процессом перехода видов друг в друга.
Если сосредоточить внимание только на той части записей, в которой разрабатывается эволюционная проблематика, то её анализ показывает, что Дарвин конструирует в ней теоретический механизм перехода (трансмиссии)
Суммируя отдельные дарвиновские замечания, можно представить идеальный объект трансмиссионной теории следующим образом.
Виды «сотворены на определённый срок», и их появление и гибель не зависят от «изменения обстоятельств», то есть от чего-то «внешнего» им как таковым. Поэтому «в вымирании видов нет ничего более удивительного, чем (в смерти) особей».
Как древнейшие, так и современные виды «переходят» друг в друга, то есть изменяются. Близкие виды имеют «общего предка».
Переход одних видов в другие есть «не постепенное изменение, или перерождение (degeneration), под влиянием обстоятельств; если один вид изменяется в другой, то это должно происходить путём скачка, иначе вид может погибнуть».
«Каждый (вид имеет) свои собственные границы (распространения) и характерные признаки».
Второй период разработки концепции биологической эволюции Дарвина начинается сразу же вслед за возвращением его в Англию после кругосветной экспедиции. Уже в марте 1937 года он начинает специальную записную книжку, целиком посвящённую проблеме происхождения видов и названную им чуть позже (в 1838 году) «Первой записной книжкой о трансмутации видов». Отдельные замечания он заносит и в старые записные книжки
Основная предметная тема записных книжек о трансмутации это тема вариативности, появления новых видов как результата изменения видов, являющихся их «предковой формой
В записных книжках о «трансмутации» фактически содержатся два различных взгляда на процесс изменения и происхождения видов, используются два понятия для его представления. Это различие можно выразить в рамках со- и противо-поставления «изменчивость изменяемость», где изменчивость есть процесс, являющийся причиной самого себя (causa sui), самоизменение, в котором
процесс и механизм совпадают, изменяемость же, напротив, обусловлена некоей «внешней» причиной и предполагает механизм (то есть другой, сущностный процесс), вызывающий изменение.
Изменчивость это исходная идея «теории трансмиссии» видов. Неоднократно используется она и в записных книжках по трансмутации видов [COLOR=#CC3333 !important]80.[/COLOR]
Дарвин связывает в этом теоретическом контексте изменчивость с самим существованием живого, придаёт ей статус центрального жизненного процесса, условия и способа существования, безусловного атрибута жизни как таковой. «Каждый вид изменяется. Он должен прогрессировать. Человек улучшает [свои] представления. Простейшее не может избежать того, чтобы не стать более сложным, и если мы обратимся к первичному происхождению, то должно было [иметь место] прогрессивное развитие» (Дарвин 1959 год, с. 94). Он примеряет возможность придания изменчивости статуса закона (природы) [COLOR=#CC3333 !important]81.[/COLOR]
При всём при том Дарвин не удовлетворяется представлением процесса видообразования в виде спонтанной изменчивости видов. Во всяком случае, он не готов считать подобное представление достаточным и окончательным. Записные книжки о трансмутации фиксируют дарвиновские попытки применения в теоретической схеме видообразования идеи изменяемости видов, вызванной какой-то, пока ещё неизвестной, причиной [COLOR=#CC3333 !important]82.[/COLOR]
Его смущало противоречие между спонтанным характером подобного видообразования и явно целесообразным, приспособительным характером видовых признаков. «Должны существовать [какие-то] законы изменения, случай никогда не мог бы произвести разновидности» (Дарвин 1959 год, с. 69).
Каков же идеальный объект трансмутационной теории в отличие от идеального объекта теории трансмиссионной?
Вполне очевидно, что, если представления, выработанные на предыдущем этапе, не были им просто отброшены, то их дальнейшее развитие должно было происходить в соответствии с новыми метапредметными установками. И он явно следует по этому пути, модифицируя принцип идеализации, регулировавший построение идеального объекта на предыдущем этапе. Если первоначально процесс перехода видов друг в друга непосредственно отождествлялся с эмпирическим многообразием видов (современных и ископаемых), то сейчас Дарвин проводит различение возможных и осуществлённых форм перехода видов.
Если сосредоточить внимание только на той части записей, в которой разрабатывается эволюционная проблематика, то её анализ показывает, что Дарвин конструирует в ней теоретический механизм перехода (трансмиссии)
Суммируя отдельные дарвиновские замечания, можно представить идеальный объект трансмиссионной теории следующим образом.
Виды «сотворены на определённый срок», и их появление и гибель не зависят от «изменения обстоятельств», то есть от чего-то «внешнего» им как таковым. Поэтому «в вымирании видов нет ничего более удивительного, чем (в смерти) особей».
Как древнейшие, так и современные виды «переходят» друг в друга, то есть изменяются. Близкие виды имеют «общего предка».
Переход одних видов в другие есть «не постепенное изменение, или перерождение (degeneration), под влиянием обстоятельств; если один вид изменяется в другой, то это должно происходить путём скачка, иначе вид может погибнуть».
«Каждый (вид имеет) свои собственные границы (распространения) и характерные признаки».
Второй период разработки концепции биологической эволюции Дарвина начинается сразу же вслед за возвращением его в Англию после кругосветной экспедиции. Уже в марте 1937 года он начинает специальную записную книжку, целиком посвящённую проблеме происхождения видов и названную им чуть позже (в 1838 году) «Первой записной книжкой о трансмутации видов». Отдельные замечания он заносит и в старые записные книжки
Основная предметная тема записных книжек о трансмутации это тема вариативности, появления новых видов как результата изменения видов, являющихся их «предковой формой
В записных книжках о «трансмутации» фактически содержатся два различных взгляда на процесс изменения и происхождения видов, используются два понятия для его представления. Это различие можно выразить в рамках со- и противо-поставления «изменчивость изменяемость», где изменчивость есть процесс, являющийся причиной самого себя (causa sui), самоизменение, в котором
процесс и механизм совпадают, изменяемость же, напротив, обусловлена некоей «внешней» причиной и предполагает механизм (то есть другой, сущностный процесс), вызывающий изменение.
Изменчивость это исходная идея «теории трансмиссии» видов. Неоднократно используется она и в записных книжках по трансмутации видов [COLOR=#CC3333 !important]80.[/COLOR]
Дарвин связывает в этом теоретическом контексте изменчивость с самим существованием живого, придаёт ей статус центрального жизненного процесса, условия и способа существования, безусловного атрибута жизни как таковой. «Каждый вид изменяется. Он должен прогрессировать. Человек улучшает [свои] представления. Простейшее не может избежать того, чтобы не стать более сложным, и если мы обратимся к первичному происхождению, то должно было [иметь место] прогрессивное развитие» (Дарвин 1959 год, с. 94). Он примеряет возможность придания изменчивости статуса закона (природы) [COLOR=#CC3333 !important]81.[/COLOR]
При всём при том Дарвин не удовлетворяется представлением процесса видообразования в виде спонтанной изменчивости видов. Во всяком случае, он не готов считать подобное представление достаточным и окончательным. Записные книжки о трансмутации фиксируют дарвиновские попытки применения в теоретической схеме видообразования идеи изменяемости видов, вызванной какой-то, пока ещё неизвестной, причиной [COLOR=#CC3333 !important]82.[/COLOR]
Его смущало противоречие между спонтанным характером подобного видообразования и явно целесообразным, приспособительным характером видовых признаков. «Должны существовать [какие-то] законы изменения, случай никогда не мог бы произвести разновидности» (Дарвин 1959 год, с. 69).
Каков же идеальный объект трансмутационной теории в отличие от идеального объекта теории трансмиссионной?
Вполне очевидно, что, если представления, выработанные на предыдущем этапе, не были им просто отброшены, то их дальнейшее развитие должно было происходить в соответствии с новыми метапредметными установками. И он явно следует по этому пути, модифицируя принцип идеализации, регулировавший построение идеального объекта на предыдущем этапе. Если первоначально процесс перехода видов друг в друга непосредственно отождествлялся с эмпирическим многообразием видов (современных и ископаемых), то сейчас Дарвин проводит различение возможных и осуществлённых форм перехода видов.

Комментарий