Ислам не является религией?
Свернуть
X
-
Османов
Вот читал и вспомнил о Марии,и её увлечением суфийской поэзией,и решил напечатать,это отрывок из интервью Османова:
Почему именно "Шах-намэ", по*чему не Омар Хайям? Ведь это Вы от*крыли его для русского читателя во всей полноте, когда выпус*тили в свет в 1959 году двухтом*ное издание "Рубайат". Мне ка*залось, что этим можно гордить*ся больше.
Мои друзья-иранцы говорят мне: "Это вы, европейцы, сдела*ли Омара Хайама поэтом. В его рубайи нет мана (смысла)".
Дело в том, что всемирный ин*терес к поэзии Омара Хайяма пробудился в середине XIX века после опубликования английско*го вольного перевода Эдварда Фитцджеральда, хотя в Европе Омар Хайям стал известен еще в начале XIX века (Хаммер-Пургшталь перевел на немецкий 25 рубайи, Гарсен де Тасси на фран*цузский -10 и т.д.). До конца века перевод Фитцджеральда выдер*жал 25 изданий. А что касается второго утверждения, то, конеч*но же, иранцы не имеют в виду, что поэзия Хайяма бессмысли*ца. Под мана в персидской по*эзии подразумевается второй, скрытый, зачастую не угадывае*мый план.
К примеру, для того, чтобы по*нять стихи величайшего поэта Хакани, нужно обладать фунда*ментальными знаниями в разных областях науки. Это было под си*лу только такому ученому как Умани. Накануне исламской ре*волюции в Иране, в 1978 году его зять повел меня к нему домой это шикарный дворец, в Тегеране, на вершине горы. Ему перед этим звонил редактор журнала (Музагер Мостафа - тот, кто сказал, что Омар Хайям не поэт) и просил сделать комментарии. Умани был крупнейшим знато*ком персидской поэзии, велико*лепно владел арабским, разби*рался в средневековых науках. В его комментариях решаются ка*кие-то физические, химические, астрономические представления, цитируется Коран, приводятся хадисы все это надо знать.
Значит, поэзия Хакани глуб*же рубайата Хайяма?
Безусловно. Омар Хайям однозначно читаемый поэт. Вот у меня на полке четырнадцать то*мов толкования поэмы Джелалэтдина Руми "Месневи". Для толкования Хакани потребова*лось бы еще больше. Омар Хайям в таких толкованиях не нуждает*ся.
Просто он пришелся по душе европейцам. Он ближе к их пони*манию мира. У арабов и персов поэзия построена на каких-то не*уловимых с первого взгляда ассо*циациях, очень много аллюзий, реминисценций из Корана, хадисов, средневековых теологичес*ких трактатов. Всего этого в по*эзии Омара Хайама нет. Напро*тив, в своих рубайи он предстает, как богоборец, как человек, дерз*нувший полемизировать со Все*вышним, хотя Омар Хайям был глубоко верующим человеком.
В этом он, наверное, пошел дальше суфиев, которые проти*вопоставляли себя религиозным догматикам, чья вера ограничи*валась заурядным исполнением предписанных обрядов?
Суфии считали себя частицей Божественной субстанции, и, естественно, не могли позволить себе такого свободомыслия, такой полемики с Аллахом.
Тем не менее, Омар Хайям полюбился миллионам людей на Земле, в том числе и в России, и Ваш вклад в это трудно переоце*нить.
Двухтомное издание Омара Хайама с подстрочным переводом я подготовил в соавторстве с азер*байджанским ученым Р. Алие*вым под редакцией академика Е.Э. Бертельса. Это было в 1959 году. Впервые в России рубайи этого поэта вышли в 1897 году. Их издал поэт В.А. Жуковский. "Омар Хайям и странствующие четверостишия".
После того, как мы сделали подстрочный перевод, возникла необходимость в поэтическом в издательстве "Художественная литература" была запланирована книга. Возник вопрос: "Кому по*ручить перевод?" И вот был уст*роен Всесоюзный конкурс, в ко*тором участвовало 10 поэтов-пе*реводчиков из Киева, Москвы, Ленинграда. Я болел за никому тогда не известного Германа Пли*сецкого. С ним меня познакомил мой редактор по Корану Кондарева. Она редактировала какие-то переводы Плисецкого и очень его хвалила.
Наш выбор оказался верным. Герман Плисецкий по сути "за*бил" таких крупных мастеров, как Державин, а он намного сильнее Липкина. Кроме того, ко*миссия признала, что Плисецкий превзошел не только конкурсантов, но и переводчиков прошлого Румера, Жуковского. Это был "звездный час" Плисецкого. Я считаю, что до сих пор никто его не превзошел. Но это не значит, что переводить Хайяма больше незачем. Его рубайи, как Коран, можно и нужно переводить до бесконечности.
Сегодня мы хотим предложить читателям новые переводы Хай*ама. Лично я прочел его по-свое*му, и дерзну не согласиться с тем, что в его рубайях нет второго смысла. Если бы это было так, то он представал бы банальным певцом пирушек. Я полагаю, что Хайям подразумевал под вином саму жизнь, все ее радости, в от*личие от суфиев, для которых "вино" медитация, а "опьяне*ние" состояние транса. Хайям был и против догматизма, и про*тив суфийского аскетизма. Он считал, что мир создан для радо*сти, для человека, и отказывать*ся от его благ - все равно, что отво*рачиваться от Бога. Я правильно рассуждаю?
Исследователи творчества Хайяма XX века Кристенсен, Ро*зен, Арберри вполне обоснованно отказывались от прежних оце*нок, справедливо подчеркивая, что произведения поэта чужды мистике. Однако, они не избежа*ли другой крайности, объявив Хайама гедонистом (певцом ви*на).
"Вино" это духовный напи*ток, помогающий суфиям до*стичь пьянительного транса и мистического прозрения. Это высшее знание, или знание свы*ше. Однажды Ибн Сина навестил суфийского мудреца. После бесе*ды тот сказал об Авиценне: "Он знает то, что я вижу". Суфийское знание приходит через сердце и называется оно "ильму-ль-батин" (наука о внутреннем), а знание, которым обладал Ибн Сина по*стигается разумом, называется оно "ильму-ль-захир", (наука о внешнем).
Термин "вино" употребляется не только суфиями. У Рудаки и Манучари есть "Касыды о вине".
На ошибочный характер этих утверждений указали наши уче*ные А. Болотников, С. Морочник, М. Занд. Однако и они допускали упрощения и натяжки.
Так С. Морочник модернизи*рует облик поэта, называет его атеистом, материалистом. Такое «переосмысление» граничит с от*рицанием литературного насле*дия Хайяма.
Повторяю, Омар Хайам был глубоко верующим человеком, великим ученым, но он был бого*борцем, он позволил себе полеми*зировать с Богом, считая, что че*ловеку это позволительно, коль скоро сам Всевышний наделил его разумом. Все о чем мы с вами говорим, убеждает, что ислам это прежде всего наука.Комментарий
-
Привет.
Мне кажется,что нам сложно судить об Омаре Хайяме,потому что мы не знаем,какие мх стихов подлинные, а какие - подделка.
Я давно обратила внимание на то,что его поэзия неоднородна.
То читаешь гениальное рубаи,то вдруг какая-то пошлость,
типа" пошёл в кабак,упился вдрызг".
Думаю,что с тех пор как Хайям вошёл в моду,появилось очень много подделок.
Поэтому я лично Хайяма читать не очень люблю.
Творчество Руми,я надеюсь,такая участь если и постигла,то в меньшей степени.
Во всяком случае в опубликованных произведениях нет контраста как у Хайяма.
А самые большие сюрпризы приносит поэзия не так известная широкой публике.
Например Камол Худжанди.
"Пусть говорят,что нищ я и бродяга,-
любовью я богат как ростовщик"
Какой прекрасный образ: ростовщик берёт деньги в рост,
а здесь поэт берёт как-бы в рост любовь и взращивает в себе.
Конечно вся лирика суфиев находится на стыке земного и небесного.
И отличается высокой духовностью и поэтому нуждается в разных уровнях понимания.
Это очень интересно: читать и разгадывать каждый стих как ребус.
Камол Худжанди - Газели
ЗЫ
Думаю,что не стоит по суфийской поэзии судить о религии Ислам.
Посколько суфиии находились и находятся всегда находились в оппозиции догмам
и нарочитой ритуальности.
Поэтому они часто находились в ряду гонимых и преследуемых
и даже до сегодняшнего дня их порицают и преследуют.Последний раз редактировалось Estrella; 18 November 2010, 02:11 AM.Комментарий
-
ЗЫ
Думаю,что не стоит по суфийской поэзии судить о религии Ислам.
Посколько суфиии находились и находятся всегда находились в оппозиции догмам
и нарочитой ритуальности.
Поэтому они часто находились в ряду гонимых и преследуемых
и даже до сегодняшнего дня их порицают и преследуют.
Вы знаете Мария что такое ирфан( а именно это понятие вы приписываете суфиям) и чем суфизм отличается от ирфана?Комментарий
-
Во всех религиях есть люди,которые не удовлетворяются догмами и ритуальностью, поэтому они пытаются глубже "копать" познания о Боге.
И в Христианстве были и есть гностические учения,и в Иудаизме тоже.
Не вижу ничего в них плохого.
Время помогает разбираться в правоте и неправоте каждого учения.
А вот отвергать все учения как ересь,то это есть Средневековье,
которое в немалой степени, и даже до наших дней, свойственно и Христианству.Комментарий
-
Если не ошибаюсь,то ирфан это Исламское гностическое учение.
Во всех религиях есть люди,которые не удовлетворяются догмами и ритуальностью, поэтому они пытаются глубже "копать" познания о Боге.
И в Христианстве были и есть гностические учения,и в Иудаизме тоже.
Не вижу ничего в них плохого.
Время помогает разбираться в правоте и неправоте каждого учения.
А вот отвергать все учения как ересь,то это есть Средневековье,
которое в немалой степени, и даже до наших дней, свойственно и Христианству.
Я лишь за то Мария что бы вы перестали так превозносить суфизм,потому что то что вы от него ожидаете может вас полностью разочеровать. Вы читали Чиркави? Это один из шейхов Дагестанского суфизма? Хотите скину?Комментарий
-
Я полагаю,что абсолютно всё в мире имеет две стороны.
Одна - истинная,а другая - ложная.
Между этими сторонами существует пространство поиска.
И я восхищаюсь отдельными личностями и их творчеством,
которое не соответствует тому,что вы утверждаете про суфизм.
Понимаете,мне безразличны глобальные учения,меня интересуют личности,которые духовны и открывают новый мир.
Поэтому изучение современного суфизма не входит в мои планы.
Спасибо за внимание.
Мне надо сейчас исчезнуть,вечером может напишу,если не рухну спать.
Не скучайте.Комментарий
-
Видите ли,мне нравятся отдельные суфии,а не суфизм в целом.
Я полагаю,что абсолютно всё в мире имеет две стороны.
Одна - истинная,а другая - ложная.
Между этими сторонами существует пространство поиска.
И я восхищаюсь отдельными личностями и их творчеством,
которое не соответствует тому,что вы утверждаете про суфизм.
Понимаете,мне безразличны глобальные учения,меня интересуют личности,которые духовны и открывают новый мир.
Поэтому изучение современного суфизма не входит в мои планы.
Спасибо за внимание.
Мне надо сейчас исчезнуть,вечером может напишу,если не рухну спать.
Не скучайте.Комментарий
-
А чем Мухаммад доказал себя как пророк? Знамения Бога он не имел. Пророчество его лишь есть плагиат породия на истиные пророчества. Рожден Мухаммад как простой человек и умер как простой и закопан в землю. Во время жизни Мухаммад издавал множество всевозможных распоряжений об убийстве людей. Иса этого не делал. Иса не был рожден с участием мужчины, не был убийцей. Не умирал потому что Бог забрал Его к себе. Кроме всего этого Иса признак ссудного часа, который вернется на землю что бы доделать свою работу.
В соответствии даже с Кораном Иса сотворил множество чудес и восскрешений. Кроме вчсего этого он в соответствии с Кораном создавал жизнь. А Мухаммад нет.
А наш пророк есть в вашем книге. в Евангелие от Иоанна. Читайте. !!!Комментарий
-
Вы просто не знаете. Идите учите Коран а потом спорьте с мусульманинами. Не зная ничего не скажите что у Мухаммада (да благословит его Аллах и приетствует) не были знамение. А разве ИИсус разделил Луну на две части? Мухаммад (мир ему) сделал это.
А наш пророк есть в вашем книге. в Евангелие от Иоанна. Читайте. !!!
Извращеные толкователи Корана не хотят думать правильно и спрашивать Бога о сути знамений. Они не ведуют о том, что Бог не творит знамения просто так из скуки и безделия. Может аллах и занимается подобными вещами, но Истиный Бог не станет просто так создавать посланцев без участия мужа и не станет просто так забирать их к себе. Не станет также наделять их великим полномочиями творить великое.
Вот и вы сами почитайте внимательно свой Коран и спросите Бога.Комментарий
-
[QUOTE=Мусульманин 1;2428286]Вы просто не знаете. Идите учите Коран а потом спорьте с мусульманинами.А разве ИИсус разделил Луну на две части? Мухаммад (мир ему) сделал это.Для того чтоб Вы мне уверовали Вам необходимо сделать следующее. -Во первых избрать ясную ночь полнолуния.Во вторых подняться на перевал Шар-шар.Ну и в третьих посмотреть вниз и окинуть взором Нурекское водохранилище,а затем посмотреть в верх ,и Вы поверите что я сделал это!
А наш пророк есть в вашем книге. в Евангелие от Иоанна. Читайте. !!!Более того и даже речь ни о конкретном человеке.И меня лично последнее время поражают люди тем самым вызывая у меня улыбку , говорящие типа этого-Как Вы можете говорить о коране, ведь Вы не Мусульманин?! Вам ответ Мусульманин1-как Вы можете говорить о том,что записано в Евангелии -Вы ведь не Христианин!?!
Сейчас я знаю только то,что ничего не знаю.Куда ведёт дорога узнает только тот,кто этот путь осилит!Комментарий
-
Вы просто не знаете. Идите учите Коран а потом спорьте с мусульманинами. Не зная ничего не скажите что у Мухаммада (да благословит его Аллах и приетствует) не были знамение. А разве ИИсус разделил Луну на две части? Мухаммад (мир ему) сделал это.
А наш пророк есть в вашем книге. в Евангелие от Иоанна. Читайте. !!!
Смотрела вчера на небо,но нет, Луна одна.
Может у кого-нибудь в глазах двоится: ну там мираж в пустыне или ещё что.
А где Муххамад в Евангелии от Иоанна?
Подскажите,что-то не найти никак.
Спасибо.Комментарий
-
В этом плане Христианство прекрасная религия,где опора делается на каждую личность.
Помните как Иисус сказал,что путь в Царствие это узкий путь,
а не широкий.
Я думаю,что широкий путь это для церкви,для конфессии,для множества людей.
Они все с песнями и танцами идут широким путём.
Но Иисус сказал про узкий путь,а это для каждого человека по одиночке.
Поэтому в каждой религии есть люди искренние,ищущие Бога,
а есть догматики и формалисты.
Конечно все суфии были верующими и выполняли ритуалы.
Вопрос в том,что они испытывали и что искали в этих ритуалах.
Некоторые ведь бездумно ставят свечи или бьются головой об пол,
не думая о Боге.
Для великих суфиев-философов и поэтов,Бог это Любовь.
"Любовь скрыта.
И никто никогда не видел её воочию.
До каких пор будут нести чепуху эти влюблённые?
Каждый несёт чепуху о своих собственных мыслях о любви.
Любовь по ту сторону от всех мыслей,от того и этого."
Бог везде и во всём.
Бог един над всеми и открывается каждому человеку лично.
Поэтому утверждения,что только мы правильно верим,
крайне неприличны перед лицом Вселенского Разума.Комментарий
-
Привет.
Мне кажется,что нам сложно судить об Омаре Хайяме,потому что мы не знаем,какие мх стихов подлинные, а какие - подделка.
Я давно обратила внимание на то,что его поэзия неоднородна.
ЗЫ
Думаю,что не стоит по суфийской поэзии судить о религии Ислам.
Посколько суфиии находились и находятся всегда находились в оппозиции догмам и нарочитой ритуальности.
Поэтому они часто находились в ряду гонимых и преследуемых
и даже до сегодняшнего дня их порицают и преследуют.
А мне стихи его нравятся.
Правильно, суфизм - это совершенно не исламизм. Суфизм - это, я бы сказал, орден посвящённых, которые далеки от убийства. Суфии - это мудрецы.Комментарий
-
1. Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
Мухаммад (да благославить его Аллах и приветствует) не отрицал Иисуса пришедшего во плоти. А почему вы не судите согласно тому что вам ниспослано:????Комментарий
Комментарий