Нижеприведенный текст мой ответ форумчанину под ником «aab» ( он же топикстартер темы «Ошибки современной религии» , в разделе «Христианство и наука») , пришедшего к «однозначному выводу»: «Человек, как и любой другой Живой Объект, НЕ есть образ и подобие Творца! Вот такая вторая ошибка современной религии, и, пожалуй, главная».
Сотворил ли Господь « человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»?
Ветхозаветный псалмопевец , отмечая вездеприсутствие и неисследимость Бога, объемлющего его «сзади и спереди» , с нескрываемым восхищением восклицает: «Дивно для меня ведение [Твое],- высоко, не могу постигнуть его!»(Пс.138)
«Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?»(Ис.46:5) - риторически вопрошает Господь Саваоф, обращаясь к
« черепку из черепков земных».
Но если мы смиренно признаем, что человек (адам. ивр.) не мог быть сотворён по образу и подобию Творца, не существующего в том смысле, в каком существуют все прочие вещи, которые мы считаем существующими, то сам собой возникает вопрос о правомерности употребления в речи устной или письменной термина « по образу Божьему» , поскольку речь идет о существах тварного мира, не имеющих ничего общего с Создателем неба и земли.
Меж тем в Книге «Берешит» , вложив Свои слова в уста пророка Моше, Бог Израилев воскликнул : « Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему!»
Прим.: в комментариях Раши приведено следующее толкование термина в «образе Б-жьем» : « Этим объясняется тебе, что предназначенная для него форма была видом отображения его Творца (в котором Он явил Себя пророкам»); «в образе Нашем. В нашей форме (которая служит для формирования, для придания очертаний)».
Однако вот незадача: если « предназначенная для [человека] форма была [только ] видомв котором [Бог] явил Себя пророкам», то этот вид, строго говоря, не имеет никакого отношения к трансцендентному сверхсуществу, ибо пребывающий в «божественном мраке», согласно апофатическому богословию, бесформен и без-oбразен.
Выходит, перед нами умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения:
а) Бог сотворил « человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»;
б) «Нечто» без-образное не может (по определению) создать что-либо «по образу Нашему».
На наш взгляд, теологам авраамистам (прежде всего из числа тех, кто не утратил способность помыслить нечто «гегелевское») следовало бы истолковать эту дилемму в духе положений диалектического материализма : когда человек переделывает природу, предметы внешнего мира по своему образу и подобию, т.е. создает для своих общественных потреблений и целей орудия производства и предметы потребления ( столь необходимые для функционирования человеческого общества) , то в его мыслящем теле, как свидетельствует практика, возникают самые разнообразные образы и подобия.
Можно сказать, что человек это социальный сложноорганизованный фрактал, непрестанно воспроизводящий себя в многочисленных продуктах труда( самоподобиях), которые он, стихийно присоединяя к своему телу, как остроумно заметил К. Маркс, таким образом удлиняет , «вопреки библии, естественные размеры последнего».
Итак, хорошенько уяснив себе эту ( признаем, несколько мудрёно-афористичную) мысль, для нас уже не составит труда разглядеть, например, в глиняном горшке или сиденье для унитаза ( прошу извинить за нелестное сравнение) свой образ и подобие. Более того, если бы продукты чел. труда (не исключая , разумеется, и предназначенного для создания комфортных условий при пользовании нами унитазом) обладали даром слова, то они, объятые , верно, «божественным страхом», не преминули бы воскликнуть :
Господи, как разительно порой тварь может отличаться от Творца, будучи, несомненно, его образом и подобием!
Сотворил ли Господь « человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»?
Ветхозаветный псалмопевец , отмечая вездеприсутствие и неисследимость Бога, объемлющего его «сзади и спереди» , с нескрываемым восхищением восклицает: «Дивно для меня ведение [Твое],- высоко, не могу постигнуть его!»(Пс.138)
«Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?»(Ис.46:5) - риторически вопрошает Господь Саваоф, обращаясь к
« черепку из черепков земных».
Но если мы смиренно признаем, что человек (адам. ивр.) не мог быть сотворён по образу и подобию Творца, не существующего в том смысле, в каком существуют все прочие вещи, которые мы считаем существующими, то сам собой возникает вопрос о правомерности употребления в речи устной или письменной термина « по образу Божьему» , поскольку речь идет о существах тварного мира, не имеющих ничего общего с Создателем неба и земли.
Меж тем в Книге «Берешит» , вложив Свои слова в уста пророка Моше, Бог Израилев воскликнул : « Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему!»
Прим.: в комментариях Раши приведено следующее толкование термина в «образе Б-жьем» : « Этим объясняется тебе, что предназначенная для него форма была видом отображения его Творца (в котором Он явил Себя пророкам»); «в образе Нашем. В нашей форме (которая служит для формирования, для придания очертаний)».
Однако вот незадача: если « предназначенная для [человека] форма была [только ] видомв котором [Бог] явил Себя пророкам», то этот вид, строго говоря, не имеет никакого отношения к трансцендентному сверхсуществу, ибо пребывающий в «божественном мраке», согласно апофатическому богословию, бесформен и без-oбразен.
Выходит, перед нами умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения:
а) Бог сотворил « человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»;
б) «Нечто» без-образное не может (по определению) создать что-либо «по образу Нашему».
На наш взгляд, теологам авраамистам (прежде всего из числа тех, кто не утратил способность помыслить нечто «гегелевское») следовало бы истолковать эту дилемму в духе положений диалектического материализма : когда человек переделывает природу, предметы внешнего мира по своему образу и подобию, т.е. создает для своих общественных потреблений и целей орудия производства и предметы потребления ( столь необходимые для функционирования человеческого общества) , то в его мыслящем теле, как свидетельствует практика, возникают самые разнообразные образы и подобия.
Можно сказать, что человек это социальный сложноорганизованный фрактал, непрестанно воспроизводящий себя в многочисленных продуктах труда( самоподобиях), которые он, стихийно присоединяя к своему телу, как остроумно заметил К. Маркс, таким образом удлиняет , «вопреки библии, естественные размеры последнего».
Итак, хорошенько уяснив себе эту ( признаем, несколько мудрёно-афористичную) мысль, для нас уже не составит труда разглядеть, например, в глиняном горшке или сиденье для унитаза ( прошу извинить за нелестное сравнение) свой образ и подобие. Более того, если бы продукты чел. труда (не исключая , разумеется, и предназначенного для создания комфортных условий при пользовании нами унитазом) обладали даром слова, то они, объятые , верно, «божественным страхом», не преминули бы воскликнуть :
Господи, как разительно порой тварь может отличаться от Творца, будучи, несомненно, его образом и подобием!


Комментарий