Поэтическая классика
Свернуть
X
-
Николай Гумилев
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей - мгновенна и убога.
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
***
СЛОВО
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъярёмный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передаёт.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово - это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.Комментарий
-
Не знаю, был ли тут Плещеев, но я как-то наткнулся на этот стих с пророчеством.
А.Н. Плещеев
Он шёл безропотно, тернистою дорогой,
Он встретил радостно и гибель и позор;
Уста, вещавшие ученье правды строгой,
Не изрекли толпе глумящейся укор.
Он шёл безропотно и, на кресте распятый,
Народам завещал и братство и любовь;
За этот грешный мир, порока тьмой объятый,
За ближнего лилась Его святая кровь.
О дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий образ тот
О назначении великом человека,
И волю спящую на подвиг не зовёт?
О нет! Не верю я. Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Ещё настанет деньВдохнёт и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа!Комментарий
-
"Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).Комментарий
-
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Н. ГумилевКомментарий
-
Зинаида Гиппиус
ХРИСТУ
Мы не жили - и умираем
Среди тьмы.
Ты вернешься... Но как узнаем
Тебя - мы?
Все дрожим и себя стыдимся,
Тяжел мрак.
Мы молчаний Твоих боимся...
О, дай знак!
Если нет на земле надежды -
То все прах.
Дай коснуться Твоей одежды,
Забыть страх.
Ты во дни, когда был меж нами,
Сказал Сам:
"Не оставлю вас сиротами,
Приду к вам".
Нет Тебя. Душа не готова,
Не бил час.
Но мы верим,- Ты будешь снова
Среди нас.
"Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).Комментарий
-
Симеон Полоцкий
ДЕВА
Срам честный лице девы украшает,
Егда та ничесоже не лепо дерзает.
Знамя же срама того знается оттуду,
Аще очес не мещет сюду и онуду,
Но смиренно я держит низу низпущенны.
Постоянно, аки бы к земли пристроенны.
Паки аще язык си держит за зубами,
А не разширяет ся тщетными словами.
Мало бо подобает девам глаголати.
Много же к чистым словом уши приклоняти.
Комментарий
-
ДЕВА
Срам честный лице девы украшает,
Егда та ничесоже не лепо дерзает.
Знамя же срама того знается оттуду,
Аще очес не мещет сюду и онуду,
Но смиренно я держит низу низпущенны.
Постоянно, аки бы к земли пристроенны.
Паки аще язык си держит за зубами,
А не разширяет ся тщетными словами.
Мало бо подобает девам глаголати.
Много же к чистым словом уши приклоняти.
Особенно восхитили рифмы "оттуду" и "онуду".
Нет, да и вообще весь текст - просто отпад.Комментарий
-
Берсез осенний
Стихи Игоря Северянина
День алосиз, лимоннолистный лес
Драприт стволы в туманную тунику.
Я в глушь иду под осени берсез,
Беру грибы и горькую бруснику.
Кто мне сказал, что у меня есть муж
И трижды овесененный ребенок?
Ведь это вздор, ведь это просто чушь!
Ложусь в траву, теряя пять гребенок.
Поет душа под осени берсез,
Надежно ждет и сладко, больно верит,
Что он придет, галантный мой эксцесс,
Меня возьмет и девственно озверит.
И, уталив мой алчущий инстинкт,
Вернет меня к моей бесцельной яви,
Оставив мне незримый гиацинт,
Святее верб и кризантем лукавей.
Иду, иду под осени берсез,
Не находя нигде от грезы места,
И я хочу, чтоб сгинул, чтоб исчез
Тот дом, где я - замужняя невеста!
ЗЫ Кто объяснит о чем тут речь, получит гранд мерси.Комментарий
-
Свет, ну Вы и задачки задаёте. Раза три перечитал...тяжело доходит.
Озверяет девственно,
Овесняет явственно
Мой эксцесс, естественно,
Свят берсезлукавственно.
Лес лимоннолиственный,
Дом треклятый, сгинувший...
Я такой воинственный,
Мухоморов принявший.
Комментарий
-
, явно без них дело не обошлось.
Комментарий
-
Что это значит? Для акмеизма важны были намёки на культуру (манжеты с кружевами из Брабанта с розоватым оттенком), для символизма - намёки на коллективное бессознательное (какой может быть мгла - тёмной; сиреневой; лиловой), для футуризма важно, чтобы звук выражал то же, что и слово (представьте, что на Ваш обычный вопрос "Как дела?" Вам отвечают: "День алосиз!").
Кроме того, футуристы были большие скандалисты. Маяковский такие номера выкидывал, что если бы не революция, сидеть ему в тюрьме за нарушение общественной морали.
Но в целом футуризм - весьма интересное явление, оказавшее огромное влияние на русскую поэзию всего ХХ века.
P.S. berceuse переводится с французского как "колыбельная"Комментарий
-
стихи-родственники
Гаврила Державин, 1880 г.
СНИГИРЬ
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый Снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов,
С горстью россиян всё побеждать?
Быть везде первым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и богом;
Скиптры давая, зваться рабом;
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?
Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, Снигирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! - что воевать?
Иосиф Бродский, 1974 г.
НА СМЕРТЬ ЖУКОВА
Вижу колонны замерших звуков,
гроб на лафете, лошади круп.
Ветер сюда не доносит мне звуков
русских военных плачущих труб.
Вижу в регалиях убранный труп:
в смерть уезжает пламенный Жуков.
Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском маневра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.
Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".
К правому делу Жуков десницы
больше уже не приложит в бою.
Спи! У истории русской страницы
хватит для тех, кто в пехотном строю
смело входили в чужие столицы,
но возвращались в страхе в свою.
Маршал! поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря.
Все же, прими их -- жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.
Бей, барабан, и, военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.Комментарий
-
из Юлии Друниной
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?
Как объяснить бедняге,
Рожденному с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного любовью?
* * *
Есть круги рая,
А не только ада.
И я сквозь них,
Счастливая, прошла.
Чего ж мне надо,
Да, чего ж мне надо?
Ни на кого
Держать не стану зла.
За все, что было,
Говорю - "спасибо!"
Всему, что будет,
Говорю - "держись!"
Престолы счастья
И страданий дыбы:
Две стороны
Одной медали -
"Жизнь".Комментарий
-
Евтушенко
Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.
Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.
Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.
Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.
Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.
Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.
А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз...
Ты предавал их в жизни столько раз!
И вот оно - возмездье - настает.
"Предатель!"- дождь тебя наотмашь бьет.
"Предатель!"- ветки хлещут по лицу.
"Предатель!"- эхо слышится в лесу.
Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,
и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя...Комментарий
Комментарий